Мозговой штурм – это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Вы наверняка не раз слышали об этой технике, в том числе и потому, что она действительно эффективна.
Мозговой штурм является одним из методов ТРИЗ, но не ограничивается им. Узнать больше методов, оценить свой собственный творческий потенциал и способы его развития вы можете на онлайн-программе «ТРИЗ на практике».
Американский доктор и поэт Оливер Уэнделл Холмс-младший по этому поводу высказывался так: «Многие идеи растут лучше, если их пересадить в другой разум». Это можно заметить во время минуты обсуждения в «Что? Где? Когда?», когда один участник высказывает несколько странную идею, которую затем подхватывают и развивают другие (эта игра представляет собой классический пример мозгового штурма).
На самом деле, мы постоянно занимаемся личным мозговым штурмом: что надеть, где взять деньги, как решить какую-то проблему. И раз уж все равно вы его используете, почему бы не научиться делать это правильно и более организованно?
Мы не будем останавливаться на правилах поведения мозгового штурма, потому что писали об этом. Если хотите ознакомиться с ними, прочтите следующие статьи:
А также посмотрите это видео:
Остановимся же на вариациях и техниках мозгового штурма.
Техника мини-штурма
Данная техника позволяет создать правильное настроение и мышление при помощи использования мозгового штурма в его мини-форме. Также это отличный способ заложить прочную основу для главного сеанса мозгового штурма.
Шаг первый: представьте правила
В первую очередь, ознакомьте участников мозгового штурма с правилами:
- Придерживаться основной темы.
- Комбинации простых идей могут стать основой для сложных.
- Командная работа – прежде всего.
- Не судить и не критиковать идеи.
Шаг второй: представьте тему
Представьте тему и еще раз обратите внимание команды на первое правило: придерживаться ее.
Шаг третий: начните мозговой штурм
Дайте каждому участнику карточки и попросите записать на них как можно больше идей. Решите, сколько минут будет длиться сессия.
Шаг четвертый: расположите карточки
Соберите все карточки, проанализируйте их. Затем поместите на доску вокруг центральной темы. Группируйте карточки, имеющие схожие идеи.
Шаг пятый: объединяйте идеи
Попросите свою команду придумать, какие идеи можно комбинировать между собой. Расположите их на доске.
Шаг шестой: создайте третий вариант
Теперь предоставьте каждому из участников еще по одной карточке. Задача: придумать новую идею на основе комбинированной (шаг пятый).
Шаг седьмой: замените карточки
Снимите с доски старые карточки и прикрепите новые.
Шаг восьмой: голосуйте
Проведите анонимное голосование, чтобы оценить идеи на доске.
Шаг девятый: топ-3
Выберите три лучшие идеи.
Шаг десятый: используйте S.M.A.R.T.
Создайте группы из участников по 3-4 человека. Позвольте им придумать план действий S.M.A.R.T. для трех идей (конкретные, измеримые, ориентированные на действия, реалистичные, привязанные ко времени).
Шаг одиннадцатый: презентуйте S.M.A.R.T.
Предложите каждой группе представить их план действий для всей группы. После каждой презентации вы можете провести опрос.
Шаг двенадцатый: проведите последний раунд голосования
Этот шаг требуется, если вам нужно выбрать всего одну идею. Голосование также должно быть анонимным.
Метод ожиданий
Этот метод создает четкую картину ожиданий участников сессии. Это отличная техника для использования в целях оценки сессии мозгового штурма, а также для создания связей и взаимопонимания между участниками. Таким образом, данный метод помогает сделать мозговой штурм лучше для всех участников.
Шаг первый: ожидания
Дайте всем участникам несколько карточек для заметок и попросите их записать три ожидания, которые у них есть относительно сеанса.
Шаг второй: группировка участников
Создайте команды из 2 или 3 человек. При работе с большой группой вы можете создать группы из 4-6 человек.
