ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Когнитивные схемы


когнитивные схемы

Схема – это общее представление, заложенное в нас, когнитивная структура, выполняющая функцию организации и трактовки информации. Схемы полезны, поскольку позволяют находить и использовать кратчайший путь для интерпретации огромного объема сообщений окружающего мира.

Однако иногда эти ментальные конструкты заставляют нас игнорировать важную информацию, сосредотачивают внимание на тех вещах, которые подтверждают уже имеющиеся идеи и убеждения. Тем самым они способствуют формированию стереотипов, затрудняют усвоение новых знаний, несоответствующих нашему, уже сложившемуся мировоззрению.

История исследования

Впервые схема в качестве базовой концепции, была использована британским психологом Фредериком Бартлеттом как часть его теории обучения. Теория предполагала, что наше понимание мира формируется сетью абстрактных ментальных структур. Первым же кто ввел термин «схема», был швейцарский психолог Жан Пиаже. Согласно его теории когнитивного развития, дети проходят несколько этапов интеллектуального роста, и схема  относится как к категории знаний, так и к процессу приобретения данного знания. Он считал, что люди, получая новую информацию и обучаясь чему-то, находятся в состоянии постоянного приспосабливания к окружающему миру. По мере возникновения новоприобретенных знаний и опыта – разрабатываются новые или подвергаются изменению старые конструкции. Широко используя данный термин в собственных работах, Пиаже, дал небывалый толчок для его популяризации.

Примеры схем

Ребенок, изначально разрабатывая схему для лошади, знает, что она большая, у нее есть четыре ноги и хвост. И когда маленький мальчик впервые встречает корову, то с легкостью может идентифицировать ее как лошадь. Ведь, в конце концов, она вписывается в его конструкт характеристик для лошади – это большое животное, у него четыре ноги и хвост. Как только ему говорят, что это другое животное – корова, он изменяет существующую схему лошади и создает новую – для коровы. Теперь давайте представим, что этот мальчик впервые встречает миниатюрного коня и ошибочно идентифицирует его как собаку. Родители объясняют ему, что животное перед ним – это очень маленький тип лошади и, следовательно, ребенку необходимо изменить существующую конструкцию относительно него. Теперь он понимает, что хоть некоторые лошади большие, есть и очень маленькие. Благодаря новому опыту уже существующие схемы модифицируются, и познается новая информация.

Несмотря на то, что Пиаже сосредоточился на этапах развития в детстве, схемами обладают все люди. Они продолжают формироваться и меняться на протяжении всей нашей жизни. К примеру – относительно объектов. Это тот тип конструкций, который фокусируется на том, что является неодушевленным объектом и как он работает. У большинства людей из промышленно-развитых стран имеется в наличии схема – что такое автомобиль. Включает в себя множество подкатегорий для различных типов автомобилей, таких как, универсал, седан или пикап. И с течением времени под воздействием внешнего мира, данная схема постоянно изменяется и обновляется.

Какие же еще существуют типы схем, присущие людям:

  • Личностные схемы – ориентированы на конкретных людей. Например, схема для вашего друга может включать информацию о его внешности, его поведении, его личности и его предпочтениях.
  • Социальные схемы – включают общие знания о том, как люди ведут себя в определенных социальных ситуациях.
  • Самосхемы – сфокусированы на знании о себе. Включают в себя как то, что вы знаете о своем нынешнем Я, так и идеи о своем идеализированном или будущем Я.
  • Схемы событий – сосредоточены на моделях поведения, которые должны соблюдаться при определенных инцидентах. Действуют подобно сценарию, информирующему нас о том, что нам следует делать, как действовать, и что говорить в конкретной ситуации.

Как схемы влияют на процесс обучения?

Схемы играют заметную роль в процессе обучения. Приведем примеры:

  • Они влияют на то, на что мы обращаем внимание. Люди с большей вероятностью обращают внимание на то, что соответствует их нынешним схемам.
  • Влияют на скорость обучения. Человек легче познает информацию, когда она вписывается в уже имеющиеся схемы.
  • Помогают в упрощении мира. Часто позволяют человеку легче узнавать окружающий мир, так как новая информация может быть классифицирована в сравнении нового опыта с существующими схемами по аналогии.
  • Схемы позволяют нам быстрее думать. В условиях мгновенного изменения вещей и стремительного потока информации человеку не приходится тратить много времени на их интерпретацию. Благодаря схемам, возможна быстрая и автоматическая ассимиляция этой информации.
  • Изменяют способ интерпретации поступающей информации. При изучении новых сведений, не соответствующих схемам, иногда происходит процесс искажения или изменения новой информации – ради придания ей соответствия базе знаний человека.
  • Трудно подвергаются изменениям. Люди часто цепляются за свои существующие схемы, особенно перед лицом противоречивой информации.

В большинстве случаев использование схем при обучении происходит автоматически или с использованием минимальных усилий, но могут возникнуть и затруднения в процессе овладения новыми знаниями. Один из таких ярких примеров – предрассудки, мешающие видеть мир человеку таким, какой он есть. Соблюдая определенные убеждения в отношении, например, конкретной группы людей, данная схема влияет на неправильную интерпретацию различных ситуаций. Когда происходит событие, бросающее вызов этим существующим убеждениям, человек склонен предложить альтернативное объяснение, поддерживает текущую схему вместо того, чтобы приспособить или изменить ее.

Подобный момент можно ярко проследить при гендерных ожиданиях. В различных культурах у каждого человека присутствует схема относительно того, что считается мужским, а что женским. И такие схемы, возможно, приведут к возникновению стереотипа о том, как мужчины и женщины будут вести себя в той или иной ситуации, проявлять ту или иную роль, характерную для них.

В одном исследовании детям продемонстрировали ряд картинок, соответствующих гендерным ожиданиям (мужчина за рулем автомобиля, женщина, моющая посуду). Другие изображения были несовместимы с гендерными стереотипами (мужчина, моющий посуду, и женщина за рулем автомобиля). Позже, когда их попросили вспомнить, что они видели, дети, имеющие довольно четкие представления в вопросах половой принадлежности, часто неверно называли пол людей на гендерно-несогласованных изображениях. Тоесть женщину за рулем автомобиля они в большинстве случаев путали с мужчиной.

Возможно ли изменение в схемах?

Процессы, посредством которых происходят изменения или коррекция в схемах, известны как ассимиляция и аккомодация. При ассимиляции – новая информация включается в уже ранее существовавшие конструкции. При аккомодации – мы, узнавая новую информацию и приобретая опыт, подвергаем преобразованию или формируем новые схемы. Изменения, как правило, легче проистекают в детстве, а по мере взросления становятся более сложными для преобразования. И часто сохраняются даже тогда, когда человеку предъявляются факты, кардинально противоречащие его убеждениям. Однако под воздействием непрерывного потока доказательств, сигнализирующих и указывающих на необходимость изменения, мы постепенно меняемся. Благодаря таким процессам как адаптация и аккомодация мы создаем, изменяем и расширяем наши схемы, обеспечивая основу для понимания окружающего мира.

Автор: Денис Варяница

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова: