Работали ли вы когда-нибудь в команде, которая распадалась буквально на глазах из-за ссор, разногласий, внутренней борьбы и непонимания того, кто и за что отвечает? Снежный ком накатывает с таким напором, что кажется катастрофы не избежать, что зачастую и происходит. Но есть ли возможность исправить ситуацию? На этот вопрос ответил Патрик Ленсиони, который определил пять факторов, ведущих к распаду даже самой дружной команды. И дал советы о том, как этого избежать.
Пять дисфункций
Патрик Ленсиони, глава консалтинговой компании, опубликовал в 2002 г. книгу под названием «Five Dysfunctions of a Team», в которой указал пять принципов, влияющих негативным образом на команду.
Вот они:
- Отсутствие доверия.
- Страх конфликта.
- Отсутствие обязательств и принятия решений.
- Уклонение от командной ответственности.
- Невнимательность к целям команды.
Рассмотрим каждую дисфункцию в деталях.
Отсутствие доверия
Ленсиони утверждает, что отсутствие доверия — это самая серьезная проблема, которая может быть в команде. Без доверия об эффективной работе не может быть и речи. Члены команды тратят время и энергию на то, чтобы защитить себя, а не достигнуть командной цели.
Члены команды демонстрируют отсутствие доверия, когда:
- Затаивают обиды;
- Не просят о помощи и не запрашивают обратную связь;
- Скрывают свои ошибки и слабые стороны;
- Избегают общения с другими членами команды вне работы.
Страх конфликта
Конфликт может быть полезным, потому что вскрывает проблемы и позволяет их решать. Продуктивные конфликты характеризуются отсутствием взаимных обвинений, придирок и перехода на личности.
Члены команды, которые боятся конфликта, тратят время и энергию на то, чтобы быть милыми со всеми и не высказывать свою точку зрения.
Признаки этой дисфункции:
- Все согласны со всеми;
- На собрании не обсуждаются серьезные проблемы;
- Люди говорят о других за их спинами.
Отсутствие обязательств и принятия решений
Члены команды откладывают принятие важных решений, а компания теряет массу возможностей. Они собирают информацию, но тянут с конкретными шагами, чтобы не оказаться на проигрышной стороне.
Признаки отсутствия обязательств:
- Идеи не находят отклика и поддержки;
- Слишком много времени тратится на поиск информации;
- Проблемы обсуждаются снова и снова, а решение не принимается.
Уклонение от командной ответственности
Каждый член команды ведет себя так, как хочет. Нет поддержки, люди не мотивируют друг друга становиться лучше и повышать навыки. Работники начинают деградировать, потому что не устанавливают высоких стандартов.
Члены команды избегают ответственности, если они:
- Полагаются на лидера в том, чтобы именно он искал их ошибки и предоставлял обратную связь;
- Избегают диалогов об эффективности между собой;
- Позволяют команде потерпеть неудачу вместо того, чтобы предотвратить ее.
Невнимательность к целям команды
Некоторые члены команды могут думать лишь о карьере вместо того, чтобы помогать своим коллегам. Или могут работать таким образом, чтобы предоставить иллюзорную картину эффективности.
Признаки невнимательности к целям команды:
- Люди фокусируются на личных целях вместо командных;
- Люди не могут и не хотят сплотиться ради успеха;
- Из вашей команды уходят лучшие игроки.
Преодоление дисфункций
Отсутствие доверия
Вам нужно стать хорошим образцом для подражания. Только став примером, вы покажете, как нужно себя вести и действовать. Общайтесь со своей командой и будьте максимально честными и откровенными. Поощряйте то же поведение среди своих людей, знакомьте их друг с другом. Давайте им проекты, преуспеть в которых можно только при помощи командного взаимодействия.
Страх конфликта
Расскажите своим людям о том, что конфликты могут приносить пользу в том случае, если будут конструктивными. Поощряйте их высказывать свою точку зрения и не соглашаться с мнением большинства. Дебаты и дискуссии — отличный способ найти лучшее решение.
Отсутствие обязательств и принятия решений
Вовлекайте людей в совместное принятие решений. Используйте технику мозгового штурма, чтобы выслушать все мнения и позволить вашим людям почувствовать себя нужными.
Научите свою команду принимать решение даже в состоянии неопределенности. Скажите им, что фактов никогда не будет достаточно, поэтому действовать нужно здесь и сейчас.
Уклонение от командной ответственности
Поощряйте членов команды предоставлять взаимную обратную связь об эффективности работы, достижениях и поведении. Люди должны знать, что за некачественные результаты они несут ответственность. Показывайте членам команды, что цените ответственных работников — награждайте, повышайте и мотивируйте такое поведение.
Невнимательность к целям команды
Возможно, вы недостаточно четко сформулировали цели, которые преследует команда и компания. Избегайте этого недопонимания и неустанно повторяйте, чего должны добиться вместе. И, конечно, вы должны быть примером. Покажите людям, что сами работаете усердно ради общего успеха.
Желаем вам удачи!