Стратегия Портера — это простой, но эффективный инструмент для понимания своих сильных сторон в бизнесе. Когда вы осознаете, в чем заключается ваша сила, то можете использовать эти знания для создания конкурентного преимущества и достижения самых амбициозных целей. Эта стратегия поможет определить, будет ли ваш новый продукт или услуга приносить прибыль. Вы также можете планировать деятельность своего бизнеса или стартапа, развивая свои слабые стороны.
Пять сил
Сила поставщика
Здесь вы оцениваете, насколько легко поставщик может поднять цены на свои материалы, продукты или услуги. Это может быть обусловлено:
- количеством поставщиков на рынке;
- уникальностью продукта или услуги;
- силой поставщика и контролем над вами;
- расходами, которые необходимы для перехода от одного поставщика к другому.
Чем меньше выбор среди поставщиков и чем больше вы зависите от своего нынешнего поставщика, тем больше власти он имеет над вами.
Сила покупателя
Спросите себя: «Можете ли вы поднять свои цены и получить больше прибыли или же покупатель сам диктует, сколько он будет платить?». Это может быть обусловлено:
- количеством покупателей;
- важностью каждого конкретного покупателя для вашего бизнеса;
- сложностью для покупателя выбрать вашего конкурента.
Если у вас небольшое количество могущественных покупателей, то именно они имеют над вами власть, а не вы над ними.
Конкурентное соперничество
Здесь важно количество ваших конкурентов и их возможностей.
- Сколько у вас конкурентов?
- Их продукты и услуги настолько же привлекательны, что и ваши?
Если на второй вопрос ответ «да», значит ваши конкуренты имеют над вами власть (их много, а вы один). Создавайте уникальные продукты и выходите из конкурентной среды.
Угроза замещения
Это способность ваших конкурентов находить другой способ делать то, что делаете вы. Например, если вы продаете уникальное программное обеспечение, способное автоматизировать важные бизнес-процессы, ваши конкуренты могут делать эту работу вручную или отдать на аутсорсинг. И если замещение дается конкуренту легко, вы теряете свое преимущество.
Угроза новичков
- Насколько легко выйти на ваш рынок?
- Требуется ли новичкам много времени и денег для этого?
- Имеете ли вы эксклюзивный доступ к новым технологиям?
В зависимости от ответов вы можете сделать вывод, насколько сильны ваши позиции. Если вы укоренились на рынке, имеет смысл повышать барьер входа для новичков.
Использование инструмента
Изучите каждую силу отдельно и проведите мозговой штурм с членами своей команды, выяснив какими преимуществами вы владеете, что нужно улучшить и как именно.
Чем больше преимуществ (плюсов) вы имеете в каждой силе Портера, тем сильнее ваши позиции на рынке. Истинное мастерство заключаются в умении превратить свои минусы в плюсы. Именно тот лидер, который обладает этим навыком, и потащит свою компанию вверх.
Пример
Мартин Джонсон хочет решить, стоит ли ему сменить работу и стать фермером. Он всегда любил сельскую местность и хотел быть боссом.
Вот что он обнаружил:
- Порог вхождения для новичков невысок: индустрия требует сравнительно небольшой финансовый вклад, а значит многие могут стать фермерами.
- Конкурентное соперничество чрезвычайно высоко: если кто-то поднимает цену, конкуренты начинают ее сбивать.
- Сила покупателя также высока, а значит фермер испытывает давление с его стороны.
- Угрозы замещения практически нет.
Джонсон понимает, что в сельском хозяйстве чрезвычайно тяжело выжить. Поэтому у него есть два выхода:
- Найти свою нишу в сельском хозяйстве.
- Найти родственную индустрию, где он сможет быть в более сильной позиции.
Желаем вам удачи!