Большинство людей уверены, что умеют читать, поскольку овладели алфавитом. Но грамотность не равна «умению читать», т. е. быстро и правильно понять содержание печатного текста и составить о нем собственное мнение. Как показывает практика, процесс развития навыков чтения останавливается в 6 классе школы: выпускники и даже студенты вузов в среднем умеют читать не лучше шестиклассника. Чтение — основа образования, процесса, который продолжается всю жизнь и ответственность за который несем только мы сами. Единственный способ продолжить образование самостоятельно — это научиться читать правильно. И как это сделать вы можете узнать в кратком изложении произведения Мортимера Адлера «Как читать книги», написанном нашим партнером – проектом smartreading.ru.
М. Адлер, автор книги, считает, что и сам умеет читать не лучше своих читателей. Его преимущество состоит только в осознании своих ограничений и в желании их преодолеть. Мудрость начинается с признания собственного невежества.
1. Цели и ценность чтения
Ключевое слово этой книги — «чтение». Что оно означает?
Слово «читать» имеет несколько значений, с большим количеством оттенков. Их общая составляющая в том, что чтение предполагает умственную деятельность, связанную с интерпретацией символов. В этой книге чтение рассматривается как процесс восприятия и интерпретации слов и их сочетаний.
Существует несколько типов чтения в зависимости от его целей, сложности текста и степени активности читающего. Мы читаем либо для развлечения, либо ради познания. Чтение ради познания подразделяется далее на два вида: а) чтение для получения информации и б) чтение для понимания. Если мы овладели одним типом чтения, это вовсе не означает, что мы умеем читать и в других смыслах.
Читая для информации, мы узнаем, отбираем и запоминаем факты. Чтение может происходить без усилий. Запоминание — только предпосылка к пониманию. Начитанность определяет количество знания, но не его качество.
Иногда сложность текста превосходит уровень читателя, и последнему приходится делать интеллектуальное усилие для преодоления этого неравенства. Такое чтение требует максимальной активности и высокого уровня мастерства, которое превращает чтение в искусство. Понять — значит не просто запомнить, но соотнести со своим эмоциональным опытом, вписать в собственную картину мира.
Например, легко повторить формулу Фомы Аквинского, что первичной страстью является любовь. Но понимает эту мысль только тот, кто может пояснить, как из любви рождаются все другие страсти.
Читатели отличаются по уровню врожденных способностей к чтению: то, что одному дается легко, от другого может потребовать титанических усилий. Но сформировать у себя необходимые навыки и освоить искусство чтения может любой. Великие книги предназначены не для специалистов, а для новичков, начинающих тему с нуля.
Все великие книги доступны каждому человеку с обычными умственными способностями.
Учиться стоит только у тех, кто вас превосходит. Но что делать, если текст кажется слишком трудным? Единственный приемлемый способ — читать многократно, опираясь на свой интеллектуальный потенциал, переходя от непонимания к все более полному пониманию. Все остальные способы: попросить кого-то объяснить трудную мысль, попросить ссылку на статью или популярную работу на ту же тему, просто пропустить сложный пассаж, удовлетворившись тем, что понятно, — несостоятельны и не могут быть названы чтением.
Существует два основных вида учения: путем самостоятельного открытия и путем получения знаний от другого, учение с помощью учителя. Оба процесса активны, оба требуют мышления. Ограничивать обучение только одним видом деятельности недопустимо в образовании.
Делая открытия, мы учимся у природы, наблюдая мир, в котором живем. При поддержке учителя ученик работает со словом.
Преподавание — это процесс, в котором один человек учится у другого. Нынешний же учитель, как правило, только транслирует информацию. Мы можем получить ее самостоятельно из книг. Учитель лишь облегчает приобретение знаний, преподнося их в переработанном, упрощенном виде. По-настоящему роль учителя должна заключаться в том, чтобы научить читать, т. е. приобретать знания самостоятельно.
Книги, по которым мы учимся, тоже могут быть разных типов:
1) Всевозможные учебники, курсы лекций, справочники — это компиляция и пересказ чужих идей. Учение по ним — пассивное потребление информации, а их распространение — признак деградации образования.
