Очень часто, читая новую книгу, мы видим только ту информацию, которая лежит на поверхности, и совершенно не замечаем того, что остается между строк. На самом же деле, настоящая глубина и красота художественного произведения заключена именно в этих неуловимых знаках и символах, которые наше внимание пропускает. О том, как увидеть истинную идею, которую стремился донести автор, о том, как не упустить из вида его истинный посыл, и о том, как научиться читать между строк, рассказал Томас Фостер в своей книге «Искусство чтения. Как понимать книги».
О Томасе Фостере
Томаса Фостера можно без обиняков назвать человеком, знающим толк в книгах, и умеющим читать профессионально.
Давайте же узнаем, о чем его книга.
Краткое содержание книги «Искусство чтения. Как понимать книги»
Книга состоит из введения, двадцати семи глав, напутствия и приложения. Кроме этого, в заключительной части работы дополнительным блоком присутствует мастер-класс для читателей, а также благодарности автора.
В силу большого количества глав и высокой полезности материала, излагать содержание книги в рамках привычного обзора совершенно нецелесообразно. Книга Томаса Фостера «Искусство чтения. Как понимать книги», написанная простым и интересным языком, обязательно требует полноценного прочтения. Мы же подготовили для вас самые главные идеи книги и практические советы автора.
Читай как профессор
Каждая книга — это целый мир, путешествие в совершенно другое измерение, созданное воображением автора, и умело приправленное им многообразием образов, интересными мыслями и, конечно же, скрытыми подтекстами.
Как научиться видеть больше, чем просто текст, проникнуть в самую суть книги и почувствовать то, что на самом деле хотел донести до нас автор? Томас Фостер охотно поделится с вами простыми приемами, овладев которыми, вы сможете найти «ключ» к любому литературному произведению.
Читайте чужими глазами. Читая книгу, мы неосознанно ищем в ней некое соответствие реальному миру и правдоподобие. Старайтесь читать не своими глазами, советует Фостер. Отыщите в книге особую точку прочтения, позволяющую в полной мере ощутить тот исторический, культурный, личный и социальный контекст, который закладывал в неё автор. Попробуйте оказаться в том историческом моменте, о котором повествует произведение.
Не забывайте о подтексте. Никогда не воспринимайте всё описанное в книге буквально. В художественной литературе солнце никогда не бывает просто солнцем и дождь никогда не идет без причины. Возможно, дождь сообщает вам о том, что скоро наступит весна? Размышляйте, ищите взаимосвязи и старайтесь прочувствовать настроение и атмосферу, которую автор старался передать в своём произведении.
Не застревайте рядом с героем. Для того чтобы продолжить повествование, автору важно соблюдать особые требования к сюжету. Каждый персонаж – это частичка сюжета, винтик, позволяющий повествованию двигаться дальше. Сюжет – это персонажи в действии, и, если замысел требует жертв, герой может быть устранен, а может пройти через множество испытаний. Все это происходит по логике литературы. В художественном произведении героям отведены особые роли, исполнив которые они плавно подводят сюжет к финалу.
О насилии. Насилие в книге – это не реальная жизнь, оно всегда наполнено дополнительным литературным смыслом. Оно может носить общественный или культурный подтекст, быть шекспировским, библейским или аллегорическим, а может быть просто метафорой. В художественной литературе можно выделить два основных вида насилия: авторское – это вред или рана, нанесенная одним персонажем другому по замыслу автора, и сюжетное – наносящее вред всем персонажам. Всегда помните о том, что возможностей и смыслов у литературного насилия значительно больше, чем, скажем, у солнца или дождя.
Важность географии. География в литературе отличается от привычного понимания об этой науке. Главным образом, книжная география описывает не города, равнины, океаны или леса, а персонажей. Людей, которые живут в конкретных уголках планеты, и влияние этих уголков на самих людей. География, по замыслу автора, может даже становиться самостоятельным персонажем, играть свою собственную, не менее важную роль в сюжете. Талантливый автор может сделать так, чтобы география раскрывала отдельную тему или символ в сюжете, иными словами – заставить её работать на себя. Окружающая среда, описанная в произведении, служит для нас проводником в историю, психологию, а порой и в самое сердце идеи автора.
«Серьёзная» ирония. С помощью иронии автор может совершенно перевернуть наши представления и ожидания. Ирония в сюжете всегда подразумевает противоречие, и добавляет сюжету особую остроту. Не происходит то, что по нашим ожиданиям, должно было произойти: герой убит на собственном же празднике, пустыня не чувствует наступления весны… Вариантов великое множество. Однако почему вы решили, что это является иронией? Ирония настолько многозначна, что многие читатели даже не замечают её в умело созданном сюжете.
Полет фантазии. Что приходит на ум, когда персонаж находится в воздухе, в свободном полёте? Можно предположить, что он супергерой, сумасшедший или даже ангел. Автор вкладывает в полет человека гораздо больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Полет может значить свободу, любовь, величие или даже побег – всё это полёты фантазии автора. Позвольте же и вашему воображению оторваться от земли и научиться летать.
Крещение или как персонаж рождается заново. И снова о подтексте. Если персонаж упал в воду и промок, если ему удалось спастись и выплыть на поверхность – всё это приемы автора, сообщающие нам о том, что персонаж родился заново. Это символический акт, означающий крещение или возрождение, или же спасение героя символизирует новое начало, а гибель – потерю духовной значимости. Такой поворот сюжета, как утопление персонажа, может очень многое рассказать…
Времена года. Использование значений времён года, пожалуй, один из самых известных литературных приёмов. Весна всегда означает юность и мечты, лето – зрелость, смелые планы и любовные отношения, осень – усталость, средний возраст или упадок, а зима – старость или даже смерть. На самом деле связь возраста и времен года известна литераторам уже тысячи лет и упоминается практически в каждой мифологии.
Клеймо на персонаже. В художественном произведении любое физическое несовершенство персонажа, необычные имена или странности, свойственные герою – это, безусловно, символы. В большинстве произведений авторы указывают нам на то, что это отличие играет в сюжете особенную роль. Слепота героя говорит нам о том, что он не замечает определённых вещей, значение имени Эдип – «раненая нога» и многие другие сюжетные «уловки» часто несут в себе намёк автора, особый тематический или психологический смысл.
Странный символ. Часто в художественной литературе можно встретить какой-то особенный символ, который совершенно никак не связан ни с персонажами, ни с картиной сюжета. Упоминание автором конкретного предмета, когда, казалось бы, это совсем не уместно, означает, что нужно мыслить шире. Подумайте, что вы знаете об этом символе, для чего он, что с ним можно сделать? Сосредоточьтесь на том, что знаете, и вы поймёте, что это подсказка.
Почему художественный стиль так сложен, зачем текст так многослойно прорисовывается автором, спросите вы. Ответ на этот вопрос совершенно прост.: потому что так нам становится интереснее читать.
Будьте внимательны, подмечайте любые мелочи, мыслите шире и вам откроется то, что же на самом деле автор скрыл между строк.
Краткое резюме
Книга Томаса Фостера «Искусство чтения. Как понимать книги» представляет собой не просто интересное и увлекательное произведение, читая которое начинаешь понимать, что чтение – это действительно искусство. Это не просто уникальная работа, развивающая мышление, или способ скоротать досуг при помощи пищи для ума. Этак книга является дверью, за которой скрывается особая реальность каждого нового литературного творения, с которым вам предстоит познакомиться в будущем. И мы настоятельно рекомендуем её к прочтению каждому, кто любит книги и стремится расширить свой кругозор.