Урок 1. Учебная мотивация
Что движет нами в нашем стремлении развиваться и совершенствоваться? Что нужно для того, чтобы заставить себя сделать что-либо, когда, как кажется, нет ни сил, ни желания? В поисках ответов на эти и другие предметные вопросы о том, какое место занимает учебная мотивация в процессе самообразования, нужно принять как установленный факт то, что у любого действия (бездействия) практически всегда есть мотив. Явный или скрытый – но практически всегда.
Это справедливо и в случае с самообучением. Для того чтобы на пути самостоятельного овладения знаниями нас не поджидала неудача, нужно уметь определять свои потребности, четко понимать какие цели и зачем вы преследуете и знать как не растерять запас мотивации и самомотивации, даже если изначально он кажется неиссякаемым. Ведь рано или поздно наступит момент, когда сил просто не хватит. И захочется все бросить. На сегодняшний вечер. На ближайшую неделю. Как этого не допустить и научиться находить учебную мотивацию всегда?
Содержание:
Самоанализ
Самоанализ – анализ индивидом своих потребностей, переживаний, поступков. Здесь и далее мы будем вкладывать в это понятие не традиционный смысл (традиционный для психологии и психотерапии), а отталкиваться именно от этого простейшего определения. Ведь обучение, и особенно самообучение, должны начинаться с банального понимания того, зачем вам нужно то или иное знание. Конечно, в ранние школьные годы о подобной рефлексии не может быть и речи. Но, взрослея, мы все чаще начинаем задаваться подобными вопросами. Не только в ироничном тоне («Где мне эта дифференциальная геометрия пригодится в жизни?»), а и вполне предметными и обоснованными.
Не забредая в дебри педагогики и проблем современного образования и говоря конкретно о самообразовании, отметим то, что сегодня у нас имеется более широкий арсенал методов и возможностей подбора и построения обучения самостоятельно. Но здесь, как и во многих других сферах, начинать стоит с осознания собственных потребностей, ведь зачастую дело предстоит иметь не с готовыми педагогическими комплексами, а лично определять, куда и как двигаться и какие инструменты на этом пути помогут.
Как связаны учебная мотивация и самоанализ?
Вспомните детство. Как радостно и хорошо вам было гонять с друзьями мяч на спортплощадке и как мучительно долго тянулось время, отведенное на выполнение домашнего задания по нелюбимому предмету. Пример, конечно, утрирован, но подобные чувства, облаченные в ту или иную форму, возникали в жизни у каждого. Как избежать подобного, практикуя самообучение? В последующих уроках данного тренинга будет дано немало методов и инструментов, которые позволят поддерживать интерес к учебе и сделают сам процесс более легким (насколько такое определение, конечно, возможно).
Честно ответить себе на эти вопросы не сложно. Наша цель – установить движущую силу будущего обучения, саму потребность. Это может быть жажда знаний и самосовершенствования, стремление стать лучшим в отрасли, научиться новому. При этом потребностью не может быть следование установившемуся убеждению/моде («А почему бы мне не научиться программировать?») или стремлением заработать деньги («Буду учиться программировать – программисты много зарабатывают»). Нужно понимать, что это – мотивы, которые ведут к удовлетворению потребности, но не являются самой потребностью. Перед нами же на данном этапе стоит задача определения именно потребности, которая и станет движущей силой обучения, основой учебной мотивации.
Как провести простейший сеанс самоанализа?
Приготовьте тетрадь и карандаш/ручку. Запишите, какие предметы вам нравились в детстве, что именно в них нравилось, а что вызывало трудности, а также те, которые нравятся сейчас. Кем вы могли бы стать, если бы выбрали в качестве будущей профессии изучение этих предметов? В каких сферах жизни пригодятся эти знания сегодня, как изменят вашу жизнь, чего позволят достичь в личном и профессиональном планах? Вспомните, какие уроки в школе и пары в вузе вам понравились больше всего – не только содержанием, но и формой их проведения. Ответьте себе на вопрос, что делало вас более успешным в одних предметах, и менее – в других. Были ли это какие-то факторы, помимо учебного материала?
