Блог о саморазвитии

Как научиться давать конструктивную критику

Как научиться давать конструктивную критику

Умение давать конструктивную критику — это целое искусство, которое необходимо освоить каждому из нас, потому что мы сталкиваемся с этим каждый день: на бытовом или профессиональном уровне. Человек, не умеющий правильно критиковать, будет иметь не лучшие взаимоотношения с окружающими. Так что не имеет значения, на кого она направлена, близкого человека, ребенка или коллегу по работе, делать это нужно с умом. Кстати, если вы хотите научиться доносить критику грамотно и конструктивно, а также и сами воспринимать и реагировать на нее правильно, обязательно пройдите наш курс «Конструктивная критика».

Что такое конструктивная критика?

Конструктивная критика — это осторожное неодобрение, критика или совет. Эта форма критики существует, чтобы помочь человеку стать лучше и при этом не задеть его самооценку. Это скорее дружеское отношение, при котором критика направлена не на личность человека.

Ученые говорят, что жесткая критика вызывает негативный эмоциональный всплеск, что ведет к еще большему количеству ошибок и чувству вины.

Научитесь общаться в дружеской манере и не понижать самооценку собеседника. Для этого существует несколько техник.

1

Примените технику сэндвича

Она позволяет устранить все негативные последствия обратной связи. Ее структура достаточно проста:

  1. Начните с перечисления сильных сторон. Каждый человек их имеет, в том числе у него есть и некоторые достижения.
  2. Дайте обратную связь. Скажите о том, что нужно усовершенствовать в работе человека. Будьте спокойны.
  3. Закрывайте диалог (монолог). Завершите разговор перечислением преимуществ, которые человек получит, если прислушается к вам.

Заметьте, что никаких негативных фраз данная техника не допускает. Вы концентрируете внимание собеседника на его успехах в прошлом и указываете на то, что сделать, чтобы они продолжились в будущем.

2

Используйте структуру «Прозрачность, вовлечение, улучшение»

Техника сэндвича неприменима для многих ситуаций, поэтому вы также можете использовать структуру ПВУ. Она более многогранна и подойдет, чтобы дать обратную связь практически каждому человеку.

  1. Старт. Начните разговор. Будьте честны и откровенны относительно проблемы, которая вас беспокоит.
  2. Опишите проблему. Как можно короче.
  3. Поделитесь своей стратегией. Опишите человеку, как именно собираетесь обсудить проблему.
  4. Очертите схему предлагаемого процесса. Настаивайте на том, что шаги с седьмого по двенадцатый наиболее важны.
  5. Дайте обратную связь. Спросите у человека, согласен ли он с такой структурой или нужно что-то изменить.
  6. Инициирование. Собственно, начало.
  7. Описание проблемы. Опишите, что вас беспокоит относительно проблемы.
  8. Расскажите о деталях. Описание общей картины достаточно полезно, но дьявол кроется в деталях, поэтому укажите на них.
  9. Дайте обратную связь. Закончите свой монолог и вовлеките человека в разговор.
  10. Получите обратную связь. Выслушайте мнение человека.
  11. Получите согласие. Если согласие получено, обсудите в деталях, что человек будет делать в скором времени.
  12. Расскажите об улучшении. Не забудьте указать человеку на то, какие выгоды получит лично он.
  13. Закрытие разговора.

Техника кажется сложной только на первый взгляд. Главное — заранее сказать о том, в чем будет заключаться разговор и как будет протекать во избежание неожиданностей.

3

Поддерживайте соотношение: надежда/мечта/критика

Есть три элемента, которые должны находиться в гармонии во время конструктивной критики. Каждый человек на что-то надеется и о чем-то мечтает. Укажите, что он сможет получить все это, если будет работать над собой. Любой дисбаланс в этой структуре приведет к тому, что человек либо станет неуверенным в себе, либо слишком самоуверенным и тут уже непонятно, что хуже.

Выясните, что мотивирует человека. Это первое, о чем нужно задуматься.

4

Избавьтесь от ненужной критики

Человек может совершить массу ошибок, но не нужно указывать на все. Скажите о ключевых. Не каждая порция критики необходимая и полезная. И не забудьте о том, что вы советуете, а не ругаете.

5

Оставайтесь нейтральным: оставьте свои эмоции

Никто не застрахован от того, что его не захлестнут эмоции. Даже если вы все четко продумали, человек может ответить с некоторой агрессией. И если вас это зацепит, то начнется перепалка.

Ни в коем случае не допускайте такого. До начала диалога приведите свои эмоции в порядок и заранее решите, как будете реагировать в случае агрессии собеседника.

И еще раз напоминаем, что, если вы хотите научиться доносить критику грамотно и конструктивно, а также и сами воспринимать и реагировать на нее правильно, обязательно пройдите наш курс «Конструктивная критика».

Желаем вам удачи!

Ключевые слова: