Блог о саморазвитии

Чек-лист CATWOE для поиска решений

Чек-лист CATWOE для поиска решений

Система CATWOE согласно своему создателю Питеру Чикленду — это простое перечисление (чек-лист) пунктов одного из шести параметров, которое помогает стимулировать мышление и находить самые простые и элегантные решения.

Любая методика предлагает четкую структуру, которая поможет всегда и везде находить верные решения, даже если мозг отказывается соображать или выдался очень напряженный день. CATWOE применяется в бизнесе, однако вполне может иметь место и в других сферах человеческой деятельности. Для этого нужно взять структуру модели и подстроить ее под себя, потому что сама аббревиатура представляет собой именно слова из бизнеса.

Суть этой системы в том, чтобы называть все вещи своими именами. Питер Чикленд верил в то, что мы многое опускаем, когда не проясняем простейшие вещи. Для того чтобы решить любую проблему, нужно дать имена всем сопутствующим факторам. Когда появляются имена, появляется новый взгляд на проблему.

CATWOE — это акроним, где каждая буква означает конкретное слово: Clients (клиент), Actors (действующие лица), Transformation (преобразование), World View (миропонимание), Owner (владелец), Environmental constraints (ограничения внешнего окружения). Рассмотрим каждое понятие по отдельности.

Система CATWOE

1

Клиенты

Вы должны понять, как ваше будущее решение повлияет на ваших клиентов. В бизнесе всегда крайне важно понимать, как отзовется ваше любое действие и как отреагируют на него клиенты. Например, Walmart был известен своими низкими ценами. Затем руководство приняло решение поднять цены на все товары, чтобы сравнять их со средними в других супермаркетах. Конечно, клиенты высказывали очень большое недовольство, ведь в таком случае единственная причина ходить туда была бы уничтожена. В итоге руководство отменило свое первоначальное решение.

Ваши сотрудники должны очень четко понимать, кто ваши клиенты, с какими проблемами они сталкиваются и как они взаимодействуют с предлагаемыми вами решениями. Так что в первую очередь нужно понять, кто ваш клиент и как ваши решения действуют на них.

2

Действующие лица

Вы должны четко понимать, кто вовлечен в данную конкретную ситуацию. Часто возникает большое количество проблем из-за того, что мы пытаемся решить проблему, которая якобы касается только нас, а на деле затрагивает интересы многих людей.

Составьте список (чек-лист) людей, которые прямо или косвенно вовлечены в проект или проблему.

3

Преобразование

Когда вы принимаете решение в своем бизнесе и воплощаете его в жизни, вы должны четко понимать, как это преобразует каждый аспект вашего бизнеса. Составьте список таких аспектов и тщательнейшим образом проанализируйте возможные последствия для своего бизнеса и отдельных его частей.

Как мы видим, любое решение не проходит незамеченным. Оно влияет на клиентов, на действующих лиц, а также на все аспекты вашей компании.

К тому же важно отмечать как отразится ваше решение на физическом облике вашей компании. Простой пример: сменив вывеску, вы получаете совершенно другой внешний вид и ощущение от восприятия вашей компании.

4

Миропонимание

Двигаемся дальше. Вы должны видеть картину целиком и осознавать, как ваше действие отразится на чем-то более глобальном — не обязательно на целой планете, а хотя бы на отрасли, в которой вы работаете. По признанию Чикленда это самая важная часть модели. Умение видеть так глобально доступно очень немногим людям.

Предсказать, чем обернется любое ваше решение или действие в глобальном масштабе и правда бывает очень сложно, учитывая тысячи других факторов. Однако в истории были люди, которые меняли мировоззрение других людей, бизнес всего мира и наше будущее.

5

Владелец

Этот элемент представляет собой человека, который имеет власть решать, будет ли воплощено это решение в жизнь или нет. Иногда таких людей может быть много. Нужно четко понимать, кто принимает решение, кто воплощает и кто берет на себя полную ответственность.

6

Ограничения внешнего окружения

Любые решения, которые вы принимаете, влияют и на внешнее окружение. И конечно само окружение влияет на ваши решения. Вы должны перечислить все ограничения, которые затронут эти решения. Некоторые люди не понимают, что в бизнесе есть какие-то ограничения, поэтому в итоге страдает их бизнес. Искусством является использовать ограничения для своей пользы, а не делать вид будто их не существует.

Питер Чикленд настаивает на том, что составление вот таких шести списков поможет принимать решения в любом виде бизнеса. Прояснить очевидные вещи всегда полезно, потому что очень часто люди совершают катастрофические ошибки именно по причине того, что становятся слишком самоуверенными в своих знаниях.

Пример использования CATWOE

Предположим, авиакомпания ищет возможности размещения новой рекламы на своих самолетах.

  • Клиенты: пассажиры, рекламные и маркетинговые агентства
  • Действующие лица: пилоты, инженеры, дизайнеры, рабочие, исполнительная команда, акционеры
  • Преобразование: самолет демонстрирует рекламу во время полета
  • Миропонимание: увеличение денег в бизнесе авиаперелетов
  • Владелец: глава компании и акционеры
  • Ограничения внешнего окружения: регламент аэропорта, местные законы и культура

Как видим, ничего сложного нет. Зато после десяти минут размышлений перед нами лежат шесть списков, которые можно использовать для грамотного воплощения своих идей. Опробуйте подобный метод чек-листов и поделитесь в комментариях успехами.

Ключевые слова: