Урок 2. Методы психологии
Если мы хотим применять знания психологии в своей жизни, нам важно знать целый спектр специальных психологических методов. Именно применение конкретных приёмов и соблюдение особых норм и правил могут обеспечить получение достоверных знаний.
Причём эти правила и способы не могут быть выбраны спонтанно, а должны быть продиктованы особенностями исследуемого психологического явления. Наша задача в данном уроке состоит в том, чтобы рассмотреть основные методы изучения психологии и их классификацию, дать им характеристику и привести действенные советы и рекомендации, чтобы каждый читатель мог воспользоваться ими в повседневной жизни.
Методы психологии возвращают исследователя к исследуемому объекту и углубляют его понимание. По сути, методы есть способ изучения реальности. Любой из методов состоит из нескольких операций и приёмов, которые осуществляются исследователем в процессе изучения объекта. Но каждому методу соответствует только ему присущий вид этих приёмов и операций, соответствующих целям и задачам исследования.
На основе только одного какого-то метода может быть создано несколько методик. Неоспоримым фактом является и то, что у психологической науки нет какого-то однозначного комплекса методов исследования.
В этом уроке мы разделили методы психологии на две группы: методы теоретической психологии и методы практической психологии.
Фундаментальная (общая) психология занимается психологическими исследованиями общих закономерностей психики человека, его убеждений, способов поведения, черт характера, а также то, что на все это влияет. В обычной жизни методы теоретической психологии могут пригодиться для исследования, анализа и предсказания поведения людей.
Содержание первой части:
- Наблюдение
- Эксперимент
- Самонаблюдение
- Задание на взаимопроверку
- Психологическое тестирование
- Биографический метод
- Опрос
- Беседа
- Проверочный тест
Практическая (или прикладная) психология направлена на работу с конкретными людьми, и ее методы позволяют проводить психологические процедуры, призванные изменить психическое состояние и поведение субъекта.
Содержание второй части:
И далее давайте пойдем по представленному выше списку.
Часть первая. Методы фундаментальной психологии
Методами теоретической психологии являются те средства и приёмы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций. Данные методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения. Но изучаются не только особенности человека, но и «внешние» факторы: возрастные особенности, влияние окружающей среды и воспитания и т.п.
Психологические методы довольно разнообразны. В первую очередь различают методы научного исследования и только потом практические методы. Среди теоретических методов основными являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными являются самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос и беседа. Для изучения психологических явлений применяются комбинации этих методов.
Очень важно, чтобы основные методы психологии использовались комплексно и были «заточены» под каждый конкретный случай. В первую очередь нужно уточнить задачу и определить вопрос, на который требуется получить ответ, т.е. должна быть конкретная цель. И только после этого нужно выбирать метод.
Итак, методы теоретической психологии.
Наблюдение
В психологии под наблюдением понимается целенаправленное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Причём все явления при использовании этого метода изучаются в обычных для объекта условиях. Этот метод считается одним из самых древних. Но именно научное наблюдение получило широкое применение только в конце XIX века.
Сначала оно применялось в психологии развития, а также педагогической, социальной и клинической психологии. Позже его стали использовать в психологии труда. Наблюдение обычно применяют в тех случаях, когда вмешиваться в естественный процесс хода событий не рекомендуется или невозможно.
Существует несколько видов наблюдения:
- Полевое – в обычной жизни;
- Лабораторное – в особых условиях;
- Опосредованное;
- Непосредственное;
- Включенное;
- Невключенное;
- Прямое;
- Косвенное;
- Сплошное;
- Выборочное;
- Систематическое;
- Несистематическое.
Как уже говорилось, наблюдение должно применяться в тех случаях, когда вмешательство исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Данный метод является необходимым, когда нужно получить объёмную картину происходящего и во всей полноте зафиксировать поведение человека/людей. Важными особенностями наблюдения являются:
| Невозможность или сложность повторного наблюдения. |
| Эмоциональная окрашенность наблюдения. |
| Связь наблюдаемого объекта и наблюдателя. |
Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения – это предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать:
- Вербальное поведение: содержание, продолжительность, интенсивность речи и т.п.