В качестве описанного выше примера мы выбрали неопределенную область знаний – школьный или вузовский предмет. На самом деле, таким образом можно работать с желанием обучаться чему бы то ни было глобально – в рамках хобби, например. Главное, путем определения того, что вам действительно интересно, к чему «лежит душа», найти ту отправную точку, которая станет началом самого обучения. И не стесняясь возвращаться к ней каждый раз, когда в силу трудностей или лени захочется все бросить.
Постановка целей
Вы, наверное, слышали поучительную историю о важности постановки целей не только в обучении, но и в жизни, подтверждаемую исследованием ученых Йельского университета. Если нет – вот ее краткий пересказ, отлично отвечающий содержанию данного раздела урока.
В 1953 году группа исследователей провела анкетирование выпускников. Им было задано всего 2 вопроса: «Есть ли у вас собственные, ясно выраженные и сформулированные цели, которых вы хотите достичь в жизни?» и «Есть ли у вас подробный план, как вы собираетесь их достичь после окончания университета?».
Несмотря на то, что Йель – один из лучших вузов не только США, но и мира, лишь 3% опрошенных имели точные цели и план их реализации. Еще у 13% было общее представление о целях, остальные же 84% о своих ближайших и глобальных стремлениях ничего определенного сказать не могли. Спустя 20 лет для тех же людей провели повторное анкетирование, попросив оценить свое финансовое положение. Оказалось, что те 3%, имеющие в 1953 г. четко сформулированные цели на будущее, владели состоянием большим, чем оставшиеся 97%. При этом, они были заняты в разных сферах, окончили университет с разными оценками, жили в разных частях страны. Все, что их объединяло – поставленные когда-то давно цели и достигнутый материальный успех.
История красноречива. Настолько, что когда ее правдивость решили проверить, обратившись к оригинальному исследованию, сделать этого не удалось в виду его отсутствия в архивах учреждения. Но, как говорится, здесь тот случай, что даже если подобного никогда не было, саму историю следовало придумать. Ведь сегодня многие специалисты в области тайм-менеджмента и эффективности в один голос заявляют о важности постановки целей. В любой деятельности. И самообразование – не исключение.
Процесс определения и постановки целей при самообучении
Определив потребность, и на этом основании приняв решение о том, чему учиться, следует поставить конкретные цели. Другими словами, установить каким образом будет достигаться результат. Здесь отлично подойдет методика SMART, согласно которой цели должны быть:
S
|
|
M
|
|
A
|
|
R
|
|
T
|
|
Оценив по данным параметрам свои цели, вы сможете понять насколько они «умные» и, при необходимости, «отшлифовать» их.
Кроме того, в случае с самообразованием сформулировать цели можно в три простых этапа:
- Изучение образовательной ситуации (условий). Перед началом непосредственной работы нужно детально изучить ситуацию, в которой эта работа будет вестись. Это необходимо для того, чтобы в процессе обучения максимально применять все доступные в сегодняшних условиях ресурсы, методы, техники. Если сравнивать с написанием научного труда, то этот этап отчасти сопоставим с процессом сбора источников и литературы, определения их возможностей и методов работы с ними.
- Определение собственного уровня подготовки. Ответьте себе честно на вопрос – насколько уже хорошо вы разбираетесь в предмете/сфере изучения? Будьте критичны. С одной стороны, знание пары слов на английском языке не позволяет говорить даже о начальном уровне. С другой – если вы уже неплохо разбираетесь в какой-то области, важно определить, нет ли тем, которые не позволят вам с легкостью начать обучение на качественно новом уровне. И если есть, то лучше составить план обучения таким образом, чтобы по максимуму учесть все моменты, которые могут усложнить освоение нового материала.
- Формулирование целей обучения, их уточнение, конкретизация. Проведя первые два этапа, вы получите минимальное представление о состоянии дел в сфере, которую выбрали для обучения и собственном уровне подготовки. Следующий шаг – уточнение изначально сформулированной цели, определение деталей и подробностей. Здесь точно пригодится методика SMART. По сути, на данном этапе вы начинаете создавать собственный план обучения.
Сделав это, можно идти дальше.
Учебная мотивация и самомотивация
Наверняка, если вы проходите этот урок и в целом интересуетесь самообразованием и вопросами учебной мотивации, ее запас у вас уже есть. Но сейчас не о начальном этапе. Итак, как себя мотивировать в учебе? С высокой долей вероятности большинство нижеприведенных советов вы неоднократно слышали ранее, именно эти приемы и уловки при грамотном их использовании помогут вам сохранить заряд мотивации на протяжении всего пути движения к цели:
| Любопытство и интерес. Каждый раз, когда мы беремся за что-то новое, ожидаем и строим планы – нас захватывает любопытство. Благодаря этому чувству, было совершено не одно важное с точки зрения человеческой истории открытие. Вот и Лео Бабаута пишет о том, что любопытство – один из любимых им мотиваторов. И рекомендует смело браться за изучение, если предмет вызывает сильный и нескончаемый интерес, рождает вовлечение. Ведь, как говорил Конфуций: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и, может быть, я запомню, вовлеки меня – и тогда я постигну». |
| Желание развиваться и удовольствие от обучения. У вас точно бывало чувство, когда натыкаясь на какую-то интересную статью или видео в Интернете, вы сразу же после их просмотра/прочтения начинали искать подобные материалы и буквально поглощать их, загораясь тематикой. В таких случаях любопытство и желание развиваться тесно связаны. Именно от этих факторов зависит получение удовольствия от процесса самообучения – вы знаете свою потребность, тематика вызывает у вас интерес и живой отклик. Поэтому отмечайте ваши успехи, следите за ростом, определяйте то новое, чему учитесь каждый день, и считайте это еще одним шагом к намеченной цели. |
| Осознание необходимости тяжело работать. Одну вещь нужно уяснить сразу – легко не будет. Ведь если было бы легко – все уже давно говорили бы на десятках иностранных языков, знали бы несколько языков программирования и т.д. В чем здесь мотивация? Многие из нас подходят к делу чересчур оптимистично (без этого тоже никак, но в меру), но абсолютно не готовыми к сложностям. И первые же трудности убивают мотивацию. А должно быть наоборот – они должны быть ее подспорьем. Отчасти, это дело отношения. Но в гораздо большей мере – принятия того факта, что для достижения результата нужно упорно работать. |
| Позитивное отношение. У каждого, наверное, есть свои причины негативного отношения к учебе, пусть и частичного. Кто-то не любил отдельные предметы или учить стихи, у кого-то были нелады с дисциплиной. Это может стать причиной нелюбви к обучению в более позднем возрасте. Но в самообразовании вы вольны сами определять форму и содержание процесса – занятий тем, что вам нравится и что делает вас лучше. Самообразование это не ограничение личного времени и не что-то навязанное извне, это – осознанный выбор лучшего будущего. Относиться к нему следует соответственно. |
| Бифштекс из слона. |
| Следуйте плану. Учебный план, речь о котором пойдет в следующих уроках, может и даже должен быть гибким, но это не значит, что вы вольны не следовать ему. Ведь соблюдение плана это не только самодисциплина, которая лежит в основе любой полезной привычки, но и способ держать себя постоянно в тонусе. А, втянувшись, будет легче – обучение подобно тренировкам, где результат зависит от соблюдения программы и режима. |
| Поддержка близких. Дополнительный заряд мотивации – поддержка друзьями или семьей вашего стремления. Они придут на помощь в моменты, когда вам захочется все бросить, помогут советом или собственным примером. Учиться с кем-то вместе продуктивнее и веселее – привлекайте к этому занятию других. Например, тренировать внимательность или развивать память можно вместе с детьми, ведь многие упражнения подходят и взрослым, и детям. |
| Единомышленники. Кроме непосредственного привлечения близких, одним из способов мотивации может быть постоянное общение с единомышленниками. Тематические форумы, профильные ресурсы и группы в соцсетях дают все для этого необходимое. Так вы и обучаться будете, и поддержку получите в случае надобности не только по тематике образования, но и в деле практической учебной мотивации. |
| Игры и соревновательность. Мы азартны и тщеславны. Нам нравится побеждать. Поэтому одна из возможностей следить за прогрессом обучения и в то же время мотивировать себя – упражняясь и играя, определять свои показатели и знать показатели других учеников/пользователей ресурса. Такую возможность дают игры и геймификация образования в целом. Но их польза не только в соревновательности. Они помогают сформировать навыки и отточить их на практике. Именно с этой целью на 4brain реализованы игры, тесты и кейсы. Учтите это, составляя план обучения, постарайтесь включить в него различные активности, которые, помимо прочего, помогут поддерживать интерес к обучению и сделают сам процесс разностороннее. |
Далее стоит сказать несколько слов конкретно о мотивации школьников.
