Часто и молодые педагоги, недавно окончившие высшее учебное заведение, и учителя с немалым стажем сталкиваются с проблемой списывания. Арсенал хитростей, позволяющих обойти систему проверки знаний, безграничен. И если для многих учащихся списывание стало необходимым инструментом получения удовлетворительной оценки по неинтересному предмету, своеобразным «легким путем» в повышении успеваемости, то задача любого учителя или преподавателя не допустить подобного сценария и научится выявлять списывающих. Лучший помощник здесь – опыт, но не бывает практики без теории, поэтому мы собрали в этой статье некоторые рекомендации для педагогов.
Подходы к списыванию
Списывание списыванию рознь. Точнее по факту-то разницы нет, в любом случае это разновидность обмана с целью получения определенной выгоды. Но хороший учитель это не только человек, задача которого научить, это тонкий психолог и воспитатель. Поэтому педагогу нужно уметь не столько пресекать списывание, хотя это и очень важно, сколько привить ученику понимание того, что оно не приносит пользы. Сделать это довольно сложно с учетом того, что именно оценка является основным показателем успеваемости, а желание получить балл повыше выходит на первый план. И сколько бы ни критиковал Роберт Кийосаки систему образования за такой подход (его известная работа «Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу»), но работать преподаватель должен в этих рамках, причем – работать успешно.
Предыдущий абзац мы начали со слов, что списывание бывает разное. Действительно, огромная пропасть лежит между списыванием в школе и вузе. Поступивший в университет или институт человек должен осознавать, что учебная программа здесь отличается от школьной и направлена на систематическое освоение большого количества материала самостоятельно. Чаще всего, когда студент приходит на экзамен неготовым и начинает списывать, это связано не с трудностью предмета, а с недостаточным вниманием, которое он уделил подготовке. Преподаватель в таком случае должен относиться к данному явлению со всей строгостью. Немного перефразируя известный анекдот, поставим риторический вопрос: кому хочется лечиться у врача или ездить по мосту, построенному инженером, если все свои экзамены они списали?
Работа в школе требует немного другого подхода. Учитель со своими учениками работает дольше, знает их лучше. Соответственно ему предстоит решать, стоит ли наказывать, например, снижением оценки за то, что ребенок во время диктанта отвлекся, а в следующую секунду заглянул к соседу по парте в тетрадку. Школьный педагог в таком случае имеет возможность судить о произошедшем, опираясь на ряд факторов: частоту происходящего, общую успеваемость, психотип и многое другое. Реакция должна быть взвешенной, профессиональной. Помните, что деспотичный, авторитарный стиль поведения может спровоцировать списывание в большей мере, чем незнание предмета, поскольку заставит аудиторию сомневаться в своих силах.
Другое дело – школьные экзамены, итоговые контрольные, олимпиады. Здесь отношение к списыванию должно быть негативным. Контроль за успеваемостью введен как раз для того, чтоб проверить насколько хорошо учащийся справляется с программой обучения. Это, по сути, характеризирует работу учителя, действенность его методов. Если ученик спишет, то реальную картину оценить не удастся, а это может навредить профессиональному развитию педагога.
Превентивные меры
Часты случаи, когда намного проще предупредить нарушение, чем бороться с ним по факту.
- Подбодрите учеников перед началом теста, экзамена, контрольной парой слов, заверьте их в том, что они хорошо владеют программой и все смогут хорошо написать.
- Апеллируйте к сознательности и честности. Метод не всегда действенный, зато красивый.
- Впустите учащихся в аудиторию непосредственно перед экзаменом. Рассадите их в случайном порядке. Это позволит нивелировать выгоду от спрятанных или записанных на парте шпаргалок.
- Правильно организуйте рабочую среду. Перед экзаменующимся не должно быть ничего, что не было б определено процедурой. Для личных вещей лучше выделить отдельное место. Принесенную воду, шоколадки и прочее стоит также попросить оставить на специально отведенном под эти цели столе.
- Вопросы экзамена, контрольной, самостоятельной работы лучше сделать в виде теста, если это позволяет предмет. Время на его выполнение должно зависеть от количества вопросов.
- Если сдающих немного, их лучше рассадить по одному за парту.
Интересные методы не допустить списывание
Как и в случае с выдумкой учащихся в направлении хитросплетений списывания, учителя также бывают довольно изобретательными в противодействии этим стремлениям. Вот лишь некоторые интересные методы:
— В Индии на одном из экзаменов присутствовали специально обученные обнаружению шпаргалок… собаки. Неизвестно нашли они их или нет, но студенты недюжинно перепугались;
— В Китае некоторые экзамены проводят в открытом поле или на улице, при этом парты стоят на приличном удалении друг от друга;
— Во многих университетах США существуют братства, в кодексе чести которых значится запрет на списывание. Провинившихся с позором исключают;
— Во Франции за уличение в списывании на выпускном экзамене могут лишить права повторной сдачи на 5 лет, в Китае – навсегда, без чего поступить в вуз невозможно;
— Во многих странах уже давно во время экзаменов используются маленькие парты, где можно положить только листок. Также широко применяется видеонаблюдение, а для предотвращения списывания с мобильных устройств ставятся специальные глушители сотовой связи.
Практические советы
1. Будьте бдительны. Заметить списывание легко, для этого просто нужно наблюдать.
2. Попросите убрать все лишнее с парты – тетради, учебники, пеналы.
3. Следите за поведением. Неестественность позы, нервозность, возбужденность, неусидчивость, постоянное отвлечение от работы – верные признаки того, что человек списывает.
4. Не позволяйте покидать аудиторию до завершения работы. Метод жесткий, подходит для учащихся старшего возраста. Широко практикуется в США.
5. Следите за использованием технических устройств. Многие электронные органайзеры можно использовать в качестве шпаргалок, а с виду они не отличаются от обычных калькуляторов.
6. Проверяйте учебные материалы. В словаре, в географическом атласе легко можно спрятать или написать шпаргалку. Излишнее внимание к этим предметам может сигнализировать об использовании запрещенных инструментов.
7. Если у вас возникли сомнения по поводу честности написания работы промежуточного контроля, на следующее же занятие можно дать мини-тест или один из вопросов, которые были на самостоятельной. Сравнение ответов позволит сверить результат.
8. Специфическая область – списывание или плагиат в домашних заданиях, в первую очередь при написании эссе, сочинений, рефератов. Для обнаружения списывания в этой области учителю пригодятся онлайн-ресурсы проверки на плагиат, поскольку почти все готовые тексты имеются в Интернете. Например, списывание можно проверить с помощью бесплатной программы Advego Plagiatus.
Удачи Вам в борьбе со списыванием!
Отзывы и комментарии
Высказать свое мнение, а также поделиться собственными методами обнаружения шпаргалок и списывания в целом, вы можете, написав комментарий в форме ниже.