Статью, которую вы прочитаете на этой странице, прислал нам Николай Пономарев. В ней рассматриваются основные приемы того, как быстро учить стихи наизусть. Автор предлагает вашему вниманию 2 метода: традиционный (поэтапное «зазубривание») и новый (с использованием особенностей репрезентативных систем человека). Оба метода были опробованы, а результаты заучивания проанализированы. В результате, чего автор пришел к выводам, как все-таки легче и эффективнее учить поэтические произведения. Данные методы могут быть полезны школьникам, родителям, а также все интересующимся поэзией и принципами целенаправленного запоминания.
Учим по старинке
Учить стихи советуют по-разному, чьи-то рекомендации начинаются с того, что нужно сконцентрироваться, успокоиться и отстраниться от внешнего мира. И в таком полувегетативном состоянии можно очень легко и быстро… заснуть. Нет, серьезно. Лично для меня никогда не было проблемой учить стихи с включенным телевизором.
Долгое время, самым «ценным» и доступным методом, считался метод многократного построчного заучивания («Строчка за строчкой»). Суть данного метода проста. Нужно несколько раз подряд повторять сначала первую строчку, потом вторую, потом повторять первую и вторую, потом беремся за третью и четвертую строчку, и наконец, пытаемся вспомнить четверостишие.
Попробуйте запомнить этим способом следующее четверостишие (здесь и далее стихотворение Бориса Пастернака «Три варианта» 1914 год):
Когда до тончайшей мелочи
Весь день пред тобой на весу,
Лишь знойное щелканье белочье
Не молкнет в смолистом лесу.
Как правило, на заучивание стихотворения таким способом уходит много времени, особенно если вы пытаетесь выучить несколько четверостиший. Но многократное повторение не убережет от забывания. Вспомните, сколько раз в своей жизни вы слышали какую-нибудь песню многократно, а таких песен точно наберется несколько десятков. И сколько этих песен вы помните наизусть?
Для того чтобы запоминание проходило гладко, необходима помощь для памяти в виде неких «костылей». Очень часто трудно вспомнить начало строчки, и как следствие всю строчку. Поэтому второй метод заключается в запоминании первых слов или букв каждой строчки.
И млея, и силы накапливая,
Спит строй сосновых высот.
И лес шелушится и каплями
Роняет струящийся пот.
Аббревиатуру — ИСИР, запомнить очень легко, но иногда сложно вспомнить, а что же означает та или иная буква. Если использовать слова, то получится: И, Спит, И, Роняет. Уже легче.
Запоминаем по-новому
Как известно, все в человеке взаимосвязано. Психологи уверяют, что если «улыбнуться» в плохом настроении, то ваше настроение улучшиться, а все из-за того, что в организме произойдет обратная реакция. Ведь до этой «улыбки», вы улыбались множество раз, правда, до этого источником этих улыбок был мозг (мозг и мышцы лица). За многолетние улыбки у человека образуется настолько устойчивая связь между мозгом и мышцами лица, что это может провести к обратной реакции — когда мышцы лица воздействуют на мозг, который отвечает улучшением настроения.
Если учесть, что некоторые психологи, правда, довольно условно, разделяют людей на: аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов, то имеет смысл определиться с тем, к какому виду людей вы относитесь.
Основанием для разделения на указанные группы, является преимущественный способ получения информации из внешнего мира. Человек, который опирается на зрение (зрительные образы), является визуалом. Тот, кто опирается на слух (речь, музыка), является аудиалом. Кинестетик опирается на обонятельно-осязательный канал информации. Дискретик (дигитал) большее значение придает субъективно-логическому осмыслению сигналов полученных по всем вышеуказанным каналам.
Определить свой тип несложно, на бескрайних просторах интернета есть множество тестов позволяющих это сделать. Но делать это не обязательно. Можно использовать все ниже и вышеперечисленные способы изучения одновременно и выбрать тот, который вам покажется наиболее эффективным в запоминании стихотворений именно в вашем случае.
Аудиалы, представьте, что вы композитор, каждое слово стихотворения отзывается звуком, вы слышите как гремит гром, как бьется стекло, шумит ветер. Попробуйте:
- уловить ритм стихотворения;
- придумать (подобрать) мелодию к стихотворению;
- прочитать несколько раз в слух;
- прочитайте с чувством, с толком, с расстановкой.
Визуалы, попробуйте:
- увидеть (вообразить) то о чем говорится в каждой строчке;
- нарисовать стихотворение;
Представьте что вы режиссер и снимаете ролик по стихотворению, подумайте какой бы видеоряд вы подобрали.
Кинестетики, попробуйте встать. С этого момента вы драматический актер. Читайте стихотворение, сопровождая чтение движениями рук, ног, головы.
Дигиталы, прочтите и подумайте: что хотел сказать автор написав стихотворение? Какова цель? Суть? Попробуйте любой (или несколько) способ рекомендованный аудиалу, визуалу, кинестетику.
Задание на проверку
Теперь попробуйте выполнить небольшое задание. К примеру, вы можете взять и попробовать выучить стихотворение Пушкина, Лермонтова или другого угодного вам поэта. Я предлагаю вам запомнить следующий отрывок стихотворения разными способами. Первое четверостишие выучите так, как это рекомендовано аудиалу, второй — визуалу, третий — кинестетику, четвертое — дигиталу.
Сады тошнит от верст затишья.
Столбняк рассерженных лощин
Страшней, чем ураган, и лише,
Чем буря, в силах всполошить.
Гроза близка. У сада пахнет
Из усыхающего рта
Крапивой, кровлей, тленьем, страхом.
Встает в колонны рев скота.
На кустах растут разрывы
Облетелых туч. У сада
Полон рот сырой крапивы:
Это запах гроз и кладов.
Устает кустарник охать.
В небе множатся пролеты.
У босой лазури — походь
Голенастых по болоту.
Года два назад мне вдруг захотелось почитать стихи, а те которые понравятся выучить. Я взял сборник Бориса Пастернака, и каждый день, на протяжении двух недель, я запоминал по два стихотворения (в среднем по 5 четверостиший в каждом). Чтобы запомнить заученный материал надолго, нужно периодически повторять стихи. Вечером я запоминал, а утром по дороге на работу вспоминал заученное вечером. Как правило, я учил стоя, и пытался представить образ каждого слова (то, что рекомендовано визуалу).
Чем больше вы помните и знаете, тем больше вы запомните и узнаете нового. Ведь новая информация записывается в память на уже имеющуюся информацию.
В заключении данной статьи представлена оставшаяся часть стихотворения Бориса Пастернака. Так получилось, что осталось последнее четверостишие, запомните его так, как вам будет удобно.
И блестят, блестят, как губы,
Не утертые рукою,
Лозы ив, и листья дуба,
И следы у водопоя.
Не забудьте сообщить читателям о своих наблюдениях и практике применения изложенных в статье способов запоминания стихотворений.
Автор: Николай Пономарев.
Также обратите внимание на уроки по развитию памяти на нашем сайте.