В предыдущей статье Нарративный подход в психологии.. Часть 1 мы уже выяснили, что новая практика в психотерапии быстро и эффективно «излечивает» людей за счет отделения проблемы от личности; переписывания его истории — замены старой на новую, альтернативную, желаемую; восприятия пациента как здорового человека, у которого все в порядке, но иногда нужна помощь, чтобы справиться с трудностями извне… Теперь рассмотрим работу нарративного подхода на практике.
Нарративный подход в действии
Каким же образом из несложных жизненных ситуаций добраться до ценностей человека? Как определить события, которые могут дать начало другой истории? И каким способом происходит переписывание? Рассмотрим на конкретных примерах работу нарративного подхода.
К нарративному практику на прием попал шестилетний мальчик, который боялся оставаться один. Родители жаловались, что он — законченный эгоист, капризничает, требует свое, не дает от себя отходить даже на непродолжительное время. Малыш не ходил в сад, потому что боялся оставаться без мамы или папы даже в кругу своих сверстников или других взрослых. «Классические» психологи поставили диагноз — недостаток внимания и неумение для своего возраста в нужной степени сдерживать свои желания.
Нарративный практик же в работе с мальчиком, задавая ему «правильные» вопросы, прежде всего использует экстернализующий язык: «Похоже Истерика и Нетерпение берут верх над тобой, когда что-то по твоему мнению идет не так». То есть специалист отделяет проблему — он не характеризует мальчика как истеричного, эгоистичного или нетерпеливого. Он из слов маленького пациента делает вывод о том, что есть отдельно Истерика и Нетерпение, которые приходят к нему (они не всегда с ним!) и малыш испытывает дискомфорт, потому что папа и мама тогда недовольны и ругаются на него.
Нарративный практик всегда спрашивает, что действительно важно для человека и таким образом он выходит на его понимание проблемы, а не дает свою интерпретацию и уж, тем более, не ставит диагноз. У мальчика спросили, хочет ли он перестать бояться оставаться без родителей, и он сказал «да» — таким образом, специалист отделил жизнь малыша от его проблем. Ребенок сам сделал вывод, что тогда он сможет играть с другими детьми без мамы, ходить в сад, а потом в школу и другое. Так появилась альтернативная история, где парень не боится и где он живет по-другому, без страха.
При переписывании истории нарративный практик определяет с человеком почему он решил ее переписать, с какими ценностями это связано, когда раньше он этих ценностей придерживался, как это происходило. В нашем примере мальчик вспомнил, что бывало, когда ему удавалось послушать мамину сказку или песенку перед сном и не бояться кого-то в темном углу — это уже один маленький эпизод для альтернативной истории. Так же в проблемный рассказ малыша не вписывалось следующее событие: когда однажды тот остался один, ему было страшно, но он перетерпел и убедил себя, что не все так плохо. Вот и второй эпизод для новой истории о смелом мальчике!
Переписывание истории
Как же происходит переписывание истории? Другими словами, с помощью каких вопросов мы можем выявить проблему и найти ее решение? Начинать нужно с того, что вы делаете сейчас и что бы вы выбирали делать. В таблице ниже красной стрелкой показано — сначала вы, отвечая на вопросы, идете снизу вверх: от действий поднимаетесь к намерениям, целям, ценностям и так далее до самого верха к самым важным принципам, исходя из которых вы и строите свою новую жизнь. Дальше вы снова спускаетесь вниз (синяя стрелка), отвечая на вопросы уже относительно этих новых принципов: на что бы вы могли надеется, какие у вас были бы убеждения и так далее.
Иными словами, от действий мы в итоге приходим к принципам, и делаем вывод, что данные поступки, например, прибавляют уверенности в себе, а потом снова спускаемся по списку вопросов вниз, чтобы обозначить другие действия, которые будут определять наши принципы. Так мы переписываем свою историю, наполняем ее новыми событиями, следуя которым мы можем избавиться от проблемы, например, страха.
