ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Необычные психологические теории


психологические теории

На полках книжных магазинов и страницах различных интернет-ресурсов сегодня можно найти немалое количество литературы, которая посвящена многим направлениям психологии. Каждый день появляются какие-то новые данные о каких-то новых исследованиях, позволившие выявить какие-то новые шокирующие психологические закономерности, воздействующие на человека и его жизнь. Нередко можно узнать такое, отчего волосы на голове встают дыбом, или что повергает в безудержный смех.

Для объяснения особенностей природы человека психологами разных мастей создаются всяческие теории, противоречащие нашим знаниям о себе и здравому смыслу, и меняющие нашу картину мира. Говорить о таких вещах мы, конечно, можем лишь условно и субъективно, но всё же.

Данную статью мы решили посвятить нескольким необычным, непривычным и даже странным психологическим теориям. Кто знает, вполне возможно, в одной из них вы сможете увидеть себя.

1

Испытывать негативные эмоции полезно

Что должен делать человек, испытывающий негативные эмоции? На этот счёт есть много теорий, однако исследователи из Ливерпульского университета выяснили, что, во-первых, отрицательные эмоции и вправду вредны для человека (ну, это нам не в новинку), а во-вторых, наибольший вред они приносят, если человек их не проявляет или сдерживает.

Если человек подавляет негативные импульсы, он рискует в любой момент пережить их бесконтрольную вспышку. Психологи из Ливерпуля рекомендуют для сохранения эмоционального и психического здоровья давать себе испытывать и позитивные, и негативные эмоции (естественно, без фанатизма). После того, как негатив будет выплеснут, нужно просто успокоиться и поразмыслить над ситуацией. Также полезно выработать собственную стратегию, способную минимизировать появление отрицательных эмоций.

2

Язык, при помощи которого общается человек, обуславливает его мировосприятие

Аннетта Павленко (профессор Темпльского университета) и Лера Бородицки (профессор Стэнфордского университета) считают, что человек – это то, что он говорит. Исследователи убеждены, что на мировосприятие человека воздействует тот язык, на котором он думает и общается. К примеру, в характерном для аборигенов Австралии (для некоторых племён) языке гугу йимитир отсутствуют слова, которые обозначают левую или правую стороны. Чтобы описать местоположение, они могут сказать: «Тот, кто стоит к востоку от тебя – это мой брат», и разъяснить этим людям, в чём различие между правой и левой сторонами, очень проблематично. А вот ещё один интересный пример: в эскимосском наречии имеется свыше 40 терминов для определения разных видов снега: там, где мы с вами увидим просто «снег», эскимос может увидеть обычный снег – «апут», красивый снег – «кана» или огромный снег – «кимуксук».

По мнению Павленко и Бродицки, язык – это единственный фактор, который формирует мировосприятие и мировоззрение человека. Но, например, американский языковед Джон МакВортер говорит, что наибольшее значение имеет культура, с которой связан язык, иллюстрируя свою точку зрения примерами, когда начинавшие говорить на других языках люди, словно становились другими личностями.

3

Депрессивные состояния полезны

Многим из нас это может показаться странным, но есть категория специалистов, считающих, что человек иногда должен погружаться в депрессию. К примеру, психолог Джонатан Роттенбург убеждён, что состояние борьбы между отрицательными и положительными эмоциями делают жизнь человека полной. Согласно его идеям, депрессия является одним из механизмов выживания, позволяющим экономить энергию и силы, а также предохраняющим от тщетных усилий. Но это, конечно же, не говорит о том, что бороться с депрессией не нужно – нужно относиться к ней проще и всегда помнить, что таким образом наша психика реагирует на явления окружающего мира.

4

Уступчивые люди могут совершать неблаговидные поступки

Представьте себе двух людей, один из которых приятен в общении и открыт, а другой, так скажем, «колюч» и более закрыт. Кто, по вашему мнению, может запросто ударить незнакомого человека, если его попросить об этом?

Скорее всего, вы ответите, что второй человек. Но результаты проведённого психологами эксперимента показали, что приятный и открытый человек ударит незнакомца с гораздо большей вероятностью. В самом же эксперименте его участникам было предложено ударить другого разрядом тока, и «положительные» люди делали это чаще «отрицательных».

Объясняется этот феномен так: человек, склонный к компромиссам, легче принимает модель поведения, которую ему навязывают, и убедить его в том, что то, что он делает, является нормой с моральной точки зрения, значительно проще. А человек, не стремящийся произвести на окружающих впечатление, в большинстве случаев откажется от совершения поступков, в которых не видит смысла.

5

Эффективность труда повышается, если отвлекаться во время работы

Практически во всех организациях запрещается отвлекаться во время рабочего процесса, например, смотреть видеоприколы в Интернете или общаться в соцсетях. Но в Университете Копенгагена уверены, что такое времяпрепровождение способно повысить личную эффективность человека. Результаты проведённого исследования показали, что отвлекающиеся на совершенно посторонние занятия люди, допускают в работе меньше ошибок, нежели те, кто постоянно увлечён работой.

Данный факт объясняется тем, что воля человека должна рассматриваться, как некий исчерпаемый ресурс, который нуждается в регулярном пополнении. Т.е. вместо того, чтобы постоянно корпеть над решением задачи, лучше дать мозгу немного прийти в себя. Посредством расслабления и избавления от накопленных в голове мыслей человек заряжается новой энергией и мобилизует свою волю, а непрерывная работа чрезмерно загружает мозг.

6

Оказывая кому-то услугу, человек повышает авторитет другого для себя самого

Не зря говорят, что одним из самых эффективных способов понравиться кому-то является оказание ему услуги. Но этого можно добиться и иным методом – чтобы он сделал услугу для вас. Дело в том, что люди хорошо относятся не только к тем, кто помогает им, но и к тем, кому оказывают помощь они. Представленный феномен носит название «Эффект Бенджамина Франклина». Есть легенда, согласно которой, Франклин попросил одного из своих политических оппонентов на время книгу из его личной библиотеки. Оппонент Франклина был польщён этим. Он выслал ему эту книгу, а после между ними возникли тёплые дружеские отношения.

Наиболее часто этот эффект трактуется как когнитивный диссонанс – если человек оказывает кому-то услугу, его мозг начинает заниматься поиском мотивов действий, способных устранить противоречия между действиями и мышлением. В том случае, если таких мотивов нет, мозг автоматически их создаёт, склоняя человека к симпатии к другому.

7

Форма полицейских подталкивает их к насильственным действиям

Американский психолог Мария Конникова считает, что форма, которую носят сотрудники полиции, не только вызывает агрессивную реакцию у обычных граждан, но также и провоцирует агрессивное поведение самих блюстителей порядка. В своей статье, которая была опубликована журналом «The New Yorker», она говорит о том, что во время экипировки в защитную одежду, использующуюся при подавлении беспорядков (например, форма SWAT), полицейские подсознательно становятся не просто полицейскими, а частью государственного военного аппарата, что и обуславливает агрессивное поведение.

8

Процесс зевания тонизирует мозговую деятельность

Огромное количество людей уверено в том, что зевота является признаком того, что человек хочет спать. Однако можно встретить и другие мнения по этому поводу. К примеру, доцент кафедры психологии Нью-Йоркского Государственного университета Эндрю Гэллап придерживается мнения, что зевота выполняет несколько важных психологических и биологических функций. Гэллап говорит, что зевота, во-первых, помогает поддерживать оптимальную температуру мозга и повышает эффективность мозговой деятельности, во-вторых, является знаком для окружающих к тому, чтобы быть внимательнее, и, в-третьих, в некоторых случаях служит реакцией организма на прекращение употребления каких-то лекарств. Интересно также и то, что свойства зевоты продолжают изучаться.

9

Состоятельность человека не всегда говорит о том, что он счастлив

Когда мы говорим о ком-то, кто счастлив, мы нередко подразумеваем под этим материальную составляющую. Можно часто услышать, как говорят, например, что у кого-то есть крутая машина, большой дом со всякими наворотами, собственный спортзал и бассейн, что же ещё нужно человеку для счастья? Но многие исследователи считают, что известная всем нам старая поговорка «Не в деньгах счастье» является очень актуальной.

Так, профессор психологии Нокс-Колледжа в Гейлсберге (Иллинойс, США) Тим Кассер утверждает, что у людей, которые сосредоточены только на материальной стороне жизни, не очень хорошее здоровье, больше финансовых затруднений и более низкий показатель успеха в общем и целом, чем у тех, кто заботится, главным образом, о себе и близких людях.

Психологи считают, что стремление людей обладать большим количеством материальных благ является попыткой разрешить определённые внутренние проблемы, а также компенсировать ощущение неполноценной жизни. Материальное благосостояние не может сделать людей истинно счастливыми, т.к. в склонности к обладанию всё большим количеством вещей, олицетворяющих счастье, кроется серьёзная неудовлетворённость человека самим собой.

10

Кофе «Starbucks» популярно отнюдь не из-за качества

Сейчас много где можно встретить знаменитые кофейни «Starbucks». Если вам доводилось бывать там, то вы, скорее всего, немало времени простояли в очереди, чтобы выпить чашечку кофе. Но какова причина такой популярности этих кофеен и самого тамошнего кофе?

Автор книги «Предсказуемая иррациональность: скрытые силы, определяющие наши решения» психолог Дэн Ариэли, считает, что раскрыл секрет популярности кофеен и кофе «Starbucks». По его мнению, причина успеха этих кофеен заключается в их необыкновенной атмосфере спокойствия и уюта. А если вспомнить, то создатель этой сети кофеен Говард Шульц некогда говорил о том, что его заведения должны представлять собой что-то среднее между домом и работой, т.е. быть таким местом, где человек может отдохнуть и от первого, и от второго.

Уникальная обстановка кофеен «Starbucks» заставляет людей приходить в них раз за разом. Если человек увидел знакомое заведение в незнакомом городе, то пить кофе он пойдёт именно туда. Именно по этой причине все кофейни «Starbucks» выглядят аналогично друг другу. Что же касается кофе, то отзывы людей о хорошем кофе из супермаркетов ничем не отличаются от отзывов о кофе «Starbucks».

 

Если углубиться в эту тему, то можно найти ещё целую кучу абсурдных психологических теорий. Но гораздо больше интересных фактов о природе человека способно предоставить не их изучение, а простое наблюдение за своим поведением и поведением окружающих людей.