Сегодня словосочетание «маркетинговый инструментарий» не вызывает никаких возражений или ярких эмоций как со стороны профессионалов-маркетологов, так и по другую сторону баррикад – покупателей. Однако стоит заговорить о новой эволюционной ветви маркетинга – нейромаркетинге, тут же начинаются вопросы о том, что означает этот термин, а потом уже и споры и разногласия.
Все дело в том, что нейромаркетинг – это манипуляция ради коммерческой выгоды, построенная на том, чему мы не в силах сопротивляться – нашему биологическому естеству.
Вот какое определение дает нам автор: «…Эйл Смидтс…придумал термин «нейромаркетинг», которым описал коммерческое применение нейробиологии и технологии нейровизуализации, картирования мозга.» Команда Дэвида Льюиса в течение нескольких лет наблюдала за реакцией покупателей в стоковых магазинах с помощью сенсоров, которые записывали электрическую активность мозга и сердечный ритм, встроенных видеокамеры и микрофона. Их исследования показали, что для многих потребителей возможность купить желанный предмет по низкой цене рождает в мозгу такой же всплеск, как выигрыш в лотерею или даже вдыхание дорожки кокаина. Анализируя, каким образом потенциальные покупатели ищут вожделенные вещи и понимая, как это воздействует на мозг и тело, команда нейромаркетологов может проконсультировать компании по поводу того, как сделать их товар еще привлекательнее.
Технологии, которые используются для роста продаж, могут повергнуть потребителя в шок: это и распыление особых веществ, которые активирует в мозгу желание совершить покупку, отслеживание запросов в интернет-поисковиках с последующим использованием в специальных электромеханических передатчиках, прилаженных к окну общественного транспорта (BBDO Germany), создание ощущения неполноценности потребителя, искусственная нехватка и нелогический лимит (тут сразу вспомним «белые айфоны», которые были дороже «черных», несмотря на действующего президента США) и многое другое.
Законодательные ограничения, предлагаемые многими правозащитными организациями, не смогут на 100% защитить покупателя от подобного «программирования» и манипулирования. Единственный выход для самозащиты от подобных вмешательств – знать об этих технологиях и соблюдать простейшие правила-приемы, которые вы можете найти в этой книге.
- Ссылка книги на сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер».
- Страница книги на Лабиринте.