2) Великие книги, или классика, содержат оригинальные идеи и добавляют новое в фонд знаний, освященных традицией. Это не обязательно древние книги — они создаются во все времена. Чтение таких книг требует внутренней дисциплины, активности мышления.
Только такие книги стоит читать.
Знания лучше получать из первых рук. Представьте, что вы можете стать студентом университета, где философию преподает Гегель, курс психологии читает Фрейд, а лекции по искусству — Леонардо. На самом деле это возможно, нужно лишь научиться качественно читать.
Часто слышимые нарекания на качество знаний выпускников школ и вузов вполне оправданы. Но хуже всего, что учащиеся лишены возможности самостоятельно исправить ситуацию и повысить свой образовательный уровень, просто потому что не умеют читать для понимания.
Многочисленные примеры из профессионального опыта автора доказывают, что даже студенты гуманитарных вузов не умеют понять смысл прочитанного текста.
Умение читать тесно связано с другими умениями, такими как письмо и владение устной речью. Поскольку средний выпускник в лучшем случае читает дешевую журналистику и примитивную беллетристику, он плохо изъясняется на родном языке и пишет с ошибками, словарный состав беден.
Почему школы плохо учат чтению?
Во-первых, причинами являются чрезмерная специализация и заинтересованность в узком знании. Основной задачей образования должно быть развитие мышления, а не приобретение знаний, объем которых все увеличивается, а ценность все снижается.
Основой разумного образования должны стать чтение и методика исследований — основные инструменты открытия нового.
Во-вторых, искусство чтения практически утрачено. В прежние времена (вплоть до появления массового образования) основой обучения были логика, риторика и грамматика, на нюансах которых и строятся все правила чтения. Сейчас гуманитарные искусства не практикуются. Акцент делается на научном методе мышления и познания.
Приоритет современной науки предполагает, что нам нечему учиться у прошлого. Новые исследования опровергают или уточняют старое знание. Такое же отношение распространяется на труды по философии, этике, экономике, где истину нельзя добыть или подтвердить при помощи экспериментов.
Так создается порочный круг. Не обращаясь к великим книгам, мы утрачиваем вкус и способности к чтению. Теряя умение читать, не можем обратиться к великим книгам.
Выпускники, получив диплом, с удовольствием убирают серьезные книги подальше. Издатели пытаются популяризировать серьезную литературу и тем самым дискредитируют ее. Но человек, не умеющий читать и не практикующий это умение, интеллектуально неразвит, а значит лишен воли, он становится легкой мишенью для любой пропаганды, полуправды и манипуляции, с готовностью верит ложным авторитетам.
Если школа не дала вам качественного образования, вы можете исправить ситуацию самостоятельно. Нужно лишь научиться читать качественно и вдумчиво, и вы сможете компенсировать недостаток образования. Чтение, как любое сложное искусство, осваивается долгой практикой, но стоит потраченных усилий. Нельзя ничему научить того, кто не хочет учиться.
Искусство чтения состоит из нескольких стадий, и для каждой существуют свои правила. Но мастера отличают навыки, т. е. способность выполнять те или иные действия автоматически. Этого можно добиться только многократным повторением. Такова методика овладения любым сложным искусством. Обучение чтению отличается от обучения, скажем, теннису или кулинарии только тем, что здесь необходимо более полное и глубокое понимание теоретических принципов, на которых оно основано.
Можно научиться водить автомобиль, не понимая, как работает двигатель. Чтение — интеллектуальное искусство и требует некоторой теоретической подготовки. Но как вождению нельзя научиться, просто читая инструкцию, так и искусством чтения не овладеть без практики.
Хорошо, если в ходе чтения у вас возникают мысли, запишите их. Чтение развивает способности выражать мысли вербально. И вы обязательно должны почувствовать усталость от напряженной интеллектуальной работы.
Чтение для понимания — трудная работа, так читать можно только за письменным столом, с карандашом в руках и медленно — возможно, около десяти книг в год.