Вот другой вариант приведенной выше таблицы:
Разбор по такому принципу любого действия достаточно быстро позволяет дойти до сути. Это дает человеку возможность совсем по-другому взглянуть на себя. Он начинает понимать — все его действия исходят из каких-то ценностей, он имеет много каких-то возможностей, чаяний, надежд, желаний, чтобы справиться с проблемой. В итоге человек отвечает на действие проблемы. Он может отступить и посмотреть на нее со стороны, каким-то образом взаимодействовать с ней, завести с ней отношения как с неким субъектом, договориться, повлиять на нее. И вот тогда оказывается, что у проблемы есть свой характер, свои предпочтения, даже почитатели и враги: те, кто поддерживает и поощряет ее и те, кто помогает вам, а не ей. После этого становится легче с ней что-то сделать: «воспитать» или вовсе истребить.
Вот примеры некоторых вопросов, которые обязательно должен задать нарративный практик:
— очень важно выяснять ОТНОШЕНИЕ человека к проблеме: Как тебе это?
— необходимо найти ОБОСНОВАНИЕ недовольства: Почему ты так к этому относишься?
— пусть человек сам найдет РЕШЕНИЕ проблемы: Как бы ты хотел реагировать?
— нужно поддержать собеседника, вселить в него уверенность в то, что его НАВЫКОВ И УМЕНИЙ достаточно, чтобы справиться с проблемой: Какие твои навыки и умения могут тебе в этом помочь?
Используя примеры вопросов, описанных выше (в том числе и в таблице), вы можете сами себе без помощи специалиста провести нарративную терапию. Однако, существует техника безопасности для самостоятельной работы и ее нужно иметь в виду. Кроме того, без нарративщика этот подход не рекомендуется использовать тем, у кого была серьезная психологическая травма или есть клинические диагнозы. Если вам кажется, что ваши проблемы не такие уж болезненные, смело приступайте к самостоятельной практике.
Этика
Иногда нарративному подходу предъявляют вопросы морально-этического характера: если человек отделяет себя от проблемы, то получается, что виноват не он, а эта проблема? То есть он снимает с себя ответственность за какие-то свои негативные действия и может продолжать их совершать с чистой совестью?
Как раз наоборот — нарративная практика позволяет решать очень многие моральные дилеммы. Здесь человек понимает, что он несет ответственность за отношения со своей проблемой, так как может на нее влиять. Это осознание придает много сил. Например, некто считает, что он безнравственный и безответственный, ему становиться очень сложно с собой таким что-то делать. Проще смириться — ну я вот такой и ничего с этим не поделаешь. Нарративный практик ставит пациента в активную позицию ответственности тем, что обсуждает с ним каким образом он может действовать на проблему, уменьшить ее активность, сделать так, чтобы она приходила реже или вообще оставила его. Это как раз и побуждает не оставлять все как есть, а начать отвечать за то, что с тобой происходит. Нарративный подход — не вседозволенная практика, а та, в которой допускается что-то делать со своей проблемой.
P.S.
Несмотря на свою «молодость» нарративный подход уже представлен в 47 странах мира, где работают в общей сложности 50000 практиков. В России их чуть больше 1000, но число постоянно растет. Два раза в год по нарративной практике проходят конференции, в том числе и онлайн. У подхода есть своя русскоязычная группа на Facebook, в которой можно найти много интересных материалов. На данный момент по этой теме издается много книг и журналов, переводятся статьи зарубежных коллег. Начинающим специалистам и просто заинтересованным лицам рекомендуем книгу Майкла Уайта «Карты нарративной практики».
Отзывы и комментарии
Предлагаем самым смелым устроить мини-терапию — проанализируйте свои проблемы с помощью вопросов, описанных в статье и поделитесь в комментариях. Пообсуждаем результаты…
Автор: Екатерина Паникова