- Невербальное поведение: выражение лица, глаз, положение тела, экспрессия движения и т.д.
- Перемещения людей: дистанция, манера, особенности и т.д.
То есть объект наблюдения – это то, что можно зафиксировать наглядно. Исследователь в этом случае наблюдает не психические свойства, но регистрирует явные проявления объекта. Исходя из полученных данных и предположений о том, проявлением каких психических особенностей они являются, учёный может сделать определённые выводы о психических свойствах индивида.
Как проводится наблюдение?
Результаты данного метода обычно записываются в специальные протоколы. Наиболее объективные выводы можно сделать, если наблюдение проводит группа людей, т.к. представляется возможность обобщить разные результаты. Следует также соблюдать при наблюдении определённые требования:
Наблюдение состоит из нескольких этапов:
- Определение предмета (ситуация, объект и т.п.);
- Определение способа наблюдения;
- Выбор способа регистрации данных;
- Создание плана;
- Выбор способа обработки результатов;
- Наблюдение;
- Обработка полученных данных и их интерпретация.
Следует определиться и со средствами наблюдения – оно может осуществляться специалистом или фиксироваться приборами (аудио-, фото-, видеоаппаратура, карты наблюдения). Часто наблюдение путают с экспериментом. Но это два разных метода. Различие их в том, что при наблюдении:
| Наблюдатель не влияет на процесс. |
| Наблюдатель регистрирует именно то, что наблюдает. |
Есть определённый этический кодекс, разработанный Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association/APA). Этот кодекс подразумевает проведение наблюдений согласно определённым правилам и мерам предосторожности. В качестве примера можно привести следующие:
- Если наблюдение планируется проводить в общественном месте, то получение согласия от участников эксперимента не обязательно. В противном случае требуется получить согласие.
- Исследователи не должны допустить, чтобы в ходе исследования участникам был причинён какой-либо вред.
- Исследователи должны до минимума снизить своё вторжение в личную жизнь участников.
- Исследователи не должны раскрывать конфиденциальные данные об участниках.
Каждый человек, даже не являясь специалистом в области психологии, может использовать метод наблюдения для того, чтобы в случае необходимости получить данные касаемо какого-либо вопроса.
Вариантов наблюдения может быть огромное количество. Главное – это понять, что конкретно вы хотите определить и продумать наилучшие способы своих наблюдений.
Психологический эксперимент
Под экспериментом в психологии понимают опыт, проводимый в определённых условиях для того, чтобы получить новые данные через непосредственное вмешательство экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого. В процессе исследования учёный изменяет определённый фактор/факторы и смотрит, что происходит в результате. Психологический эксперимент может включать в себя и другие методы: тестирование, опрос, наблюдение. Но может и быть вполне самостоятельным методом.
Существует несколько видов экспериментов (по способу проведения):
- Лабораторный – когда можно управлять конкретными факторами и изменять условия;
- Естественный – проводится в обычных условиях и человек может даже не знать об эксперименте;
- Психолого-педагогический – когда человек/группа людей обучаются чему-либо и формируют в себе определённые качества, овладевают навыками;
- Пилотажный – пробный эксперимент, проводимый перед основным.
Есть и эксперименты по уровню осознанности:
- Явный – испытуемый в курсе эксперимента и всех его подробностей;
- Скрытый – испытуемый не знает всех подробностей эксперимента или вообще не ведает об эксперименте;
- Комбинированный – испытуемый знает только часть информации или намеренно введён в заблуждение относительно эксперимента.
Далее рассмотрим, как организуется эксперимент.
Организация процесса эксперимента
Исследователь должен поставить чёткую задачу – для чего проводится эксперимент, с кем и в каких условиях. Далее между испытуемым и учёным должны установиться определённые отношения и испытуемому даются инструкции (либо не даются). Затем проводится сам эксперимент, после чего обрабатываются и интерпретируются полученные данные.
Эксперимент как научный метод должен соответствовать определённым качествам:
| Объективность полученных данных. |
| Надёжность полученных данных. |
| Валидность полученных данных. |
Но, несмотря на то, что эксперимент является одним из самых уважаемых методов исследования, он имеет, как плюсы, так и минусы.
Плюсы:
- Возможность выбрать отправную точку для начала эксперимента;
- Возможность повторного проведения;
- Возможность изменять определённые факторы, тем самым влияя на результат.
Минусы (по мнению некоторых специалистов):
- Психика сложна для исследования;
- Психика непостоянна и уникальна;
- Психика обладает свойством спонтанности.
По этим причинам, проводя психологические эксперименты, исследователи не могут в своих результатах опираться на данные одного лишь этого метода и должны прибегать к комбинированию с другими методами и учитывать множество различных показателей. При проведении экспериментов также следует придерживаться этического кодекса APA.
Проводить различные эксперименты в процессе жизнедеятельности можно и без помощи дипломированных специалистов и опытных психологов. Естественно, результаты, полученные в ходе самостоятельных экспериментов, будут сугубо субъективными. Но определённую информацию получить всё же можно.
Проводя свои личные эксперименты, всегда будьте осторожны и обязательно следите за тем, чтобы ваши исследования не наносили окружающим какого-либо вреда.
Предлагаем вам выполнить небольшое задание и провести свой собственный эксперимент:
А теперь продолжим.
Самонаблюдение
Самонаблюдение – это наблюдение за собой и особенностями своего поведения. Данный метод может применяться в форме самоконтроля и играет большую роль в психологии и жизни человека. Однако, как метод, самонаблюдение в большей степени может лишь констатировать факт чего-либо, но не его причину (что-то забыл, но неизвестно почему). Именно поэтому самонаблюдение, хотя и является важным методом исследования, не может быть основным и самостоятельным в процессе познания сути проявлений психики.
Адекватному и действенному самонаблюдению способствуют:
- Ведение личных записей (дневника);
- Сопоставление самонаблюдения с наблюдениями окружающих;
- Повышение самооценки;
- Психологические тренинги по личностному росту и развитию.
Применение самонаблюдения в жизни – это очень действенный способ понять себя, мотивы своих поступков, избавиться от некоторых проблем в жизни и разрешить сложные ситуации.
Регулярная практика самонаблюдения очень положительно сказывается на внутреннем мире человека и, как следствие, на внешних его проявлениях.
Задание на взаимопроверку
Только что вы познакомились с методом самонаблюдения, и это еще один из самых простых методов психологии, потому что его вполне можно применить самостоятельно в любых условиях.
Выберите какую-либо свою черту, которую хотите исследовать (например, вредные привычки, преобладание позитива/негатива в мышлении, отношение к трудностям и т.д.) и в течение всего следующего дня обращайте внимание на все свои мысли и действия, которые с ней связаны.
Подготовьте блокнот и ручку и записывайте свои наблюдения. В конце дня выделите время и проанализируйте свои записи, сделайте выводы. Затем расскажите о том, что у вас получилось. А помимо собственно практики самонаблюдения, вы сможете немного лучше узнать себя.
Это задание на взаимную проверку, поэтому сначала вам нужно проверить 2 работы других пользователей, а затем загрузить свою. При проверке чужих работ вам необходимо оценить правильность и эффективность выполненного задания, а также глубину самоанализа.
Теперь переходим к другим методам.
Психологическое тестирование
Психологическое тестирование относится к разделу психодиагностики и занимается изучением психологических качеств и свойств личности через применение психологических тестов. Этот метод часто применяется в консультировании, психотерапии, а также работодателями при приёме на работу. Психологические тесты нужны, когда требуется узнать о личности человека более подробно, чего нельзя сделать при помощи беседы или опроса.
Основными характеристиками психологических тестов являются:
- Валидность – соответствие полученных из теста данных той характеристике, для которой тест проводится;
- Надёжность – соответствие полученных результатов при повторном тестировании;
- Достоверность – свойство теста давать истинные результаты, даже при намеренных или непреднамеренных попытках их искажения испытуемыми;
- Репрезентативность – соответствие нормам.
По-настоящему эффективный тест создаётся путём проб и модификаций (изменение количества вопросов, их состава и формулировок). Тест должен пройти многоступенчатую процедуру проверки и адаптации. Действенный психологический тест – это стандартизированная проверка, на основе результатов которой становится возможным произвести оценку психофизиологических и личностных характеристик, а также знаний, умений и навыков испытуемого.
Существуют различные виды тестов:
- Тесты на профориентацию – для определения предрасположенности человека к какому-либо виду деятельности или соответствия должности;
- Тесты личности – для изучения характера, потребностей, эмоций, способностей и других свойств личности;
- Тесты интеллекта – для изучения степени развития интеллекта;
- Вербальные тесты – для изучения умения человека описывать словами совершаемые действия;
- Тесты достижений – для оценки уровня овладения знаниями и навыками.
Есть и другие варианты тестов, направленных на изучение человека и особенностей его личности: цветовые тесты, лингвистические тесты, опросники, анализ почерка, психометрия, детектор лжи, различные методы диагностирования и др.
Психологические тесты очень удобно использовать в обычной жизни для того, чтобы лучше узнать себя или людей, к которым вы неравнодушны.
Психологическое тестирование способствует более глубокому пониманию себя, своих потребностей и способностей, а также нередко указывает направление для дальнейшего личностного развития.
Биографический метод
Биографический метод в психологии – это способ, при помощи которого исследуется, диагностируется, корректируется и проектируется жизненный путь человека. Различные модификации этого метода начали развиваться в начале XX века. В современных биографических методах личность изучается в контексте истории и перспектив её индивидуального развития.
Данный метод часто используется руководителями различных предприятий, биографами, изучающими жизнь каких-то людей, да и просто в общении между мало знакомыми людьми. Его легко применять при общении с человеком для составления его психологического портрета.
Использование биографического метода – это прекрасный способ узнать нового человека и возможность увидеть его сильные и слабые стороны, а также представить возможную перспективу взаимодействия с ним.
Опрос
Опрос – вербально-коммуникативный метод, в процессе которого происходит взаимодействие между исследователем и изучаемым человеком. Психолог задаёт вопросы, а исследуемый (респондент) даёт ответы на них. Данный метод считается одним из самых распространённых в психологии. Вопросы в нём зависят от того, какие сведения требуется получить в ходе исследования. Как правило, опрос – это массовый метод, потому что применяется он для получения сведений о группе людей, а не об одном человеке.
Опросы разделяют на:
1 | Стандартизированные – строгие и дающие общее представление о проблеме. |
2 | Нестандартизированные – менее строгие и позволяют изучать нюансы проблемы. |
В процессе создания опросов первым делом формулируются программные вопросы, доступные для понимания только специалистам. После этого они переводятся в более понятные обычному обывателю анкетные вопросы.
Виды опросов:
- Письменный позволяет получить поверхностные знания о проблеме;
- Устный – позволяет проникнуть в психологии человека глубже, чем письменный;
- Анкетирование – предварительные ответы на вопросы перед основной беседой;
- Личностные тесты – для определения психических особенностей личности;
- Интервью – личная беседа (относится и к методу беседы).
При составлении вопросов нужно придерживаться некоторых правил:
- Отдельность и лаконичность;
- Исключение специфических терминов;
- Краткость;
- Конкретность;
- Без подсказок;
- Вопросы предусматривают нешаблонные ответы;
- Вопросы не должны отталкивать;
- Вопросы не должны что-либо внушать.
