ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Метафорическое мышление


Метафорическое мышление

Метафорическое мышление является невероятно важным навыком, в какой бы сфере вы не вращались. Реклама, бизнес, коммуникации, кинематограф — все эти области используют метафоры не просто для галочки, а по причине их мощнейшего влияния на воображение и мозг человека. Как и любой навык, метафорическое мышление можно развить и с успехом применять.

Прямое сравнение между двумя несвязанными вещами называется метафорой. Например, выражение «Время — деньги» является метафорой и вызывает в голове сильнейший образ. Как часто мы слышим это выражение? Вероятно очень часто и каждый раз в разном контексте. Хорошо подумав, можно сочинить свои метафоры, исходя из исходного. Хорошо потраченное время — правильная инвестиция.

Менеджер, который стоит перед своими сотрудниками и произносит «Нам нужно сделать эту работу быстро» не произведет такого эффекта, как менеджер, который использует метафору «Как все мы знаем, время — деньги».

Как мы видим, метафоры способны улучшить коммуникацию любого типа. Они могут придать импульс любой вашей фразе или помочь объяснить сложные понятия простыми и понятными ассоциациями. Кстати, этот прием часто использовал герой Хью Лори в «Докторе Хаусе». Это было сделано, конечно, только для зрителей, ради которых снимается любое творение.

Метафорическое мышление также можно использовать для решения проблем: используйте их для генерирования идей. Сам процесс создания метафор запускает в мозгу обширную цепь ассоциаций и не позволяет привязываться к одному слову или словосочетанию.

Обычный формат метафоры — «А это Б» («время — деньги»). Также они могут быть косвенными и подразумеваемыми: «Это полусырая идея». Часто, кстати, их путают со сравнениями. Сравнения используют слово «как»: «время — это как деньги», «идея — это как  полусырая пища». Иногда сравнения звучат сильнее, чем метафоры, хотя суть выражения остается точно такой же.

Объяснения сложных идей

При помощи ассоциаций незнакомой идеи с более привычной вы можете вызвать более глубокое понимание сложных идей и концепций. Скажем, вам нужно объяснить концепцию цикла бизнеса. Вы можете использовать много самых разных слов, определений и много еще чего объяснять десять минут, заставляя аудиторию скучать и недоумевать. Потом вы можете использовать графики и диаграммы, чтобы повысить понимание и заинтересованность.

Или же можете использовать метафору: «Цикл бизнеса — это маятник, качающийся вверх и вниз от пика процветания до экономического упадка и снова к процветанию». Метафора охватывает суть цикла бизнеса таким образом, что слушатель мгновенно связывает его с непрерывным движением взад-вперед. Яркий образ помогает аудитории также понять и запомнить идею.

Создание импульса

Метафоры идеальны для создания импульса и чего-то более запоминающегося. Их использование — это техника, которая часто используется в маркетинге и рекламе. Но также она эффективна и для презентации, речи и повседневной беседы.

При помощи метафоры вы быстрее доносите сложную идею. Например, если вы хотите донести ценность и особенности нового пылесоса, вы можете продемонстрировать знание его характеристик и постараться его продать человеку, объяснив что он жить без него не сможет. Метафора: «Пылесос такой мощный, что может высосать свет из черной дыры». Яркий образ помогает вашей идее выделиться на общем фоне однородных идей.

Общение

  1. Определите, о чем конкретно вы будете общаться с человеком.
  2. Определите суть сообщения, которое вы хотите донести.
  3. Думайте о разных сферах жизни, в которых имеются общие характеристики, идеи, эмоции и применения.
  4. Вы можете найти десятки подходящих метафор. Требуется определенная практика для того, чтобы найти самую подходящую.

Нестандартное мышление

Когда вы используете метафору, чтобы связать две идеи вместе, вы объединяете элементы, которые имеют крайне мало или вообще не имеют логической связи. Ломая законы логики таким образом, метафоры способны развивать креативные стороны вашего мозга — те его части, которые стимулируются образами, идеями и концепциями.

Например, вы хотите сократить производственные издержки. Вы можете атаковать проблему чисто логически путем исследований, введения технологий и анализа производственного процесса. Это может помочь сберечь кое-какие финансы, однако как насчет джек-пота?

Решения проблем в самых могущественных компаниях мира часто начинаются с мозгового штурма, а затем идет тщательный анализ самых интересных идей. Мозговой штурм прекрасен для выжимания креативных соков, он способен открыть шлюзовые ворота идей (больше метафор!). Однако люди могут быть ограничены образом конкретной проблемы и не выйти за рамки очевидного.

Когда же вы используете метафоры, то связываете проблему с чем-то не столь очевидным. В этом случае проблема открывается вам с совершенно другой перспективы — такой, с какой вы даже не подумали бы ее рассматривать. Вы можете связать сокращение издержек с потерей веса. Теперь вы можете сосредоточиться именно на способах снижения веса, а не привязываться к издержкам. Если подобных метафор на вашу проблему будет десяток, вы выйдете за рамки традиционного мышления и станете способными мыслить так, как никогда до этого. Именно такие идеи и называются креативными.

1

Определите метафору для вашей проблемы

Нет понятия правильной метафоры, выбирайте любой аспект жизни и придумайте что-либо. Чем более далеки ваша проблема и область метафоры, тем лучше. Если проблема включает в себя повышение чего-то, то и метафора должна иметь связь с повышением, иначе вам будет сложно визуализировать.

Повысить продажи = Нарастить мускулы

Уменьшить расходы по найму персонала = Снизить цены на хлеб

Привлечь больше инвесторов = Собрать больше кукурузы

Мы выбрали сброс веса как метафору на снижение производственных издержек, поэтому сосредоточимся в дальнейшем на этом.

2

Генерируйте решения для метафорической проблемы

Тут нам поможет мозговой штурм:

  • Подсчет калорий
  • Упражнения
  • Контроль потребления пищи
  • Ограничить потребление определенной группы товаров
  • Сосредоточиться на низкокалорийной пище
  • Пить много воды
  • Присоединиться к клубу для похудения
3

Свяжите решения вашей проблемы с решениями метафорической проблемы

Подсчет калорий = Контролируйте расходы

Упражнения на сжигание калорий = Обдумайте все затраты (перерабатывайте, модифицируйте)

Контроль потребления пищи = Контролируйте расходы и прочие издержки

Ограничить потребление определенной группы товаров = Сократите расходы, тщательно подбирая поставщиков

Сосредоточиться на низкокалорийной пище = Найдите более дешевые заменители расходов

Пить много воды = Смойте повторяющиеся процессы

Присоединиться к клубу для похудения = Обменивайтесь идеями с другими аналогичными ведомствами

4

Выберите лучшие решения

Вы не обязаны брать любой аналог вашей проблемы и ее метафоры. Некоторые работают лучше, чем другие, а третьи не работают вообще. Вот здесь вам пригодится анализ и логика.

Практикуйтесь в создании метафор, это не так сложно как кажется. Сначала можете придумывать их на листе бумаги, а через какое-то время они будут приходить к вам автоматически. Удачи в этом интересном деле!