Записывать во время чтения не обязательно. Чтение и запоминание — разные виды деятельности, поэтому лучше их не смешивать. Можно делать пометки в блокноте или на полях, подчеркивать ключевые слова, рисовать схемы и диаграммы. Но не стоит делать конспектов — в них нет мыслей, это просто копия слов учителя, шпаргалка.
Есть два больших класса книг: художественная литература и научная в широком смысле. Они отличаются целями: художественная литература призвана доставить читателю эстетическое удовольствие, научная — изложить и обосновать точку зрения на проблему, передать знания. Чтение этих двух классов книг — две стороны искусства чтения, дополняющие друг друга. Хорошему читателю необходимо владеть навыками чтения обоих видов литературы.
Несмотря на то что почти каждую великую книгу можно прочитать как научную и как художественную, смешивать эти два вида чтения не следует. Чтение книг разного типа осуществляется по своим правилам. Критерии оценки истины и красоты не совпадают. Хороший читатель всегда знает, какую книгу он читает и какова цель чтения. Дальнейшие правила сформулированы для чтения нехудожественной литературы.
2. Три способа чтения
Существует три основных способа чтения ради понимания:
1) структурное (аналитическое) чтение;
2) интерпретационное (синтетическое) чтение;
3) критическое (оценочное) чтение.
Каждый способ осуществляется по собственным правилам и предполагает выполнение ряда действий. Постепенно вы научитесь сочетать эти три способа, но на первых порах, если вы действительно хотите научиться читать, вам придется читать каждым способом последовательно.
Первые два способа связаны между собой, так как они способствуют более глубокому пониманию. Правила чтения автономны, но действия вскоре сливаются как составляющие единого навыка. Третий способ меньше связан с первыми двумя: оценивать книгу можно только после полного понимания.
Для правильного понимания следует читать книгу целиком, а не отрывки. Кроме того, М. Адлер делит чтение на ограниченное (чтение одной книги) и расширенное (чтение книг, связанных общей темой). Книги были написаны в определенной последовательности, авторы могут полемизировать друг с другом или высказывать сходные мысли. Необходимо научиться видеть эти связи. Для расширенного понимания порой приходится прибегать к справочной литературе (энциклопедии, словари), ко вспомогательной (комментарии, дайджесты), иногда необходимо обратиться к другим великим книгам. Для понимания некоторых книг требуется личный опыт.
2.1. Правила структурного чтения
Первое правило: определите тип и тематику книги. Книги по разным дисциплинам используют разные методы. О теме книги и ее целях можно получить представление из названия, подзаголовка, аннотации и предисловия.
Книги могут быть теоретическими и практическими. Первые просто передают знания, сосредоточены на формулировании проблемы, доказательстве истинности тех или иных положений. Вторые ориентированы на применение знаний и на решение с их помощью каких-то проблем.
Теоретические книги делятся на научные (посвященные отдельным научным дисциплинам), философские и исторические. Наука заинтересована в закономерностях и обобщениях, занимается фактами, лежащими за пределами нашего ежедневного опыта и получаемыми в результате экспериментов или скрупулезного наблюдения. Философия умозрительна и занята общими истинами. В исторических книгах повествование о событиях прошлого сопровождается авторским комментарием. Они имеют фабулу и содержат элементы художественности. Методы преподавания различных дисциплин отличаются, следовательно, должны быть отличия и в способах чтениях книг по этим дисциплинам. Но в общем виде правила чтения всех нехудожественных книг совпадают.
Второе правило: выразите основную мысль книги как можно более лаконично. Хорошая книга целостна, все ее элементы взаимосвязаны. Хороший автор информирует нас о сути книги сразу. Но поиск сути произведения — обязанность читателя, для исполнения которой необходимо прочитать книгу целиком. Вы можете воспринять ее не так, как задумал автор.
Например, книга М. Адлера посвящена разным типам чтения, правилам чтения книг разными способами и роли чтения в образовании.
Третье правило: рассмотрите структуру книги, определите количество основных частей, перечислите их по порядку, проследите их взаимосвязь. Проанализируйте каждую часть тем же способом в соответствии с ее внутренней структурой. Не следуйте пассивно структуре, предложенной в оглавлении, нужно заглянуть глубже — ваш анализ может отличаться от авторского.
