Система CATWOE согласно своему создателю Питеру Чикленду — это простое перечисление (чек-лист) пунктов одного из шести параметров, которое помогает стимулировать мышление и находить самые простые и элегантные решения.
Любая методика предлагает четкую структуру, которая поможет всегда и везде находить верные решения, даже если мозг отказывается соображать или выдался очень напряженный день. CATWOE применяется в бизнесе, однако вполне может иметь место и в других сферах человеческой деятельности. Для этого нужно взять структуру модели и подстроить ее под себя, потому что сама аббревиатура представляет собой именно слова из бизнеса.
Суть этой системы в том, чтобы называть все вещи своими именами. Питер Чикленд верил в то, что мы многое опускаем, когда не проясняем простейшие вещи. Для того чтобы решить любую проблему, нужно дать имена всем сопутствующим факторам. Когда появляются имена, появляется новый взгляд на проблему.
CATWOE — это акроним, где каждая буква означает конкретное слово: Clients (клиент), Actors (действующие лица), Transformation (преобразование), World View (миропонимание), Owner (владелец), Environmental constraints (ограничения внешнего окружения). Рассмотрим каждое понятие по отдельности.
Система CATWOE
Клиенты
Вы должны понять, как ваше будущее решение повлияет на ваших клиентов. В бизнесе всегда крайне важно понимать, как отзовется ваше любое действие и как отреагируют на него клиенты. Например, Walmart был известен своими низкими ценами. Затем руководство приняло решение поднять цены на все товары, чтобы сравнять их со средними в других супермаркетах. Конечно, клиенты высказывали очень большое недовольство, ведь в таком случае единственная причина ходить туда была бы уничтожена. В итоге руководство отменило свое первоначальное решение.
Ваши сотрудники должны очень четко понимать, кто ваши клиенты, с какими проблемами они сталкиваются и как они взаимодействуют с предлагаемыми вами решениями. Так что в первую очередь нужно понять, кто ваш клиент и как ваши решения действуют на них.
Действующие лица
Вы должны четко понимать, кто вовлечен в данную конкретную ситуацию. Часто возникает большое количество проблем из-за того, что мы пытаемся решить проблему, которая якобы касается только нас, а на деле затрагивает интересы многих людей.
Составьте список (чек-лист) людей, которые прямо или косвенно вовлечены в проект или проблему.
Преобразование
Когда вы принимаете решение в своем бизнесе и воплощаете его в жизни, вы должны четко понимать, как это преобразует каждый аспект вашего бизнеса. Составьте список таких аспектов и тщательнейшим образом проанализируйте возможные последствия для своего бизнеса и отдельных его частей.
Как мы видим, любое решение не проходит незамеченным. Оно влияет на клиентов, на действующих лиц, а также на все аспекты вашей компании.
К тому же важно отмечать как отразится ваше решение на физическом облике вашей компании. Простой пример: сменив вывеску, вы получаете совершенно другой внешний вид и ощущение от восприятия вашей компании.
Миропонимание
Двигаемся дальше. Вы должны видеть картину целиком и осознавать, как ваше действие отразится на чем-то более глобальном — не обязательно на целой планете, а хотя бы на отрасли, в которой вы работаете. По признанию Чикленда это самая важная часть модели. Умение видеть так глобально доступно очень немногим людям.
Предсказать, чем обернется любое ваше решение или действие в глобальном масштабе и правда бывает очень сложно, учитывая тысячи других факторов. Однако в истории были люди, которые меняли мировоззрение других людей, бизнес всего мира и наше будущее.
Владелец
Этот элемент представляет собой человека, который имеет власть решать, будет ли воплощено это решение в жизнь или нет. Иногда таких людей может быть много. Нужно четко понимать, кто принимает решение, кто воплощает и кто берет на себя полную ответственность.
Ограничения внешнего окружения
Любые решения, которые вы принимаете, влияют и на внешнее окружение. И конечно само окружение влияет на ваши решения. Вы должны перечислить все ограничения, которые затронут эти решения. Некоторые люди не понимают, что в бизнесе есть какие-то ограничения, поэтому в итоге страдает их бизнес. Искусством является использовать ограничения для своей пользы, а не делать вид будто их не существует.
Питер Чикленд настаивает на том, что составление вот таких шести списков поможет принимать решения в любом виде бизнеса. Прояснить очевидные вещи всегда полезно, потому что очень часто люди совершают катастрофические ошибки именно по причине того, что становятся слишком самоуверенными в своих знаниях.
Пример использования CATWOE
Предположим, авиакомпания ищет возможности размещения новой рекламы на своих самолетах.
- Клиенты: пассажиры, рекламные и маркетинговые агентства
- Действующие лица: пилоты, инженеры, дизайнеры, рабочие, исполнительная команда, акционеры
- Преобразование: самолет демонстрирует рекламу во время полета
- Миропонимание: увеличение денег в бизнесе авиаперелетов
- Владелец: глава компании и акционеры
- Ограничения внешнего окружения: регламент аэропорта, местные законы и культура
Как видим, ничего сложного нет. Зато после десяти минут размышлений перед нами лежат шесть списков, которые можно использовать для грамотного воплощения своих идей. Опробуйте подобный метод чек-листов и поделитесь в комментариях успехами.