ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Идеология преподавания Льва Толстого


Форсированное развитие образования в России началось после принятия христианства и достигло своего пика в настоящие дни, впрочем, вопрос о совершенствовании педагогической системы все такой же животрепещущий и горячий, как и в далеком XX веке.

Модификации в духовной и социальной жизни не прекращаются, поэтому зачастую, для выведения идеальных преподавательских методик, обращаются к опыту великих деятелей былых времен. Почетное место среди них занимает известный на весь мир писатель, философ и преподаватель – Лев Николаевич Толстой. В его размышлениях, касающихся идеальной педагогической науки, кроются полезные актуальные идеи и наработки; которые, несмотря на свой почтительный возраст, равный более чем 200 годам, позволяют свежо взглянуть на проблемы нынешней педагогики.

История преподавательской деятельности писателя

Еще до отмены крепостного права (1861 год), Лев Николаевич с присущим ему энтузиазмом занялся обустройством родной Ясной Поляны школами; была поставлена твердая задача по возведению новой педагогической системы.

В учебных заведениях, основанных Толстым, принципы преподавания радикально отличались от традиционных для того времени норм; их осуществление можно было наблюдать в центральном учебном заведении – Яснополянской школе, где день за днем шли эксперименты по выведению прогрессивной образовательной системы.

Как проходили занятия?

В основе преподавательских взглядов Толстого – острое желание помочь детям сформировать духовный аппетит, качества морали и этики, и, разумеется, научить их мыслить творчески, а не устоявшимися шаблонами.

В Яснополянской школе отсутствовала какая-либо формальная программа преподавания, главной задачей учителя считалось пробуждение интереса к самосовершенствованию у ребят. Судя по комментариям самого Толстого и его друзей, занятия проходили весьма успешно, при этом использовались ограниченные, скромные человеческие ресурсы: было несколько постоянных, а также случайных учителей, состоявших из знакомых писателя и приезжих людей.

Постулаты педагогической философии Л. Н. Толстого

Любовь

Как бы сильно не был мотивирован ученик, от преподавателя зависит многое – именно он является проводником между сложносоставными системами знаний и сознанием человека. Так что же отличает истинного проводника-наставника от самозванца?

Труды Толстого дают вполне ясный ответ: истинный преподаватель обладает всеобъемлющим чувством любви к себе, к преподавательскому ремеслу и, конечно же, к своим ученикам. Вместе с тем он всецело осознает свои ценности и пребывает во время труда в блаженном состоянии гармонии.

Думаю, что подобное может относится и к любому другому делу: чтобы осчастливить окружающих и себя самого, нужно быть уверенным в том, что ты любишь себя, свой труд и его результаты.

Экспериментирование

Свобода – вот единственный критерий педагогики, а опыт – единственно верный ее метод. Писатель был категорически против догм педагогики, которые, по сравнению с его новаторским путем с элементами экспериментирования, показали себя крайне слабыми и неэффективными в вопросе создания гармонично развитых личностей: свободно мыслящих, тонко чувствующих и бесконечно действующих.

Наглядность

В Яснополянской школе, для приучения учащихся к наблюдательности, широко практиковались опыты и экскурсии, были задействованы таблицы, картины и подлинные явления и предметы в их натуральном, естественном виде.

Живая беседа или принцип вовлеченности

Особое место среди различных средств обучения занимало живое слово учителя, то есть какая-либо занимательная история, рассказ и, непременно, диалог – беседа с учениками, которая концентрировалась на всестороннем развитии детей, а не на эгоистичном желании преподавателя почесать языком, как это имеет место быть в некоторых заведениях.

Полная свобода

Идея Ж. Ж. Руссо о том, что принудительное, насильственное воспитание в духе принятых принципов губит идеальную природу ребенка, была опорной в дидактической практике Толстого; он настаивал на полной свободе выбора учащимися предмета познания, чтобы их природа – внутренние задатки были мягко раскрыты и воплощены в жизнь максимально плодотворно.

Утилитарность знаний

Здесь все очевидно: любое знание, любой навык не должен быть оторван от реалий жизни – нет смысла и гнаться за ними, если в перспективе отсутствует практическое их применение для собственной пользы или для общественного блага.

А как вы думаете, что является доминирующей движущей силой эволюции учащихся? Кого вы считаете величайшими учителями из когда-либо живших и творивших?