Блог о саморазвитии

Как побеждать в спорах: уроки от Артура Шопенгауэра. Часть четвёртая

Как побеждать в спорах: уроки от Артура Шопенгауэра. Часть четвёртая

Четвёртый мастер-класс по эристическим уловкам от Артура Шопенгауэра. Как притягивание за уши поможет выиграть спор? Что такое апагогия и как можно разрушать доводы с помощью юмора? Как одержать победу в дискуссии, используя против соперника его же аргументы? Читайте в этой статье.

Притягивание за уши

При помощи ложной причинно-следственной связи, ошибочной логики и любых из знакомых вам уловок вы должны подобрать к тезису соперника выводы, которые из него совершенно не следуют. Если вам это удастся, а соперник не может оспорить, что эти выводы являются частью его тезиса, разбейте их (вы же намеренно притянули за уши выводы, которые легко опровергнуть). После этого получится, что вы якобы раскритиковали весь тезис оппонента, хотя на самом деле оспорили только собственные суждения, притянутые за уши.

Неочевидность притягиваемых суждений вы должны определять  сами. Тут есть два критерия: ваша ловкость и искусность и невнимательность оппонента. Чем хуже ваш соперник по спору способен анализировать, тем грубее может быть ваша манипуляция с притягиванием за уши.

Пример:

— Мне не понравился сюжет этой книги. Мне кажется, он очень скучный.

— Такое впечатление создаётся из-за довольно нудной манеры письма?

— Может быть.

— Но многие литературные критики оценили слог этого писателя. Наверное, вы просто устали и хотели спать, на самом деле книга совсем не скучная.

Тут было использовано сразу несколько приёмов: за уши притянули манеру письма, расширили тезис (сюжет может быть скучным, но сама книга написана очень живо и красочно, что в целом делает её нескучной), а также апеллировали к авторитету.

Апагогия

Апагогия – доведение до абсурда.

Для начала разбёрем апагогию при помощи инстанции противоположного примера. Инстанция – это пример, который не согласуется с общим правилом, справедливость которого доказывает собеседник. Если для индукции нужен целый ряд частных случаев, то для апагогии с помощью инстанции вам достаточно найти один случай, которые не будет подходить для обобщения.

Пример:

— У всех жвачных животных есть рога: олени, бараны, коровы…

— Но постойте, а как же верблюды?

Верблюд в этом случае и есть инстанция.

В поисках инстанции легко совершить ошибку, поэтому обязательно обратите внимание на следующее:

  1. Действительно ли верен пример? Иногда инстанция является неестественным случаем. Вернёмся к предыдущему примеру: верблюд – инстанция, а вот корова-мутант, у которой по какой-то причине отсутствуют рога, или олень, недавно их сбросивший – нет.
  2. Действительно ли пример входит в рассматриваемое понятие? Иногда это только кажется. Если рассмотреть приводимый частный случай внимательнее, может оказаться, что он вообще не имеет никакого отношения к обсуждаемому вопросу. Ещё раз обратимся к примеру со жвачными животными: если вы приведёте в качестве примера кабана, то это не будет инстанцией, потому что кабаны не относятся к жвачным животным.
  3. Действительно ли существует противоречие между обобщением и предлагаемой инстанцией? Иногда различие только призрачное. Снова тот же пример: если вы предлагаете в качестве частного случая жирафа, то это не будет инстанцией. Потому что у жирафов есть короткие рога, покрытые шкурой, то есть они наоборот подтверждают оспариваемый вами тезис.

Если апагогию при помощи инстанции применят против вас, обязательно вспомните эти три пункта и проверьте предлагаемый собеседником случай по каждому из них.

Но сами вы можете не соблюдать эти правила, а только создавать видимость. Эристика учит побеждать в спорах любой ценой, поэтому если ваш соперник не знает, что кабаны не относятся к жвачным, у жирафа есть рога, а неестественный пример нельзя принимать в качестве инстанции – выдвигайте такие контраргументы.

Другой смысл доведения до абсурда заключается в том, что вы должны предельно гиперболизировать тезис оппонента. Сделать из мухи слона, проще говоря. Вы наверняка много раз сталкивались с этим приёмом и неосознанно применяли сами, поэтому лучше сразу приведу пример:

— Николай Петрович, может быть, вы повысите мне зарплату на 10%?

— Ага, сначала на 10, потом на 20, 40, а потом вся компания будет работать, чтобы твой труд оплачивать. Ещё чего!

Ещё часто встречается конструкция «сегодня-завтра»:

— Сегодня ты на работу опаздываешь, а завтра что? Вообще не придёшь?

О том, как применять этот приём, вы наверняка знаете, так что не буду останавливаться на этом подробно. Противодействовать же этой уловке очень легко: укажите на сам факт доведения до абсурда и скажите, что это, конечно, забавно, но не может быть аргументом и серьёзным доводом. И ещё один интересный способ отразить такую атаку: продолжите доводить это абсурда, преувеличьте ещё сильнее, не сдерживайте свою фантазию и чувство юмора. Вместе с вашей гиперболизацией станет смешным и преувеличение вашего соперника. Например:

— Сегодня я ты требуешь повышения, а завтра что? Скажешь, чтобы я своё кресло для тебя освободил?

— Да, а послезавтра президентом компании стану. Но сегодня давайте ограничимся одной ступенью на карьерной лестнице.

Разворот аргумента

Не придумывайте свои доводы, используйте аргументы соперника против него же! Возьмите отправное суждение оппонента, но сделайте свой, противоположный вывод.

Пример:

— Но это же ребёнок! С ним нельзя так строго!

— Да, это ребёнок. Поэтому с ним и нужно быть строже, чтобы он понимал, как можно себя вести, а как нельзя, что хорошо и что плохо. Если быть чересчур мягким, ребёнок не получит воспитания.

Чтобы улучшить вашу способность смотреть на ситуацию с разных сторон и находит выгодные для вас развороты аргумента, советую развивать дивергентное мышление.

Противодействие:

  1. «Да, но…». Сначала согласитесь с соперником, а потом добавьте «но» и выскажите свою позицию ещё раз, только более развёрнуто, по возможности с новыми аргументами.
  2. «Если так посмотреть, то…». После этой фразы вы можете использовать доведение до абсурда или попробовать обозначить логическое противоречие (конечно же, можно использовать мнимое несоответствие).

Оттачивайте теорию и начинайте записывать на свой счёт очередные победы в споре.

Желаю успехов!

Весь цикл статей об эристических уловках:

Как побеждать в спорах: уроки от Артура Шопенгауэра. Часть первая
Как побеждать в спорах: уроки от Артура Шопенгауэра. Часть вторая
Как побеждать в спорах: уроки от Артура Шопенгауэра. Часть третья
Как побеждать в спорах: уроки от Артура Шопенгауэра. Часть пятая
Как побеждать в спорах: уроки от Артура Шопенгауэра. Часть шестая
Как побеждать в спорах: уроки от Артура Шопенгауэра. Часть седьмая

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook