Умение давать конструктивную критику — это целое искусство, которое необходимо освоить каждому из нас, потому что мы сталкиваемся с этим каждый день: на бытовом или профессиональном уровне. Человек, не умеющий правильно критиковать, будет иметь не лучшие взаимоотношения с окружающими. Так что не имеет значения, на кого она направлена, близкого человека, ребенка или коллегу по работе, делать это нужно с умом. Кстати, если вы хотите научиться доносить критику грамотно и конструктивно, а также и сами воспринимать и реагировать на нее правильно, обязательно пройдите наш курс «Конструктивная критика».
Что такое конструктивная критика?
Конструктивная критика — это осторожное неодобрение, критика или совет. Эта форма критики существует, чтобы помочь человеку стать лучше и при этом не задеть его самооценку. Это скорее дружеское отношение, при котором критика направлена не на личность человека.
Ученые говорят, что жесткая критика вызывает негативный эмоциональный всплеск, что ведет к еще большему количеству ошибок и чувству вины.
Научитесь общаться в дружеской манере и не понижать самооценку собеседника. Для этого существует несколько техник.
Примените технику сэндвича
Она позволяет устранить все негативные последствия обратной связи. Ее структура достаточно проста:
- Начните с перечисления сильных сторон. Каждый человек их имеет, в том числе у него есть и некоторые достижения.
- Дайте обратную связь. Скажите о том, что нужно усовершенствовать в работе человека. Будьте спокойны.
- Закрывайте диалог (монолог). Завершите разговор перечислением преимуществ, которые человек получит, если прислушается к вам.
Заметьте, что никаких негативных фраз данная техника не допускает. Вы концентрируете внимание собеседника на его успехах в прошлом и указываете на то, что сделать, чтобы они продолжились в будущем.
Используйте структуру «Прозрачность, вовлечение, улучшение»
Техника сэндвича неприменима для многих ситуаций, поэтому вы также можете использовать структуру ПВУ. Она более многогранна и подойдет, чтобы дать обратную связь практически каждому человеку.
- Старт. Начните разговор. Будьте честны и откровенны относительно проблемы, которая вас беспокоит.
- Опишите проблему. Как можно короче.
- Поделитесь своей стратегией. Опишите человеку, как именно собираетесь обсудить проблему.
- Очертите схему предлагаемого процесса. Настаивайте на том, что шаги с седьмого по двенадцатый наиболее важны.
- Дайте обратную связь. Спросите у человека, согласен ли он с такой структурой или нужно что-то изменить.
- Инициирование. Собственно, начало.
- Описание проблемы. Опишите, что вас беспокоит относительно проблемы.
- Расскажите о деталях. Описание общей картины достаточно полезно, но дьявол кроется в деталях, поэтому укажите на них.
- Дайте обратную связь. Закончите свой монолог и вовлеките человека в разговор.
- Получите обратную связь. Выслушайте мнение человека.
- Получите согласие. Если согласие получено, обсудите в деталях, что человек будет делать в скором времени.
- Расскажите об улучшении. Не забудьте указать человеку на то, какие выгоды получит лично он.
- Закрытие разговора.
Техника кажется сложной только на первый взгляд. Главное — заранее сказать о том, в чем будет заключаться разговор и как будет протекать во избежание неожиданностей.
Поддерживайте соотношение: надежда/мечта/критика
Есть три элемента, которые должны находиться в гармонии во время конструктивной критики. Каждый человек на что-то надеется и о чем-то мечтает. Укажите, что он сможет получить все это, если будет работать над собой. Любой дисбаланс в этой структуре приведет к тому, что человек либо станет неуверенным в себе, либо слишком самоуверенным и тут уже непонятно, что хуже.
Выясните, что мотивирует человека. Это первое, о чем нужно задуматься.
Избавьтесь от ненужной критики
Человек может совершить массу ошибок, но не нужно указывать на все. Скажите о ключевых. Не каждая порция критики необходимая и полезная. И не забудьте о том, что вы советуете, а не ругаете.
Оставайтесь нейтральным: оставьте свои эмоции
Никто не застрахован от того, что его не захлестнут эмоции. Даже если вы все четко продумали, человек может ответить с некоторой агрессией. И если вас это зацепит, то начнется перепалка.
Ни в коем случае не допускайте такого. До начала диалога приведите свои эмоции в порядок и заранее решите, как будете реагировать в случае агрессии собеседника.
И еще раз напоминаем, что, если вы хотите научиться доносить критику грамотно и конструктивно, а также и сами воспринимать и реагировать на нее правильно, обязательно пройдите наш курс «Конструктивная критика».
Желаем вам удачи!