ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Пять дисфункций в командной работе


5-%d0%b4%d0%b8%d1%81%d1%84%d1%83%d0%bd%d0%ba%d1%86%d0%b8%d0%b9

Работали ли вы когда-нибудь в команде, которая распадалась буквально на глазах из-за ссор, разногласий, внутренней борьбы и непонимания того, кто и за что отвечает? Снежный ком накатывает с таким напором, что кажется катастрофы не избежать, что зачастую и происходит. Но есть ли возможность исправить ситуацию? На этот вопрос ответил Патрик Ленсиони, который определил пять факторов, ведущих к распаду даже самой дружной команды. И дал советы о том, как этого избежать.

Пять дисфункций

Патрик Ленсиони, глава консалтинговой компании, опубликовал в 2002 г. книгу под названием «Five Dysfunctions of a Team», в которой указал пять принципов, влияющих негативным образом на команду.

Вот они:

  1. Отсутствие доверия.
  2. Страх конфликта.
  3. Отсутствие обязательств и принятия решений.
  4. Уклонение от командной ответственности.
  5. Невнимательность к целям команды.

Рассмотрим каждую дисфункцию в деталях.

Отсутствие доверия

Ленсиони утверждает, что отсутствие доверия — это самая серьезная проблема, которая может быть в команде. Без доверия об эффективной работе не может быть и речи. Члены команды тратят время и энергию на то, чтобы защитить себя, а не достигнуть командной цели.

Члены команды демонстрируют отсутствие доверия, когда:

  • Затаивают обиды;
  • Не просят о помощи и не запрашивают обратную связь;
  • Скрывают свои ошибки и слабые стороны;
  • Избегают общения с другими членами команды вне работы.

Страх конфликта

Конфликт может быть полезным, потому что вскрывает проблемы и позволяет их решать. Продуктивные конфликты характеризуются отсутствием взаимных обвинений, придирок и перехода на личности.

Члены команды, которые боятся конфликта, тратят время и энергию на то, чтобы быть милыми со всеми и не высказывать свою точку зрения.

Признаки этой дисфункции:

  • Все согласны со всеми;
  • На собрании не обсуждаются серьезные проблемы;
  • Люди говорят о других за их спинами.

Отсутствие обязательств и принятия решений

Члены команды откладывают принятие важных решений, а компания теряет массу возможностей. Они собирают информацию, но тянут с конкретными шагами, чтобы не оказаться на проигрышной стороне.

Признаки отсутствия обязательств:

  • Идеи не находят отклика и поддержки;
  • Слишком много времени тратится на поиск информации;
  • Проблемы обсуждаются снова и снова, а решение не принимается.

Уклонение от командной ответственности

Каждый член команды ведет себя так, как хочет. Нет поддержки, люди не мотивируют друг друга становиться лучше и повышать навыки. Работники начинают деградировать, потому что не устанавливают высоких стандартов.

Члены команды избегают ответственности, если они:

  • Полагаются на лидера в том, чтобы именно он искал их ошибки и предоставлял обратную связь;
  • Избегают диалогов об эффективности между собой;
  • Позволяют команде потерпеть неудачу вместо того, чтобы предотвратить ее.

Невнимательность к целям команды

Некоторые члены команды могут думать лишь о карьере вместо того, чтобы помогать своим коллегам. Или могут работать таким образом, чтобы предоставить иллюзорную картину эффективности.

Признаки невнимательности к целям команды:

  • Люди фокусируются на личных целях вместо командных;
  • Люди не могут и не хотят сплотиться ради успеха;
  • Из вашей команды уходят лучшие игроки.

Преодоление дисфункций

1

Отсутствие доверия

Вам нужно стать хорошим образцом для подражания. Только став примером, вы покажете, как нужно себя вести и действовать. Общайтесь со своей командой и будьте максимально честными и откровенными. Поощряйте то же поведение среди своих людей, знакомьте их друг с другом. Давайте им проекты, преуспеть в которых можно только при помощи командного взаимодействия.

2

Страх конфликта

Расскажите своим людям о том, что конфликты могут приносить пользу в том случае, если будут конструктивными. Поощряйте их высказывать свою точку зрения и не соглашаться с мнением большинства. Дебаты и дискуссии — отличный способ найти лучшее решение.

3

Отсутствие обязательств и принятия решений

Вовлекайте людей в совместное принятие решений. Используйте технику мозгового штурма, чтобы выслушать все мнения и позволить вашим людям почувствовать себя нужными.

Научите свою команду принимать решение даже в состоянии неопределенности. Скажите им, что фактов никогда не будет достаточно, поэтому действовать нужно здесь и сейчас.

4

Уклонение от командной ответственности

Поощряйте членов команды предоставлять взаимную обратную связь об эффективности работы, достижениях и поведении. Люди должны знать, что за некачественные результаты они несут ответственность. Показывайте членам команды, что цените ответственных работников — награждайте, повышайте и мотивируйте такое поведение.

5

Невнимательность к целям команды

Возможно, вы недостаточно четко сформулировали цели, которые преследует команда и компания. Избегайте этого недопонимания и неустанно повторяйте, чего должны добиться вместе. И, конечно, вы должны быть примером. Покажите людям, что сами работаете усердно ради общего успеха.

Желаем вам удачи!