Блог о саморазвитии

Как убить в себе потребителя?

убить в себе потребителя

Потребительский рынок с каждым днём набирает обороты: технологии движутся вперёд, различные компании предлагают людям инновационную продукцию, на прилавках магазинов появляются всё новые товары. И как, заходя, например, в салон компьютерной или бытовой техники, удержаться от желания приобрести что-то новое и необычное себе домой? Ведь всё такое красивое, стильное, модное и, конечно же, очень нужное. Поэтому люди покупают, покупают и покупают. Эта неконтролируемая тяга что-либо приобретать, невзирая на необходимость и последствия, называется ониоманией, шопоголизмом или просто вещизмом. Со временем из простой тяги она становится любимым способом отдыха и развлечений. В этой статье мы поговорим о самом этом явлении и его особенностях, а также представим вам пищу для размышлений – небольшую историю одного очень успешного и обеспеченного человека, которая, вполне возможно, заставит вас задуматься. Но давайте обо всём по порядку.

Немного о шопоголизме

Термин «ониомания» появился в Европе в конце XIX века. Его предложил немецкий психиатр Эмиль Крепелин, который вместе с психиатром из Швейцарии Эйгеном Блейлером впервые обнаружил первые симптомы этого психологического недуга. Но, к примеру, в США Американская психиатрическая ассоциация изначально не признавала шопоголизм как некое психическое отклонение, но в последнее время эта позиция пересматривается, т.к. начали проявляться признаки ненормального и даже маниакального поведения. Ко всему прочему, эта тема привлекает внимание СМИ, а по результатам исследований Технической больничной кассы Нижней Саксонии, проведённых в 2008 году, выяснилось, что свыше 800 тысяч граждан Германии страдают ониоманией.

Симптомы шопоголизма

Определить у себя или у кого-то другого наличие шопоголизма можно по нескольким признакам:

  • Походы в магазины без цели приобрести что-либо конкретное
  • Желание ознакомиться со всеми новинками на витрине и протестировать их
  • Изучение журналов и сайтов обо всех новинках
  • Желание купить что-то без особой надобности
  • Бесконечные разговоры о новых приобретениях
  • Апатичное состояние без регулярных походов по магазинам и торговым центрам

Причины возникновения шопоголизма

У шопоголизма, как и у любого другого недуга есть и свои причины. Специалисты из медицинской страховой компании упомянутой нами выше Нижней Саксонии выявили ряд таких причин:

  • Пониженный самоконтроль
  • Неблагоприятные личностные особенности
  • Жажда адреналина, получаемого во время покупок
  • Ощущение власти как результат общения с консультантами
  • Иллюзия свободы выбора и контроля над своей жизнью
  • Недостаток внимания, чувство одиночества, потребность в признании
  • Депрессия, тревога, стрессы в личной жизни

Таковы основные причины, заставляющие множество людей совершать ненужные и порой бессмысленные покупки. И, как правило, апогей страсти к вещизму формируется у людей в период финансовой нестабильности – когда денег не хватает, но реклама призывает соответствовать статусу и иметь в наличии определённые вещи. Однако становясь богаче и имея возможность приобретать всё, что заблагорассудится, люди перестают получать удовольствие от своих покупок, т.к. приходят к пониманию их бессмысленности.

Любовь людей к вещам, если рассуждать с философской точки зрения, затрагивает практически любую сферу их жизни. Дома и квартиры увеличиваются в размерах, вещей появляется всё больше. Кстати, за последние 60 лет необходимое для жизни одного человека пространство сократилось втрое. А ещё доказано, что постоянная забота о своём имуществе способствует выработке организмом гормона стресса, что отрицательно сказывается на здоровье и продолжительности жизни.

