ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Анализ PEST для бизнеса


Анализ PEST для бизнеса

Изменения в бизнес-среде могут как создать новые возможности для вашей компании, так и привести к значительным угрозам. Возможностью может быть развитие новой технологии, которая поможет привлечь больше клиентов и позволит расширить ассортимент. Угрозой будет повышение конкуренции, сокращение рынка и повышение процентных ставок.

Анализ PEST – это отличный способ проанализировать политические, экономические, социокультурные и технологические изменения в бизнес-среде. Он поможет увидеть общую картину ситуации и сделать из нее правильные выводы.

Эту модель разработал профессор гарвардского университета Френсис Агиллар в 1967 году, однако она не теряет своей популярности и актуальности и по сей день.

Эта модель ценна по нескольким причинам:

  1. Она позволяет выявить потенциальные возможности и быть осведомленным о возможных угрозах.
  2. Она показывает направление, по которому движется ваша сфера бизнеса и в какую сторону меняется, что позволит подстроиться под эти изменения.
  3. Она поможет избежать запуска заранее провальных проектов.
  4. Она поможет избежать бессознательных предположений о новой стране, в которой вы хотите открыть свой бизнес.

Как использовать инструмент

Следуйте этим шагам для того, чтобы проанализировать вашу бизнес-среду, а также возможности и угрозы, которые она таит:

  • Используйте PEST для мозгового штурма. Вам понадобится масса новых идей.
  • При помощи мозгового штурма проанализируйте возможности, которые возникнут после изменения в бизнес-среде.
  • Проанализируйте угрозы и проблемы, которые могут возникнуть.
  • Примите соответствующие меры.

Рассмотрим каждый из четырех факторов по отдельности.

1

PEST-анализ

Политические факторы

  • Когда в этой стране местные и президентские выборы? Как это может изменить государственную и региональную политику?
  • Кто наиболее вероятный претендент на пост президента? Каковы его взгляды на бизнес вообще и на вашу сферу в частности?
  • Насколько хорошо защищена частная собственность в этой стране? Насколько распространена коррупция?
  • Есть ли какой-то закон на рассмотрении, который может повлиять на налоги и ваш бизнес? Позитивно или негативно?
  • Какие тенденции можно заметить в государственном регулировании предпринимательской деятельности?
  • Насколько защищены права потребителя?
  • Каковы временные рамки предполагаемых законодательных изменений? Сколько у вас есть времени?
  • Есть ли еще какие-то политические факторы, которые скорее всего изменятся?

Экономические факторы

  • Насколько стабильна экономика страны? Она растет, стагнирует, падает?
  • Стабилен ли курс валют?
  • Растет или падает доход граждан? Будут ли какие-то изменения в следующие пять лет?
  • Каков уровень безработицы? Легко ли найти квалифицированного работника? И насколько дорого это обойдется?
  • Легко ли получить кредит для бизнеса?
  • Как глобализация затрагивает экономику этой страны?
  • Есть ли еще какие-то экономические факторы, которые стоит рассмотреть?

Социокультурные факторы

  • Каковы темпы роста населения?
  • Каков средний возраст?
  • Окажет ли влияние на ваш бизнес смена поколений?
  • Каков общественный уровень медицины, здоровья, образования и социальной мобильности? Как это может повлиять на ваш бизнес и каковы тенденции?
  • Есть ли какие-то социальные табу, которые повлияют на ваш бизнес?
  • Каковы религиозные верования и стиль жизни в этой стране? Как они влияют на людей и их решения?
  • Есть ли еще какие-либо социокультурные факторы, которые затронут ваш бизнес?

Технологические факторы

  • Есть ли новые технологии, которые вы можете использовать?
  • Имеются ли какие-то технологии в разработке, которые могут радикально изменить подход к бизнесу?
  • Имеют ли ваши конкуренты доступ к новым технологиям, к которым вы не имеете доступа? Как его получить?
  • На каких исследованиях концентрируются ученые этой страны? Какие преимущества вы можете получить благодаря этому?
  • Возможна ли удаленная работа?
  • Существуют ли в этой стране технологические центры?
  • Есть ли еще технологические факторы, которые стоит принять во внимание?
2

Мозговой штурм поиска возможностей

Теперь вам нужно придумать как можно больше вариантов новых возможностей. Используйте технику SCAMPER, она поможет вам взглянуть на ситуацию с совершенно разных сторон.

3

Мозговой штурм поиска угроз

Помните, что любое, даже на первый взгляд позитивное изменение, несет с собой множество угроз. Не сосредотачивайтесь исключительно на возможностях, выясните какие вас могут ждать проблемы. Используйте ту же технику SCAMPER.

4

Действуйте

Составьте подробный бизнес-план. Главное правило при его составлении — это гибкость. Он должен быть составлен таким образом, чтобы при изменении экономики или бизнес-среды, его можно было переработать и внедрить за короткий период времени. После составления этого плана, действуйте.

Желаем вам удачи!