Алгоритм действий по третьему правилу выглядит приблизительно так: книга состоит из пяти частей, в каждой из которых речь идет о том-то. Первая часть делится на три главы, посвященных темам А, В и С. Первая глава содержит три параграфа и т. д. Это выглядит громоздко только на первый взгляд: по мере формирования навыков чтения эти действия будут производиться автоматически. Главное — сформировать умение, в дальнейшем вы сможете использовать его избирательно.
Четвертое правило: выделите проблемы, которые автор пытается решить. Проблема — это вопрос, и книга содержит ответы на него. Они не обязательно сформулированы автором в тексте, это еще одна обязанность читателя.
2.2. Второе прочтение книги: интерпретация
Первое правило: найти общий язык с автором. Для этого необходимо, во-первых, выделить ключевые слова и, во-вторых, определить их точное значение в данном контексте. Большинство слов используется автором легко, он знает об их многозначности и варьирует их в зависимости от контекста, как мы делаем это в обыденной речи. Но отдельные слова имеют особое значение. Это термины — основные единицы сообщаемого знания. Главная проблема плохого читателя — именно невнимание к словам. Поиск ключевых слов и их обдумывание требуют усилий. Но без понимания слов нельзя выйти на уровень мыслей.
Значение терминов определяется, исходя из контекста, через значения всех других слов, которые не вызывают у вас затруднений. В хорошем тексте все слова пригнаны друг к другу, что позволяет восстанавливать недостающие компоненты смысла. Помните, что кроме собственно терминов, автор может использовать синонимы. Иногда термины выражены не словами, а словосочетаниями.
Если вы выделили ключевые слова и их понимание не вызывает у вас затруднений, значит, вы выполнили задачу и говорите с автором на одном языке.
Второе правило: найдите основные утверждения автора, выделив ключевые предложения. Наиболее важные утверждения содержатся в тех предложениях, которые вызовут у вас затруднения. Они могут быть ключевыми и для автора тоже или только для вас как для читателя. Найдя ключевые предложения, сформулируйте утверждения, опираясь на ключевые слова.
Чтобы убедиться, что вы поняли смысл утверждений, попробуйте пересказать их своими словами. Если вы не можете подобрать другие слова, значит, не поняли смысла. Тогда вы не сможете увидеть связи этой книги с другими, где авторы делали сходные утверждения, но другими словами.
Другой способ проверки понимания — проиллюстрировать утверждение собственным опытом или привести аналогичный пример. Это может быть затруднительно, если речь идет о точных или естественных науках, но в других случаях утверждения связаны с реальным миром вашего опыта, и вы знаете факты, которые могут их подтвердить.
Возьмем, например, известный афоризм: «Политика — это искусство возможного». Перефразировав его, мы можем сказать: «Политики должны ставить только реально достижимые цели и уметь находить компромиссы». Пример: нелепо было бы требовать возвращения Аляски России.
Третье правило: проследите аргументы автора. Аргумент — это совокупность предложений, содержащая посылки и выводы. Аргументы могут основываться на фактах, из которых делаются выводы, или на общепринятых истинах-аксиомах и обобщениях. Добросовестный автор не делает пропусков в аргументации, часто он повторяет основные положения в конце раздела, чтобы читателю было легче следить за ходом мысли. Но читатель должен быть готов к тому, чтобы оценить качество аргументов, поставить слабые положения под сомнение.
Четвертое правило: определить, какие из поставленных проблем автор сумел решить, какие новые проблемы возникли и насколько автор сам осознает, решены ли поставленные проблемы. Это правило не только объединяет первые три, но и связывает первое прочтение со вторым.
2.3. Критика или оценка книги как средства передачи знаний
Процесс чтения не заканчивается пониманием. За ним должно следовать формирование собственной позиции. Если мы поняли книгу, то приблизились к уровню автора и можем спорить с ним. Чтение — интеллектуальная беседа, в которой последнее слово остается за читателем. Но эта беседа может превратиться в конструктивный диалог, только если ведется по правилам. Правила эти можно разделить на две группы: общие принципы и специфические параметры критики.