Конечно, желанию обзаводиться всё новыми вещами способствует чрезмерное производство. Но мало кто задумывается, что оно разрушает экосистему нашей планеты. И что говорить хотя бы о том, что повышенное потребление тесно взаимосвязано с антисоциальным поведением по всему миру. И на самом деле потребительский склад ума не приведёт человека ни к чему хорошему, независимо от того, каков уровень его дохода. Поэтому менять своё мышление и избавляться от пагубной привычки всё время что-то покупать рекомендуется каждому, у кого есть такая страсть, а тем, у кого её нет, нужно всячески следить за тем, чтобы она не появилась.

История Грэма Хилла

Чтобы не быть голословными, мы приведем в пример предпринимателя, писателя и дизайнера Грэма Хилла. Он является миллионером, способным позволить себе то, о чём большинство людей и мечтать не могут. Успешный бизнес, который он начал в конце 90-х годов, принёс ему огромное количество денег. Он сразу же купил гигантский четырёхэтажный дом, обставил его всевозможной аудио-, видео и бытовой техникой, приобрёл множество казавшихся нужными вещей и гаджетов, организовал собственный автопарк. Развивающийся бизнес требовал всё больше внимания, и времени на дом и новые покупки практически не оставалось. Тогда предприниматель нанял профессионального консультанта по покупкам, задачей которого было ходить по магазинам, фотографировать вещи, которые могли бы понравиться его работодателю, и затем показывать ему эти фото, чтобы он мог определиться с тем, что же ещё ему приобрести.

Так продолжалось некоторое время, по прошествии которого эйфория от новых покупок куда-то исчезла: новые вещи перестали доставлять радость, а их эксплуатация не приносила никакого удовольствия. Это послужило поводом для размышлений на тему того, почему вещи, которые должны бы улучшать жизнь и делать человека счастливее, этой функции не выполняют, а заставляют лишь тревожиться насчёт их сохранности. Газон нуждается в уходе, дом — в уборке, автомобили — в страховке и техобслуживании и т.д. и т.п.

После этого Грэм Хилл переехал в Нью-Йорк, где арендовал большой дом, служивший отражением его статуса. Этот дом тоже нужно было заполнить новыми вещами, на что опять же тратилась уйма времени. К тому же теперь нужно было думать о двух домах. В итоге первый дом был благополучно продан, но на это было потрачено очень много времени и сил.

Но только переехав в Барселону со своей девушкой и поселившись в небольшой квартире, Грэм обнаружил, что он счастлив и доволен жизнью. После этого последовала череда путешествий по разным странам, во время которых всё необходимое умещалось в рюкзаке. У Грэма не было с собой его вещей, но от этого он чувствовал себя только свободным и независимым. Так Грэм Хилл обнаружил, что приобретения занимали практически всю его жизнь: вещи, хозяином которых он хотел быть, были его хозяевами. В итоге, чтобы избавиться от всего лишнего и ненужного, этому человеку потребовалось целых 15 лет.

Сейчас, по его собственным словам, он живёт в небольшой квартире-студии площадью в 39 м², спит на выдвигающейся из стены кровати, у него несколько рубашек, десяток тарелок и нет даже DVD-проигрывателя. По поводу этого он говорит следующее: «Я хорошо сплю, потому что знаю, что не использую больше ресурсов, чем мне действительно необходимо. У меня меньше вещей, но больше наслаждения. У меня больше времени и больше свободных денег. Мало места — много жизни».

И эта история лишь пример. Все мы живём в мире огромных гипермаркетов, многоэтажных торговых центров и магазинов, работающих 24 часа в сутки. Благодаря этому практически каждый имеет возможность окружить себя множеством вещей. Но где-то в глубине своего существа мы все понимаем, что самое главное в жизни – это не вещи, а наш опыт, ощущения и впечатления, которые мы получаем от жизни, люди, которых мы любим, и цели, которых мы достигаем. Именно это должно быть тем, к чему мы должны стремиться.

Если человек страдает от вещизма и является профессиональным потребителем, ему нужно лишь задуматься о том, из чего состоит его жизнь, какой он видит в ней смысл и что он хочет вспомнить, когда придёт то время, когда уже не нужны будут никакие новые покупки.

Ключевые слова: