Человеческая психика уже не один век является предметом скрупулёзного изучения многих великих умов. Ей посвящено потрясающее количество литературы, а объём данных на представленную тему с каждым годом увеличивается. Конечно же, исследования учёных должны быть направлены на благо, но всегда ли те, кто знает особенности психики людей, используют свои знания с добрыми намерениями? К сожалению, нет, и примеров тому, как можно сделать из любого человека орудие зла, в мировой истории можно отыскать немало. Чтобы попытаться понять, почему одни люди с лёгкостью манипулируют другими, а другие позволяют собой манипулировать, мы рассмотрим в предлагаемой вашему вниманию статье один из самых известных во всём мире психологических экспериментов – эксперимент Милгрэма.
Впервые этот эксперимент был проведён и описан американским исследователем Стэнли Милгрэмом в 1963 году. Целью его эксперимента было выявить, какое количество мучений способен причинить человек другому, абсолютно обычному человеку, при условии, что этого будут требовать его рабочие обязанности.
Предварительно участникам дали вводящую в заблуждение информацию о том, что изучается влияние болезненных ощущений на функцию памяти. А непосредственными участниками эксперимента являлись экспериментатор, человек, выполняющий роль «Учителя» (испытуемый) и человек играющий роль «Ученика» (актёр). В ходе эксперимента «Ученику» нужно было заучивать слова, находящиеся в списке, а «Учителю» — тестировать его память, наказывая в случае ошибки коротким разрядом тока, систематически повышая напряжение (максимально до 450 Вольт!).
Для опыта взяли 40 «Учителей». Из них 26 повиновались экспериментаторам и довели напряжение до максимальной отметки, остановившись лишь тогда, когда сделать это приказал экспериментатор. Пять человек нашли в себе силы самостоятельно остановить эксперимент на отметке в 300 Вольт, четверо – на отметке в 315 Вольт, четверо – на отметке в 330 Вольт и по одному человеку на отметках в 345, 360 и 375 Вольт.
На первой стадии учёные хотели выявить причины, по которым жители Германии середины XX века добровольно принимали участие в истреблении миллионов людей при нацистском терроре. В результате учёные смогли увидеть, что человек («Учитель») просто неспособен оказывать сопротивление или противоречить руководителю (экспериментатору), который приказывает ему продолжать выполнение своих «прямых обязанностей», даже невзирая на то, что другому человеку («Ученику») причиняется боль. Также учёными было установлено, что сознание человека хранит в себе такую особенность, как необходимость подчиняться вышестоящим авторитетным лицам, несмотря на то, что он сам испытывает моральные страдания и внутренний конфликт между своими убеждениями и тем, что он делает. Резюмируя своё исследование, Стэнли Милгрэм заключил, что если на человека оказывается постоянное давление со стороны высокопоставленных и авторитетных лиц, он может переступить любые мыслимые границы.
Если погрузиться в глубокие размышления насчёт результатов эксперимента, то можно увидеть, что они наглядно отображают неспособность людей самостоятельно принимать решения насчёт своих действий, когда на них оказывается давление различными людьми, стоящими выше по статусу и занимающими более высокие положения или должности. С результатами этой неспособности можно познакомиться, обратившись к источникам, в которых хранятся исторические сведения о войнах, фактах геноцида и т.п.
Но те времена остались в прошлом, пусть и отзываясь временами эхом в наши дни. А мы живём в XXI столетии и в новом тысячелетии! Казалось бы, люди должны были осознать свои ошибки, чтобы не повторять их вновь и начать вести себя и действовать иначе. Но изменилось ли что-нибудь в психологии людей, спустя десятки лет? До сих пор ли способны они причинять другим страшные мучения по приказу сильных мира сего? Спустя 45 лет после эксперимента Милгрэма профессор психологии одного из университетов калифорнии Джерри Бергер решил проверить это.