Первое правило: нельзя выносить собственного суждения, не завершив анализа и интерпретации, не достигнув полного понимания книги. Позвольте автору высказаться до конца, прежде чем критиковать его. Убедитесь, что точно понимаете его позицию, а не спорите с мнением, которое сами же ему приписываете.
Критика — это не обязательно несогласие. Вы можете подтвердить правоту автора, признать, что он научил вас чему-то, возразить ему или даже отложить окончательное решение, если автору не удалось убедить вас до конца. Это все формы критической оценки.
Сервантес утверждал, что в любой книге можно найти что-то ценное. Точно так же будет справедливым сказать, что не существует абсолютно идеальных книг, — книг, с которыми подготовленный читатель не мог бы ни в чем поспорить.
Второе правило: не стоит спорить, если вы не уверены в своей правоте. Поскольку последнее слово всегда за вами, ничто не помешает вам победить в этом споре. Но ваша цель — не самоутверждение, а выяснение истины. Истинная победа читателя — приобретение новых знаний. Не бойтесь возразить автору, но основываясь на фактах и истинных суждениях. Не поддавайтесь эмоциям, полагайтесь на разум и знания.
Третье правило: обосновывайте свои критические суждения. Важно видеть разницу между мнением и фактом, знанием и предпочтениями. Мнение — это необоснованное утверждение. Все разногласия преодолимы, если мы готовы устранить недостаток знания или понимания. Постарайтесь оценить точку зрения автора без предвзятости.
Обосновать свою точку зрения — хороший способ самому уточнить ее, проверить факты.
Специфические параметры отрицательной критики. Как обосновать свое критическое отношение? Если вы понимаете точку зрения автора, но не согласны с ней, у вас могут быть для этого следующие основания:
1) У автора неполная информация. Недостаток фактов не позволяет ему видеть полную картину. В науке часто бывает так, что более поздние открытия позволяют скорректировать представления о том или ином явлении.
Так, Дарвину явно недоставало знаний по генетике, когда он работал над «Происхождением видов». Знание механизма наследственности могло бы уточнить некоторые детали его концепции.
2) Информация автора ошибочна. Он строит аргументацию на ложных посылках. Это замечание связано с первым. Ошибочные мнения часто вызваны недостатком информации.
Так, некоторые древние мыслители считали, что монархия как форма правления превосходит демократию.
3) Рассуждения автора нелогичны или неубедительны. Ошибки в аргументации бывают двух типов: автор делает ложный вывод из правильной (или из ошибочной же) посылки или основывается на двух несовместимых посылках. В великих книгах, которые стоит читать, такие явные логические ошибки встречаются редко.
Макиавелли утверждал, что хороших законов не может быть в государстве, где нет хорошего войска, и делал вывод, что наличие хорошего войска гарантирует хорошие законы. Вне зависимости от того, верна ли посылка (а она сомнительна), вывод явно ошибочен.
4) Автору не удалось до конца выполнить поставленные задачи. Его анализ неполон, он не увидел важных нюансов, специально обошел факты, противоречащие его концепции. И снова критика должна быть максимально конкретной: в чем именно состоит эта недостаточность анализа? Это замечание не означает несогласия с автором, а лишь указывает на то, что его достижения ограничены. Это правило объединяет все способы чтения.
Соблюдение всех этих правил означает умение читать идеально. Конечно, идеал мало кому доступен, но к нему можно и нужно стремиться. Начитанность должна определяться не количеством, а качеством прочитанных книг.
3. Дополнительные правила
Практические книги отличаются тем, что не просто раскрывают суть явления, а показывают, как решить проблему при помощи действий. Бизнес, экономика, юриспруденция, медицина, техника — это практические области. Практическая литература, как правило, содержит элемент риторики — давая совет, автор хочет убедить читателя в необходимости ему следовать.
Практические книги также бывают двух типов. Первые просто учат какой-то деятельности. Они дают советы, содержат инструкции и предписания. Такие книги не бывают великими.
Книга «Как читать книги» относится именно к такому типу книг.
Второй тип книг посвящен принципам, из которых следуют те или иные правила. Они похожи на теоретические книги, потому что также содержат утверждения и аргументы. Разница состоит в том, что за этими утверждениями мы всегда стараемся разглядеть правила, понять, как реализовать эти правила на практике. Великие книги по этике, политике, экономике относятся к этому типу.
При чтении практической книги читатель должен ответить на два основных вопроса:
- Каковы цели автора?
- Какие средства решения проблемы он предлагает?
Автор практической книги часто стремится воздействовать не только на разум читателя, но и на его эмоции, побудить к действиям. Самый надежный способ защиты от агитации и недобросовестной риторики — осмысление, которое поможет вам оставаться беспристрастным.
Поскольку в подобной литературе всегда существенную роль играет личность автора, вам может помочь дополнительная литература, знание его биографии и пр.
Исторические книги напоминают художественную литературу, так как в них есть фабула и персонажи. Факты в них переплетаются с вымыслом и сопровождаются авторской интерпретацией исторических событий. Чтобы сделать свою точку зрения убедительной, автор ссылается на исторические документы и свидетельства. В исторических книгах риторика также весьма важна. Автор излагает материал с точки зрения той или иной концепции, поэтому может уделить больше внимания одним событиям в ущерб другим или даже использовать его обоснования превосходства какой-то нации, расы или религии. Для получения более объективной картины вы можете снова прибегнуть к расширенному чтению.
Научные книги более объективны, свободны от риторики. В них главная сложность состоит в научной аргументации. Поскольку речь в них идет о явлениях, которые вы не наблюдаете в ежедневной жизни, для более полного понимания вам может понадобиться личный исследовательский опыт. Тогда «расширенное чтение» будет означать не просто обращение к дополнительной литературе, но поход в музей или лабораторию.
В чтении философских книг следует обратить особое внимание на поиск терминов, которые часто заимствуются из обычной речи, но употребляются в специальном значении. Исходными утверждениями являются принципы философа. Помните, что философы ведут постоянную полемику друг с другом и что книга, которую вы читаете, возможно, реплика в этом споре. Философия поднимает вопросы нерешенные и даже нерешаемые. Ваша задача — выработать собственное мнение. Не стоит читать книги о жизни философов, читайте лучше их труды.
Книги по математике отличаются обилием специальных символов и требуют специальной подготовки.
Теологические труды основаны на религиозных догматах. Аргументация в них философская, но формой знания для автора выступает вера.
4. Проблема чтения художественной литературы
Художественная литература — искусство, красота ее может быть неуловима, и мастерство ее чтения подвергнуть анализу гораздо сложнее. Однако если вы не можете объяснить, почему вам понравилось произведение, — вы прочитали его плохо. Художественное произведение тоже может учить читателя, но не так, как научные книги. Оно обогащает нас переживаниями, включая их в наш опыт.
Главные отличия художественной литературы:
- Художественная литература призвана не научить, а доставить наслаждение. Она создает настроение, заставляя читателя переживать эмоции. Она иначе воздействует на интеллект и воображение. Опыт, о котором она сообщает, особого рода — он уникален и переживается только при чтении.
- В языке художественной литературы акцент делается не на точности, а на музыкальности, метафоричности, силе впечатления. Подтекст и скрытые смыслы придают образам глубину и многозначность. Понимание стиха нельзя показать, передав содержание своими словами — это убьет поэзию.
Поэтому правила чтения художественной литературы принципиально отличаются. Чего не следует делать, читая роман или поэму?
- Не пытайтесь найти основную мысль. Художественную книгу нельзя свести к поучению или сообщению. Каждое произведение — это целый мир, созданный художником.
- Не ищите термины, аргументы и пр. Смысл стихотворения несводим к смыслу составляющих его слов, поэзия не подчиняется правилам логики и даже грамматики. В прозе также важны не аргументы, а образы.
- Не проверяйте сюжет средствами логики, не ищите последовательности или правдоподобия — в художественном мире действуют свои законы.
- Не подходите к произведениям разных жанров с одной меркой. Они очень отличаются, и читать их следует по-разному.
Другой подход к чтению художественной литературы — попытаться трансформировать правила чтения научной литературы, приспособив их для новой цели:
Структурирующее чтение
- Определите жанр. Особенности жанра очень влияют на восприятие.
- Воспринимайте произведение целостно. Сюжет — не главное в романе, но если вы не можете кратко пересказать сюжет, вы не поняли произведения.
- Проследите отдельные сюжетные линии, их взаимодействие. Проследите структуру сюжета: завязку, осложнения, конфликты, отметьте, как они ведут к кульминации и далее к развязке.
Интерпретирующее чтение
- Единицами анализа выступают не слова и предложения, а образы (персонажи, события, поступки, языковые образы). Постарайтесь лучше понять героев, переживите события вместе с ними.
- Образы объединяются общим фоном, локусом. Это и есть художественный мир, созданный автором. Чтобы он стал для вас живым, попробуйте почувствовать себя частью этого мира.
- Включите себя в сюжет, проживите жизнь персонажей, пройдите с ними их приключения или испытания.
Оценочное чтение. Ценность художественного произведения в его эстетических качествах, в красоте. Ваши предпочтения будут зависеть от личных вкусов. Но активный и подготовленный читатель сможет оценить произведение объективно, объяснив, что и почему ему понравилось или не понравилось. Приступайте к критике, только дочитав до конца, прожив произведение и обратив его в свой эмоциональный опыт. Оценка должна содержать ответы на следующие вопросы:
- Отличается ли произведение целостностью?
- Какова его архитектоника? Насколько сложна структура частей и элементов?
- Обладает ли оно художественной реалистичностью?
- Насколько книга будит ум и воображение, насколько яркие эмоции вызывает?
- Создается ли в книге особый художественный мир и насколько он отражает полноту жизни?
Подведем итоги, сформулировав правила чтения любого текста. Читая материал, нужно быть готовым ответить на вопросы:
- О чем текст? Что сообщается? (все шаги структурного чтения)
- Как сообщается? Как используется язык? (все шаги интерпретирующего чтения)
- Насколько вы согласны с сообщаемым? Почему? (критическое чтение)
- Должны ли вы предпринять что-то в связи с сообщаемым, если информация правдива? Какие действия от вас требуются?
Давать ответы на эти вопросы — значит читать активно и осознанно. Это обязанности читателя.
5. Великие книги
Вот пример книг, которые автор отнес к категории великих (в книге предложен полный список в хронологическом порядке):
Художественная литература: Гомер «Иллиада», «Одиссея»; Данте «Божественная комедия»; Шекспир (все сочинения); Гете «Фауст»; Лев Толстой «Война и мир»; Достоевский «Братья Карамазовы».
История и социология: Геродот; Тацит «Анналы»; Карл Маркс «Капитал».
Естественные науки и математика: Евклид, Дарвин, Фрейд.
Философия и богословие: Платон «Диалоги», Фома Аквинский «Сумма теологии», Спиноза.
Что такое великие книги? В мире гораздо больше книг, чем вы могли бы прочесть. Поэтому читать стоит только книги, достойные прочтения. Именно ради них и стоит учиться читать. Великие книги отличаются от остальных тем, что сообщают оригинальные мысли. Научные расширяют границы понимания, художественные способствуют духовному росту.
- Великие книги — самые читаемые. Не популярные — популярность может быстро сойти на нет. Это книги, к которым люди обращаются снова и снова. Это также самые обсуждаемые книги. О них написано множество других книг.
- Они адресованы широкой аудитории, а не специалистам. Они посвящены проблемам, касающимся всех. Поэтому они интересны и доступны для всех, кто готов приложить усилия. Они лучше всего учат и углубляют понимание.
- Они всегда современны, потому что главные темы и идеи, интересующие человека, остаются неизменными во все времена. Даже научные книги не устаревают с новыми открытиями. Новое знание тоже должно базироваться на традиции.
- Это самые удобочитаемые книги. Они логичны, хорошо структурированы и написаны ясным языком. Художественные книги к тому же дают возможность множественных интерпретаций на разных уровнях смысла. Поэтому они неисчерпаемы.
Как читать великие книги?
Желательно в хронологическом порядке, так, как они были написаны. Многовековой опыт человечества будет вам доступен слой за слоем. Книги ведут одна к другой, одни тексты содержат отсылки к другим, и круг наших собеседников постепенно расширяется.