В зависимости от поставленных задач, вопросы разделяются на несколько видов:
- Открытые – предлагающие ответы в свободной форме;
- Закрытые – предлагающие заготовленные ответы;
- Субъективные – об отношении человека к чему-либо/кому-либо;
- Проективные – о третьем лице (без указания на респондента).
Опрос, как уже говорилось, более всего подходит для получения информации от большого количества людей. Данный метод позволяет установить потребности масс или определить их мнение по конкретному поводу.
Опросы и анкетирования – это прекрасный способ получения важной и актуальной информации на злободневные темы от большого количества людей.
Беседа
Беседа является одной из форм наблюдения. Она может быть устной или письменной. Её целью является выявление особого круга вопросов, которые недоступны в процессе непосредственного наблюдения. Беседа широко применяется в психологических исследованиях и имеет огромное практическое значение. Поэтому её можно считать, пусть и не основным, но самостоятельным методом.
Беседа проводится в форме непринуждённого диалога с человеком – объектом исследования. Эффективность беседы зависит от выполнения ряда требований:
- Нужно заранее продумать план и содержание беседы;
- Установить контакт с исследуемым человеком;
- Устранить все моменты, способные вызвать дискомфорт (настороженность, напряжённость и т.п.);
- Все вопросы, задаваемые в ходе беседы, должны быть понятными;
- Наводящие вопросы не должны наталкивать на ответы;
- Во время беседы нужно наблюдать за реакцией человека и сопоставлять его поведение с его ответами;
- Следует запоминать содержание беседы, чтобы позже можно было зафиксировать и проанализировать её;
- Не делать записей во время беседы, т.к. это может вызвать дискомфорт, недоверие и т.п.;
- Обращать внимание на «подтекст»: недоговорки, обмолвки и т.д.
Беседа как психологический метод способствует получению информации от «первоисточника» и установлению более доверительных отношений между людьми. С помощью грамотно проведённой беседы можно не только получить ответы на вопросы, но и лучше узнать собеседника, понять, что он за человек и «чем он живёт».
Методы теоретической психологии на этом далеко не исчерпаны. Существует множество их вариаций и комбинаций. Но с основными из них мы познакомились. Теперь же, для того, чтобы представление о методах психологии стало более полным, нужно рассмотреть практические методы.
Часть вторая. Методы практической психологии
Методы практической психологии включают в себя методы областей образующих общую психологическую науку: психотерапии, консультирования и педагогики. Основными практическими методами являются внушение и подкрепление, а также методы консультативной и психотерапевтической работы. Поговорим немного о каждом из них.
Внушение
Внушением является процесс вставления в исследуемого человека определённых формул, установок, позиций или взглядов вне его сознательного контроля. Внушение может быть прямым или косвенным коммуникативным (словесным или эмоциональным). Задачей этого метода является формирование требуемого состояния или точки зрения.
Средство внушения особой роли не играет. Главная задача – осуществить его. Именно поэтому при внушении широко применяются эмоциональные запечатления, запутывания, отвлечения внимания, интонации, замечания и даже отключение у человека сознательного контроля (гипноз, алкоголь, наркотики).
От других обращений (просьбы, угрозы, наставления, требования и т.п.), которые также являются методами психологического воздействия, внушение отличается непроизвольностью и автоматизмом реакций, а также тем, что не подразумевают волевых усилий, совершаемых сознательно. В процессе внушения всё происходит само собой. Внушения оказывают воздействие на каждого человека, но в разной степени.
Существует несколько видов внушений:
- Прямое – воздействие с помощью слов (приказы, команды, наставления);
- Косвенное – скрытое (промежуточные действия, раздражители);
- Намеренное;
- Ненамеренное;
- Положительное;
- Отрицательное.
Есть и разные приёмы внушения:
- Приёмы прямого внушения – совет, команда, наставление, приказ;
- Приёмы косвенного внушения – осуждение, одобрение, намёк;
- Приёмы скрытого внушения – предоставление всех вариантов, иллюзия выбора, трюизм.
