«Способность быть счастливым во многом зависит от нас самих» Шарлотта Бронте (английская романистка).
Мотивация («мотив» от лат. – толкать, приводить в движение) – обязательный компонент любой деятельности, развивается на протяжении всей жизни человека, обогащаясь жизненным опытом.
Процесс мотивации – это сложный психологический феномен, но именно он является стимулом к активной познавательной деятельности человека.
Как нам всем известно: качество знаний учащихся школ в последние годы стремительно снижается и причина этого явления – чрезмерно низкая мотивация у учащихся к получению знаний.
В связи с чем, мы решили разобраться в данном нелёгком вопросе и ответить на главный вопрос всей системы образования – по каким причинам мы имеем такой исход, и что можно сделать, чтобы изменить ситуацию.
Будем разбираться.
Итак, низкая мотивация учащихся нередко скрывается за рядом причин:
- Бедность сообщаемого учебного материала
- Некомпетентность педагога, учителя, преподавателя
- Незаинтересованность его в работе
- Однообразие занятий, повторяемость
- Недоброжелательный настрой педагога к аудитории
- Принуждение к деятельности
А теперь давайте будем искать методы мотивации учащихся, и для начала ознакомимся с областями мозга, отвечающими за мотивацию:
Формирование учебно-познавательной мотивации
Современная жизнь диктует свои условия – просто родить и любить своего ребёнка – этого уже недостаточно, важно ещё суметь воспитать достойного, мыслящего человека, подготовленного к жизни в обществе.
А для этого нам самим, а также преподавателям, педагогам и учителям необходимо создавать условия, вызывающие активную деятельность учащихся, а это возможно за счёт нехитрых действий:
- Оригинальности подачи материала (в игровой форме, или же путём совместной с детьми подготовки учебного проекта)
- За счёт использования инновационных, оригинальных технологий (ноу- хау)
- Приглашая гостей (работников музея, ветеранов, видных деятелей культуру, искусства и политики)
Есть одна очень полезная, фундаментальная книжка (объясняющая необходимость раннего развития мотивации): «После трёх уже поздно» — автор Масару Ибука – президент и основатель фирмы «Sony». Книга написана с особой добротой и благожелательностью. На мой взгляд, она должна быть в каждом доме! Один момент, предупреждаю сразу – его методика, постулаты, далеки от нашего обыденного восприятия процесса мотивации, и это один из больших плюсов данной книги. Например, М.Ибука считает: роль окружения важнее наследственности: кто и что окружают ребёнка, то (те) и формируют его взгляды на жизнь. Читайте книгу, учитесь смотреть на жизнь по-новому.
Формирование положительной мотивации учащихся
«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека» Дж. Равен
Если человек стремится овладеть знаниями — эффективность познавательного процесса в разы возрастает. Однако преподаватели часто сетуют на то, что дети не проявляют интерес к учёбе. А вот почему так происходит и в чем здесь основная причина – это вопросы вопросов. Давайте будем разбираться вместе, для того, чтобы помочь воспитателям и учителям привить нашим деткам интерес к познавательной деятельности, то есть научить более усердно выполнять свою работу – учиться только на отлично.
Несмотря на то, что в каждом конкретном случае кроется своя причина «нежелания» учиться, в тоже время есть и довольно распространённые, типичные основания, вот на них то, мы и обратим особое внимание.
Давайте для начала выявим причины низкой школьной мотивации (по причине учащегося, а ранее мы рассматривали – по вине педагога):
- Непринятие новых условий, отсутствие адаптации
- Трудности с восприятием нового материала
- Неусидчивость, постоянное отвлечение на посторонние дела, игры
- Проблемы в общении со сверстниками, учителями
- Нежелание следовать нормам и правилам
- Нервно-психические расстройства
- Отсутствие интереса к предмету
- Эмоционально-некомфортная обстановка
Мотивацию ребёнка также снижает:
- Недостаток родительского внимания и любви
- Сомнения в способностях ребёнка, упрёки, принижающая критика
- Высокие нагрузки (не по возрасту)
Выход: разговаривайте с ребёнком, пытайтесь его услышать, обязательно выясните все причины нежелания выполнять задания, и причины агрессии в адрес учебного заведения. Узнали причину – предложите решение, (а лучше всего находите их совместно с ребёнком).