Во взаимосвязи. Одна книга поможет вам понять другую. Писатели выступят в разных ипостасях как авторы книг на разные темы.
Читать следует в первую очередь классику. Современная литература может быть достойна чтения, но по-настоящему надежным критерием оценки литературы является только время.
Читать следует не только национальную литературу, но и мировых классиков. Такое чтение позволит вам преодолеть национальные стереотипы и провинциальную ограниченность. Вам доступен весь разум мира.
Для чего читать великие книги?
Чтение — тренировка ума, способ восполнить образование и совершенствовать свой ум. Но одной тренировки недостаточно. Чтобы быть человеком, необходимо действовать.
Чтение может помочь общаться с людьми, дискутировать. Убедите друзей читать с вами и организуйте дискуссии в соответствии с рассмотренными правилами чтения. Хороший читатель мыслит ясно и не станет навязывать свое мнение другим, он полагается на разумные аргументы.
Мы хотим жить в мире демократических свобод. В основе же всех гражданских свобод лежит свобода мысли. Чтение — искусство освобождения мысли. Читая, мы освобождаемся от узости мнений, от диктата предрассудков и ложных авторитетов. Гражданам свободной страны необходимо умение мыслить ясно и критически. Это дает защиту от давления пропаганды и официальной лжи. Не случайно основу образования с древних времен составляли так называемые «свободные искусства». Они действительно способствуют освобождению. Научившись читать сами, мы можем постараться изменить положение гуманитарных наук в современном образовании.
Заключение
Книга М. Адлера «Как читать книги» — это попытка решить острую проблему образования — получение только «пережеванной» кем-то информации и полное неумение современного человека читать, т. е. понимать текст любой сложности, интерпретировать его и критически оценивать. Автор попытался разложить чтение на понятный процесс, управляемый рядом правил.
Правила чтения зависят от целей чтения, сложности текста и степени активности читателя. Для развития интеллекта подходит только активное, осознанное чтение произведений, изначально превосходящих уровень знаний читателя, с целью их полного понимания. Такое чтение М. Адлер называет искусством, которому необходимо долго учиться.
В книге рассматриваются разные виды текстов: научные, практические, беллетристика — и для каждого вида предлагается ряд правил. Основной упор делается на чтение научной литературы, которая является основой самообразования. По мнению М. Адлера, каждую книгу стоит прочитать тремя разными способами.
Первое прочтение — аналитическое. В ходе его читатель должен определить основную идею книги и рассмотреть ее структуру: из каких разделов книга состоит, какие проблемы ставятся в каждом, как отдельные части взаимодействуют друг с другом и с целым.
В результате синтетического (интерпретирующего) прочтения читатель должен найти общий язык с автором, поняв смысл ключевых слов, переформулировав для себя основные положения книги и проследив за ходом доказательств. На завершающей стадии читатель отвечает на вопрос, удалось ли автору решить заявленные проблемы.
После полного понимания книги можно приступить к ее критической оценке и выработке собственного суждения. Это цели третьего способа прочтения. Конструктивная критика, строящаяся на принципах уважения к оппоненту, приоритете разума и обоснованности возражений, способствует развитию интеллектуальной дисциплины и становится способом достижения истины.
Все три способа чтения связаны между собой и могут выполняться одновременно.
Чтение художественной литературы представляет собой сложную проблему, так как язык ее глубок, метафоричен и обладает множественными смыслами, а целью является эстетическое удовольствие, а не приобретение знания. Тем не менее правила чтения после некоторой трансформации могут быть применены и к беллетристике.
Знание правил чтения не сделает вас хорошим читателем. Здесь, как и в любом другом искусстве, необходимы навыки, которые вырабатываются долгой практикой.
***
Отзывы и комментарии оставляйте ниже. Если вы хотите найти больше интересных книг в кратком содержании, ищите их на сайте нашего партнера smartreading.ru.
Создатель и бывший руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер» Михаил Иванов запустил новую платформу Smart Reading, размещающую «саммари» на интересные нон-фикшн книги.