Атрибуцией называют механизм объяснения причин поведения других людей. То есть атрибуция объясняет, каким образом мы отвечаем себе на вопрос «почему он так поступил?», на что мы при этом опираемся и чем руководствуемся.
Человеку недостаточно наблюдений – он вынужден «достраивать» информацию, которую получает из них. Нам мало знать, что другой не поделился с нами чем-то, нужно ещё сделать вывод о его жадности, то есть «достроить» своё представление о ситуации. Атрибуция выполняет именно эту задачу.
Понимание механизма атрибуции поможет избежать ряда ошибок в наших объяснениях поведения других людей, а также поспособствует более сознательному и точному определению этих причин.
Теория Джонса и Дэвиса о корреспондентном заключении
Учёные всё ещё изучают механизмы атрибуции, проводят новые исследования и формулируют теории. В этой статье мы рассмотрим одну из самых влиятельных теорий атрибуции – теорию Джонса и Дэвиса.
Согласно этой теории атрибуция проходит в 3 этапа:
- Мы даём определение поведению. Категоризуем его, пытаемся понять, что это.
- Мы даём характеристику поведению. Это необходимо для перехода к заключению о чертах характера наблюдаемого человека.
- Мы корректируем характеристику.
Рассмотрение действий
Стоит сказать, что мы рассматриваем не все действия, совершаемые человеком. Мы обращаем внимание только на то, что:
- Было свободно выбрано, а не навязано. Если человека заставили совершить какое-то действие, то оно не может его охарактеризовать, т.к. он не сам решил его совершить.
- Мы обращаем большее внимание на нетипичные результаты. Здесь лучше привести пример. Какой-то мужчина купил себе шляпу. Она удобная, красиво выглядит и дёшево стоит. Даёт ли это вам какую-то информацию об этом мужчине? А если изменить условия – допустим, он купил красивую шляпу, но неудобную и дорогую. Или некрасивую, неудобную, но дешёвую. В этих случаях мы уже можем сделать какие-то выводы.
- Мы больше узнаем о человеке из его необычных поступков. Если он делает то же, что и все, мы сможем сказать о нём очень мало. Нетипичные действия наиболее информативны.
Примеры работы атрибуции
Мы видим человека в официальном костюме и с портфелем. Он широко улыбается, даже немножко приплясывает. Мы определяем, что он идёт на работу в хорошем настроении.
Если человек идёт на работу в хорошем настроении, мы можем охарактеризовать его как любящего свою работу.
После этого мы замечаем, что человек останавливается, отряхивает крупную купюру, которая была в его руке, и складывает её к себе в портфель. Мы понимаем, что он нашёл деньги, и корректируем свою характеристику: мы больше не можем говорить о его любви к работе, ведь он был в хорошем настроении по другой причине.
Другой пример. Человеку предлагает выпить на вечеринке. Он отказывается. Мы определяем, что он не хочет пить здесь и сейчас.
Нам кажется, что ему просто не нравится компания, в которой он находится. Мы характеризуем его как недружелюбного к тем, кто его сейчас окружает.
На следующий день мы случайно встречаем его в парке. Он бегает. Тогда мы корректируем свою характеристику: он отказался пить не ввиду того, что ему не нравится компания, а по той причине, что он ведёт здоровый образ жизни и не пьёт вообще.
Важно добавить, что корректирование характеристики может не произойти, если вы не получите никакой новой информации. То есть иногда атрибуция ограничивается определением и характеристикой. Конечно же, выводы о причинах поведения других в таком случае нередко оказываются ошибочными.
Попробуйте в следующий раз проследить работу своего механизма атрибуции. Как вы объясняете причину поведения другого человека? Получилось ли у вас проследить все этапы? Напишите об этом в комментариях!
Желаю успехов!