Первоначально внушение бессознательно использовали люди, навыки общения которых развились до высокого уровня. Сегодня же внушение играет огромную роль в психо- и гипнотерапии. Очень часто этот метод используется при гипнозе или в других случаях, когда человек находится в состоянии транса. Внушения являются частью человеческой жизни с самого детства, т.к. применяются в процессе воспитания, в рекламе, политике, взаимоотношениях и т.д.
Подкрепление
Подкреплением является мгновенная реакция (позитивная или негативная) исследователя (или окружающей среды) на действия исследуемого. Реакция должна на самом деле быть мгновенной, чтобы испытуемый сразу же имел возможность связать её со своим действием. Если реакция позитивная, то это знак того, что следует и в дальнейшем поступать или действовать подобным образом. Если реакция негативная, то наоборот.
Подкрепление может быть следующих видов:
- Положительное – закрепляется правильное поведение/действие;
- Негативное – предотвращается неправильное поведение/действие;
- Осознанное;
- Неосознанное;
- Стихийное – происходит случайно (ожог, удар током и т.п.);
- Намеренное – сознательное действие (воспитание, дрессировка);
- Разовое;
- Систематическое;
- Прямое;
- Косвенное;
- Базовое;
- Вторичное;
- Полное;
- Частичное.
Подкрепление огромная часть жизни человека. Оно, как и внушение, присутствует в ней с самого детства в процессе воспитания и получения жизненного опыта.
Психологическая консультация
Психологическая консультация – это, как правило, разовая беседа психолога с клиентом, ориентирующая его в сложившейся жизненной ситуации. Она подразумевает под собой быстрое начало работы, т.к. в какой-то особой подготовке клиент не нуждается и специалист вместе с ним может разобраться в обстоятельствах и наметить шаги по достижению желаемого результата.
Основными проблемами, по поводу решения которых люди обращаются за консультацией к психологу, являются:
- Отношения – ревность, неверность, трудности в общении, воспитание детей;
- Индивидуальные проблемы – здоровье, невезучесть, самоорганизация;
- Работа – увольнение, нетерпимость к критике, низкий уровень заработной платы.
Психологическая консультация состоит из нескольких этапов:
- Контакт;
- Запрос;
- План;
- Настройка на работу;
- Реализация;
- Домашние задания;
- Завершение.
Метод психологической консультации, как и любой другой метод психологии, состоит из совокупности, как теоретических, так и практических методов исследования. На сегодняшний день существуют различные вариации и виды консультаций. Обращение к психологу за помощью может стать решением многих жизненных проблем и выходом из сложных ситуаций.
На этом можно закончить рассмотрение классификации основных методов психологии. К остальным (вспомогательным) методам можно отнести: метод экспериментально-психологических проб, метод объяснения и обучения, тренинги, коучинги, деловые и ролевые игры, консультирование, метод коррекции поведения и состояния, метод преобразования жизненного и рабочего пространства и множество других.
Как окружающая нас реальность находится в постоянном движении и изменении, так и отражение её в психике человека не может быть неизменным. Чтобы научиться более глубоко понимать особенности внутреннего мира человека, да и суть вещей вообще, следует прийти и к осознанию того факта, что одной из основ этого понимания является именно психология человека.
Сейчас в свободном доступе имеется неисчисляемое количество материалов для изучения психологической науки и её особенностей. Для того, чтобы вы не потерялись во всём этом многообразии и знали, с чего стоит начать изучение, мы предлагаем вам ознакомиться с трудами таких авторов, как А. Г. Маклаков, С. Л. Рубинштейн, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. В. Петровский, Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер, Б. Г. Ананьев, Н.А. Логинова. А прямо сейчас можете посмотреть интересное видео на тему методов психологии:
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Далее мы посебеседуем о психологии личности.