Эксперимент Бергера, конечно, отличался от эксперимента Милгрэма. Главным образом, отличие заключалось в том, что максимально допустимое напряжение было понижено до 150 Вольт, а для эксперимента отобрали 70 человек. Но результаты, к большому удивлению учёного и его соратников, практически не разнились с теми, что были получены в результате эксперимента, проведённого в прошлом. «Учителя», чётко осознавая, что своими действиями они причиняют страдания другим людям, под авторитетным давлением экспериментатора, до последнего продолжали повышать напряжение. До максимальной отметки в 150 Вольт «успешно» дошли 70% испытуемых. Причём, многие из «Учителей» по собственной инициативе продолжали эксперимент, даже когда экспериментатор спрашивал у них, не желают ли они остановиться. Плюс, несмотря на то, что для исследования были привлечены «Учителя» разных возрастных категорий (от 20 лет до 81 года) и разных полов, в поведении большей их части не было никакой разницы.
Конечно, старый и новый эксперименты нельзя сравнить полностью, т.к. между ними существуют существенные различия, однако можно всё же проследить общую тенденцию: качественный показатель склонности к повиновению людей остался примерно на той же самой отметке, что и раньше, хотя и прошло практически полвека. Сам же Бергер заявил в одном из данных им интервью, что поведение любого человека будет меняться в зависимости от того, в какие социальные рамки он поставлен. Львиную долю влияния оказывает именно социум. Другими словами, люди, выполнявшие роль «Учителей» не являются плохими или ненормальными. Дело в том, что их поведение подвержено изменению вследствие оказания на них давления. Результаты эксперимента не могут быть всеобъемлющими и нельзя ставить на одну чашу весов простое лабораторное исследование и глобальные социальные конфликты. Но с помощью полученных данных всё-таки можно частично объяснить, почему во времена войн и других подобных социальных явлений люди готовы принимать участие в ужасных действиях, убивать и издеваться над другими.
Как бы то ни было, эксперименты — это эксперименты, и проводятся они не для причинения людям боли, а для объяснения причин этого. Применительно к реальной жизни, можно смело сказать, что выявленная в ходе эксперимента Милгрэма и подтверждённая экспериментом Бергера склонность человека к повиновению авторитетам зачастую становится причиной страшных бед и несчастий.
Человек является разумным существом, так сказать, венцом природы и эволюции. Все мы живём в цивилизованном современном мире. Все мы имеем моральные убеждения и какие-то общечеловеческие принципы, которые позволяют нам мирно и гармонично сосуществовать друг с другом. Так почему же, как только кто-либо «сверху» приказывает нам творить зло, причинять боль, убивать и делать другие кошмарные вещи, мы сразу теряем своё персональное «Я», забываем обо всём, что делает нас нормальными людьми и начинаем прогибаться под чужую волю и удовлетворять чужие потребности? Куда исчезает наш внутренний стержень и понимание того, что есть хорошо, а что плохо?
Чтобы все мы могли радоваться жизни в мире и гармонии, мы должны всегда помнить о том, что все люди равны, и руководствоваться принципами гуманности, относиться друг к другу с добром и пониманием. Наше поведение должно быть продиктовано, в первую очередь, нашей совестью и сердцем, а не авторитетом и властью людей, возомнивших себя вершителями судеб и вождями народа. В противном случае, через некоторое время, при самом лучшем исходе, история повторится, и все мы окажемся втянутыми в чью-то страшную борьбу за власть и деньги, а при худшем – просто сгинем с лица земли, окончательно истребив себе подобных и погубив весь человеческий род.
Уважаемые читатели, нам бы хотелось, чтобы вы поддержали нас и оценили представленный материал, оставив ниже свои комментарии. Пишите свои мнения по поводу обсуждаемых вопросов и излагайте свои позиции.
А на досуге мы предлагаем вам поразмыслить о том, как один человек запросто может стать орудием в руках другого. Поразмышляйте на тему того, как часто и вы сами становились исполнителем чужой воли в обычных жизненных обстоятельствах и ситуациях. Стремитесь к тому, чтобы всегда и везде принимать любые решения самостоятельно и помните, что никто не может указывать вам, что делать, тем более, если это наносит вред кому-то другому.