Мотивация школьников
Все вышеописанное актуально и в случае мотивации школьников. Ведь выполнение домашнего задания, да и сами занятия в классе, в той или иной мере тоже могут считаться самообразованием. А вот еще некоторые советы родителям по мотивации школьников к обучению:
- Интересуйтесь. Воспитывать самостоятельность и ответственность у детей хорошо, но ваше участие в обучении необходимо. Недостаточно отправить ребенка в школу, а потом усадить его делать уроки. Нужно искренне интересоваться его делами, предметами, участвовать в процессе учебы, а не только контролировать. Относитесь к детям с пониманием, учитывайте особенности их возрастного развития.
- Создайте правильную атмосферу. Какую атмосферу можно считать правильной? Ту, в которой ребенок сможет развиваться. Ту, которая будет вызывать положительные эмоции и интерес, стремление учиться и обучаться. Окружите ребенка книгами, фильмами, развивающими играми и, главное, достойным для подражания примером – вашим примером.
- Поддерживайте. Не в мелочах, но тогда, когда это нужно. Ребенок просит помочь? Обязательно помогите. Пусть для этого понадобится прочесть учебник полностью. Но если вы не покажете, что вам это важно, это не станет важным и для ребенка.
- Поощряйте. Неправильно акцентировать внимание на неудачах и не поощрять достижения. Выученный стих, написанное сочинение, полученная «пятерка» – более достойны внимания и похвалы, чем «тройка» или нарушение дисциплины заслуживают выговора.
- Учите. Вы также учитель. Вы можете быть не сильны во всех школьных предметах, но хорошо разбираться в некоторых, объяснять их связь с реальной жизнью. Вы можете научить ребенка тому, чему не научат в школе – постановке целей, планированию занятости, самоорганизации, ответственности.
- Обсуждайте. Определяйте причины успехов и неудач, учите детей видеть взаимосвязь. В разговорах выясняйте, что ребенку нравится больше, а что доставляет трудности, вместе намечайте пути развития или выхода из ситуации.
- Отслеживайте результаты. Интересуйтесь успеваемостью. Так вы всегда сможете выявить проблемные зоны и должным образом среагировать. Привейте ребенку понимание того, что оценки не главное, но именно они в некоторой мере являются показателем результата.
- Давайте выбирать. Позвольте ребенку выбирать то, что ему нравится больше и сосредотачиваться на этом. Хочет детальнее изучать историю? Поспособствуйте этому, но лишь после выполнения заключенного между вами договора, согласно которому сначала нужно уделить внимание математике.
- Стимулируйте развитие качеств и навыков. Конкретные знания это хорошо, но нужно обращать внимание и на те навыки и качества, которые лежат в основе развития познавательных способностей глобально: внимание, память, быстрота реакции, творчество и воображение, аналитические способности и др.
- Играйте. Игры (вспомните дидактику Коменского) – мощный инструмент развития, который при правильном подходе способен приводить к хорошим результатам в учебе. Они являются стимулом интереса, вдохновляют и имеют практическую пользу.
- Используйте нестандартные методики обучения и развития. Например, стандартные программы отлично дополняются упражнениями по развитию творческого мышления из ТРИЗ-педагогики.
- Любите и старайтесь понять детей. Для них ваша любовь, интерес и поддержка будут лучшим стимулом учиться.
Резюмируя все вышенаписанное, отметим, что процесс самообучения должен начинаться с определения движущих вами сил и постановки на их основе конкретных целей, а завершаться – знанием того, как себя мотивировать.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Теперь пора поговорить о поиске информации.