Задайте ребёнку вопрос: « Тебя что-то беспокоит? — расскажи нам о своих переживаниях. Подскажите ему решение: «Нам нечего бояться, все будет хорошо». Поборов страх ребёнка, вы уберёте у него препятствия к достижению нужного результата.
Помните! Радость от достижения – стимул двигаться дальше. Вера в себя — путь к успеху.
Познавательные методы мотивации учащихся
Учебная деятельность – вторая профессия каждого человека, от умения осуществлять учебную деятельность во многом зависит его продвижение в основном избранном деле (и главный ее компонент – самоконтроль и самооценка).
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = ПОТРЕБНОСТЬ + МОТИВ + ЦЕЛЬ +САМОКОНТРОЛЬ = РЕЗУЛЬТАТ
Американский психолог А.Кинг придумал серию общих вопросов, которые действенны в самых разных учебных ситуациях:
- Что случится, если…?
- Приведите пример…
- В чем сильные и слабые стороны…?
- На что это похоже…?
- Что мы уже знаем о…?
- Каким образом…можно использовать для…?
Современный учитель, педагог и родители должны быть в первую очередь сами:
- Стрессоустойчивы
- Креативны
- Самокритичны
- Иметь широкий кругозор
Важно! Если педагогу, учителю или кому-то из родителей удаётся понять причины поведения ребёнка, то он приближается к тому, чтобы управлять не только его действиями, но и мотивами.
Для того, чтобы значительно повысить мотивацию учащихся необходимо использовать полный арсенал методов и приёмов организации познавательной деятельности:
- Словесные (беседа, лекции, рассказы)
- Наглядные и практические методы (позволяют снизить утомляемость, повысить интерес)
- Поисковые методы (позволяющие ребёнку самостоятельно разрешить проблемную ситуацию)
- Методы самостоятельной учебной работы (вырабатывает стимул сделать лучше, чем у соседа)
Необходимо иметь в виду, что учебная деятельность ребёнка всегда является совместной (с педагогом, со сверстниками). Индивидуально протекающая учебная деятельность — есть абстракция. Ученик всегда (явно или неявно) использует переданные ему старшим наставником общественно-выработанные способы учебных действий, соотносит свои действия и оценки с оценками окружающих. В этом плане учебная деятельность всегда пронизана социальными взаимодействиями, общением ребёнка с другими людьми.
Существуют следующие познавательные методы мотивации учащихся:
- Эмоциональные методы (поощрение, наказание)
- Познавательные методы (опора на жизненный опыт, выполнение творческих заданий)
- Волевые методы (предъявление требований, информирование об обязательных результатах)
- Социальные методы (развитие желания быть полезным Родине, Стране)
Для повышения мотивации, есть ещё один весьма интересный вариант — это использование детских, шуточных «контрактов» (своеобразные договора), заключаемые между учителем и учащимися. В таком соглашении (после совместного обсуждения) чётко фиксируется объёмов работы, её качества и оценки. Такие контракты – не только вырабатывают и организуют самостоятельность у учащихся, но и к тому же создают в процессе обучения психологическую атмосферу безопасности, ответственности и свободы.
Мотивированные на достижение успеха учащиеся активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя внутренние ресурсы.
P.S.
Анализ литературы показал, что понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:
- Познавательный интерес (эмоциональное включение в решение поставленной задачи)
- Творчество (креативность) – вложить в идею что-то своё
- Любознательность (стремление узнать что-то новое)
Все эти понятия близки по содержанию, имеют общее объединяющее начало — направленность человека на бескорыстное узнавание нового и получения чувства удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть — мотивации.
Друзья, расскажите нам о своих способах мотивации, оставляйте, пожалуйста, свои отзывы и комментарии в строке ниже.
Удачи вам!