Шаг третий: обсуждение
Попросите участников обсудить друг с другом их ожидания в отношении события в течение 10 минут.
Шаг четвертый: пишите
Пусть каждая команда записывает по 3 ожидания, которая она имеет относительно сеанса мозгового штурма.
Шаг пятый: поделитесь ожиданиями
Соберите группу вместе и попросите разные команды поделиться своими ожиданиями со всеми (эти мнения нельзя осуждать, только делиться).
Шаг шестой: соберите карточки
Соберите карточки, прочтите еще раз и используйте их во время мозгового штурма как мини-руководство.
В конце сессии вы можете попросить участников записать, какие части их ожиданий были оправданы и выполнены, а какие нет. Для этого вы можете придумать и использовать свой опросник.
Техника рыбьей кости
Диаграмма рыбьей кости – это диаграмма причинно-следственных связей, которая может использоваться для определения потенциальной (или фактической) причины проблемы.
Шаг первый: определите проблему
Во-первых, запишите точную проблему, с которой вы столкнулись.
Шаг второй: изучите основные факторы
Теперь участники должны определить факторы, которые являются частью проблемы. Это могут быть системы, оборудование, материалы, внешние силы, люди, связанные с проблемой и т.д.
Шаг третий: определите потенциальные причины
Для каждого основного фактора, рассмотренного на втором шаге, участники проводят мозговой штурм возможных под-причин проблемы.
Покажите эти под-причины в виде коротких линий, исходящих из «костей» (основные причины) диаграммы.
Шаг четвертый: проанализируйте диаграмму
Теперь участники могут более подробно исследовать наиболее вероятные причины. Это можно сделать, создав новую диаграмму, отражающую одну из основных причин.
Техника Post-Up
Шаг первый: определите проблему
Определите проблему обычным способом и убедитесь, что она понятна всем участникам.
Шаг второй: приготовьте команду
Вам нужна доска, а также стикеры. Раздайте последние участникам. На одном стикере должна быть одна идея, не больше.
Эту технику вы можете использовать и в одиночку, причем не только на доске, но и на компьютере.
Шаг третий: записывайте идеи
Один стикер – одна идея.
Шаг четвертый: опубликуйте идеи
Каждый человек по очереди клеит свой стикер на доску. Он читает записанное вслух, а остальные слушают.
Если у вашего работника появилась новая идея после того, как он выслушал другие, он может записать ее на стикере и опубликовать.
Шаг пятый: перетасовка и исследование
Теперь у вас на доске множество идей. Тасуйте их как угодно, объединяя даже те, которые кажутся несочетаемыми. От этого могут появиться новые и совершенно неожиданные идеи.
Техника NUF
NUF – это очень простая быстрая проверка идей. Она работает хорошо, потому что интуитивно понятна, критерии уже выбраны, и их всего три.
Шаг первый: новая, не опробованная ранее
Решение не является творческим, если оно не является новым.
Когда мы говорим «новая», мы не собираемся вдаваться в философские рассуждения об оригинальной мысли, но имеем в виду нечто существенно отличное от тех вещей, которые были опробованы раньше. Маркируйте идеи как новые, если они не похожи на предыдущие.
Шаг второй: полезная, решает проблему
Хорошо иметь креативное новое решение, но лучше, если оно решает проблему! Вопрос здесь стоит задавать следующий: «Как именно эта идея решает проблему?».
Полезное решение окончательно решает проблему и не создает никаких новых.
Шаг третий: возможная, может быть реализована на практике
Если у вас есть действительно новое решение, которое полностью решает проблему, задайте следующий вопрос: «Можно ли эту идею реализовать на практике?».
Если ее очень дорого реализовать и сложно использовать, то это будет не очень приемлемое решение.
Просто оценивайте каждую идею от 0 до 10 каждой из категории «Новые», «Полезные» и «Возможные».
Желаем вам удачи!
По материалам https://www.ultimatebrainstorming.com.