ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Пирамида Кэролла в бизнесе


pyramid

Почему некоторые большие компании стремятся создать команды, в которых люди отличаются друг от друга культурами и образом мышления? Зачем тратят деньги на некоммерческую деятельность? Это делается лишь ради того, чтобы выглядеть современно в глазах общественности или есть другие причины? И почему компании инвестируют огромные средства в некоторые вещи, которые не приносят прямого дохода? В этой статье мы посмотрим на поставленные вопросы через модель корпоративной социальной ответственности (CSR).

Чтобы выжить, любая компания должна как минимум иметь доход и выполнять свои обязанности, основанные на законах. Если она в этом успешна — имеет смысл подниматься еще выше по пирамиде Кэролла.

Пирамида Кэролла

Профессор Арчи Кэролл опубликовал свою модель пирамиды в 1991 году и с тех пор она стала достаточно популярным инструментом в бизнесе. Он утверждал, что CSR может лишь тогда стать реальностью, когда менеджеры станут моральными и полностью исключат аморальное поведение.

Пирамида описывает иерархию ответственности, ступени которой создают CSR: у основания находится экономический фактор, далее идет законность, потом этичность, а на самой вершине пирамиды стоит благотворительность. Кэролл утверждал, что без этой гармонии любая компания в итоге разорится, потому что мир бизнеса меняется и больше не будут существовать компании, ориентированные исключительно на прибыль.

1

Экономика

Первым делом любая компания должна думать о своей прибыли. Задача достаточно проста — минимум расходов, максимум доходов. Когда компания твердо стоит на ногах, можно подумать об инвестициях. В этом случае расходы будут увеличиваться, а доход будет получен не сразу. То же самое происходит и с инновациями.

Вы несете экономическую ответственность перед своими работниками, инвесторами и акционерами. Также это значит создавать хорошие продукты и сервисы, которые не влияют негативно на здоровье ваших клиентов.

Каждый человек в вашей организации должен нести личную ответственность за свои действия. Для этого нужно провести работу по просвещению ваших подчиненных.

2

Законность

Минимальное требование к любому бизнесу: он должен быть законным. Во многих странах это означает:

  • Быть честным относительно продуктов и сервисов, которые вы продаете.
  • Обеспечивать своим сотрудникам и клиентам безопасность.
  • Не уничтожать окружающую среду.
  • Платить налоги.

В западном мире репутация компании имеет первостепенное значение. Если она будет поймана и оштрафована за незаконную деятельность, от нее отвернется большинство клиентов.

Обеспечьте своих работников и клиентов достоверной и своевременной информацией.

3

Этика

Этот элемент расширяет ваши обязательства. Вы должны определить, что хорошо, а что плохо, даже если этого не требует закон.

Например, по закону имеете право использовать столько сахара в своих продуктах, сколько пожелаете. Однако если вы осознаете, что сахара в них слишком много, то можете снизить его количество, даже если это повлияет на продажи. Или, к примеру, можете не структурировать свою компанию таким образом, чтобы платить меньше налогов.

4

Благотворительность

Это высшее обязательство, которое берет на себя компания. Если вы это делаете не для того, чтобы получить налоговые льготы и нажиться на этом, то поступаете предельно по-человечески. Вы хотите улучшить мир вокруг вас, поэтому жертвуете деньги на образование или здравоохранение. Вы также можете позволять своим подчиненным вести волонтерскую деятельность. Расходы вашей компании растут, но вы можете себе это позволить и не приведете ее к краху.

Преимущества CSR

Кэролл выделяет три главных преимущества CSR. Несмотря на то, что элементы этики и благотворительности в идеале должны идти от сердца и не приносить дохода, имеются и хорошие стороны такой деятельности:

  1. Создание репутации. Компания, имеющая хорошую репутацию, не имеет конкурентов. Иногда клиенты покупают у нее товары и пользуются ее услугами даже в тех случаях, когда они дороже, чем у других компаний.
  2. Повышение устойчивости компании. Клиенты ценят вашу заботу о них и окружающей среде, поэтому являются лояльными и готовы даже помогать в ее развитии. Организации с благотворительным уклоном существуют дольше.
  3. Привлечение и удержание талантов. Некоторые люди будут стремиться работать именно в вашей компании, потому что вы делаете добро человечеству. Ваши сотрудники чувствуют, что принадлежат к чему-то большему, чем просто зарабатывание денег.

Проблемы

Проблемы возникнут, когда ваши клиенты поймут, что вы просто наживаетесь на их надеждах и ценностях. Например, если вы как лицо, ассоциирующееся с компанией, ездите на машине за миллион долларов или были замечены на дискотеке на шикарной вилле/дорогом лайнере. Конечно, каждый человек имеет право тратить деньги, как пожелает, но ваша репутация будет серьезно испорчена. Образ компании, которая помогает миру, исчезнет и возникнет новый.

Также вы можете делать добро клиентам и при этом относиться плохо к своим рабочим. Это тоже станет достоянием общественности и испортит репутацию.

Применение в жизни

Пришло время проверить все четыре стадии ответственности вашей компании и предпринять соответствующие действия.

  • Надежны ли ваши продукты и услуги? Проведите опрос среди клиентов и выясните, чем они недовольны.
  • Действительно ли вы ведете легальную деятельность? Есть ли у вас доказательства этому? Может случиться, что вы проверяли однажды, однако время прошло и ваши понятия о бизнесе и законе изменились.
  • Что вы сделаете, когда ваша компания выполнит все юридические и экономические обязательства? Есть ли что-то законное, но тем не менее неэтичное в вашей деятельности?
  • Сможете ли вы дать миру немного больше, чем уже даете? Повысить зарплату своим работникам, жертвовать деньги на благотворительность, думать о будущем планеты?

Корпоративная социальная ответственность предполагает, что вы, как владельцы бизнеса, несете моральную ответственность не только перед своими сотрудниками, но и перед обществом. Это поможет вашей компании улучшить свою репутацию, увеличить доходы в долгосрочной перспективе и поощрять своих работников выполнять работу с энтузиазмом.

Желаем вам удачи!