Тест Векслера – один из самых известных и популярных тестов для измерения уровня интеллекта. Он поможет вам определить как уровень общего интеллекта (IQ), так и уровень развития отдельных способностей. Также вы сможете отслеживать свой прогресс, периодически измеряя свой интеллект по методике Векслера. Как устроен тест и почему его стоит пройти, вы узнаете в этой статье.
О тесте
Тест разработан американским психологом, психиатром и психодиагностом Дэвидом Векслером. Включает в себя 11 субтестов, которые можно разделить на две группы: вербальный и невербальный интеллект.
Каждый из 6 вербальных и 5 невербальных субтестов состоит из 10-30 вопросов с нарастающей сложностью.
Субтесты были отобраны по следующим критериям:
- высокие корреляции с другими тестами, измеряющими уровень интеллекта;
- высокий уровень дифференциации: отдельная особенно хорошо или особенно плохо развитая способность не искажает общие результаты;
- результаты субтестов помогают в постановке диагноза (определённые нарушения соответствуют определённым патологиям).
Результат прохождения каждого субтеста оценивается баллами, которые позже переводят в унифицированные шкалы. Это позволяет сравнивать результаты по разным субтестам и анализировать их разброс.
Тест Векслера помогает определить:
- уровень вербального и невербального интеллекта в отдельности;
- соотношение развития вербального и невербального интеллекта;
- коэффициент интеллекта (IQ) на основе двух шкал;
- интеллектуальные способности, которые развиты хуже остальных и требуют компенсации.
Используются 3 модификации теста:
- WAIS – для подростков старше 16 лет и взрослых;
- WISC – для тестирования детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет;
- WPPSI – для детей от 4 до 6 лет.
Русскоязычные адаптации есть только для первых двух модификаций.
Также стоит отметить, что модификации после своего появления дополнялись как самим Векслером, так и другими учёными. Добавлялись новые субтесты, немного менялась структура. Например, WPPSI был разработан в 1967 и в дальнейшем пересматривался в 1989, 2002, 2003 и 2012 годах. Поэтому один и тот же тест также может иметь несколько подвидов (более и менее современных).
Не будем рассматривать каждый из них, остановимся только на 11 оригинальных субтестах, предложенных Векслером.
Субтесты
Вербальные субтесты:
- Общая осведомлённость. 29 вопросов, определяющих уровень простых знаний. Нет заданий, требующих от испытуемого знания специальных теоретических сведений. Правильный ответ – 1 балл.
- Понимание. 14 вопросов, которые определяют, насколько хорошо тестируемый понимает смысл выражений. Оценка зависит от правильности ответа: от 0 до 2 баллов.
- Арифметика. 14 устных задач уровня начальной школы. Оценивается не только правильность, но и время решения.
- Нахождение сходства. 13 заданий, предлагающих объединить два предмета по общему признаку. Оценка от 0 до 2 баллов.
- Запоминание цифр. Субтест имеет две части. В первой предлагается на слух запомнить от 3 до 9 цифр и затем воспроизвести их вслух. Во второй части необходимо воспроизвести ряд из 2-8 цифр, но уже в обратной последовательности.
- Словарный запас. Необходимо дать определения 42 терминам. 10 из них простые и имеют распространение в обыденной жизни. 20 – средней сложности. Последние 12 – абстрактные теоретические понятия. Оценивается, в зависимости от правильности, – от 0 до 2 баллов.
Вербальная шкала имеет корреляцию с общей культурой испытуемого. Например, по тестам «Осведомлённость», «Понимание» и «Словарный запас» можно судить об интеллигентности.
Субтест «Арифметика» помогает определить не только способность решать арифметические задачи, но и способность концентрировать внимание, т.к. задачи несложные и требуют от испытуемого скорее собранности, чем математического дара.
Результаты субтеста «Сходство» позволяют судить о способности к логическому мышлению и умению обобщать.
«Повторение цифр» менее всего коррелирует с общим интеллектом. Этот субтест нацелен исключительно на измерение объёма рабочей памяти. Векслер добавил его с диагностической целью: неспособности воспроизвести 4 цифры подряд свидетельствует о слабоумии.
Теперь перейдём к субтестам невербальной шкалы:
- Шифровка. Это тест на кодовые замены. Дан ключ, где каждой цифре соответствует другая цифра. Дано полторы минуты. Необходимо подписать под числовым рядом из ста цифр код в соответствии с ключом. Чем больше правильно зашифрованных цифр, тем выше оценка.
- Недостающие детали. 21 карточка, на каждой из которых изображены картинки с отсутствующей деталью. Нужно определить, что это за деталь. 20 секунд на карточку, за каждый правильный ответ – 1 балл.
- Конструирование блоков. 40 заданий. Испытуемому предоставляется красно-белый чертёж и красно-белые кубики. Необходимо собрать фигуру, указанную на чертеже. Оценивается время и точность.
- Последовательные картинки. 8 групп картинок. Каждая группа – последовательный сюжет. Картинки представлены в неправильном порядке. Задача испытуемого – расположить их в нужной последовательности. Оценку определяют затраченное время и правильность.
- Сборка объекта. 4 задания. Нужно собрать хорошо известный объект (человек, слон и т.п.) из деталей. Оценивается в зависимости от времени и правильности сборки объекта.
Стоит отметить, что изначально Векслер полагал, что показатели невербальной шкалы зависят от психофизиологических задатков, но исследования результатов близнецов опровергают эту гипотезу.
Субтест «Шифровка» помогает диагностировать зрительно-моторную скорость, свойства внимания, координации и восприятия.
«Недостающие детали» позволяют определить уровень наблюдательности.
С помощью субтеста «Конструирование блоков» диагностируется двигательная координация и визуальный синтез, а с помощью субтеста «Сборка объекта» – способность к синтезу целого из частей. Результаты обоих тестов зависит от уровня развития сенсомоторной координации.
«Последовательные картинки» сообщают о способности испытуемого к организации целого из частей, экстраполяции и пониманию ситуации.
После прохождения всех субтестов, необходимо правильно их проинтерпретировать, чтобы получить конечный результат.
Интерпретация теста Векслера
Алгоритм интерпретации результатов включает в себя:
- подсчёт баллов по каждому заданию в соответствии с критериями оценивания;
- перевод «сырых» баллов в стандартные через унифицированную шкалу;
- суммируются баллы внутри каждой из шкал – определяется уровень вербального и невербального интеллекта;
- суммируются баллы двух шкал – определяется уровень общего интеллекта.
После получения конечного результата в баллах вы можете определить свой уровень интеллекта:
- 130 и выше – очень высокий IQ;
- 120-129 – высокий IQ;
- 110-119 – выше среднего уровня;
- 90-109 – средний IQ – примерно половина населения;
- 80-89 – ниже среднего уровня;
- 70-79 – в пределах нормы;
- 69 и ниже – недостаточное интеллектуальное развитие.
А чтобы результаты тестов на уровень интеллекта вас радовали, рекомендуем начать заниматься на нашей бесплатной онлайн-программе «Нейробика» – она поможет вам держать мозг в тонусе и развивать свои когнитивные способности.
Желаем успехов!