«Как защититься от хамства. 7 простых правил» – именно так называется книга Владинаты Петровой – автора множества материалов по практической психологии. В книге автор перечисляет техники и приёмы, которые помогают в противостоянии агрессорам в общении, ведь, к сожалению, с хамством и деструктивным поведением нам проходится встречаться регулярно. Автор утверждает, что после знакомства с её системой, стресса от встреч с агрессорами в вашей жизни станет гораздо меньше. Итак, что делать, чтобы защититься от хамства?
Предлагаемая Владинатой Петровой система ориентирована большей частью на противодействие содержанию выпада агрессора, а не самому факту вмешательства в вашу жизнь. Именно так автор объясняет успешность своей системы.
Система рассчитана на сохранение душевного равновесия использующего её человека и базируется на двух принципах:
- Отработке до автоматизма нескольких универсальных приемов, избавляющих вас от необходимости нервничать, выискивая подходящий ответ.
- Переводе внимания с вашей личности на личность нападающего.
В своей книге автор не делает чёткого разделения между правилами, а последовательно перечисляет техники, которые по общим признакам можно объединить в несколько групп. Поэтому и мы тоже не будем делать разделений, а перечислим основные положения предлагаемой системы.
Высмеивание агрессора за присвоение роли судьи
Владината Петрова предлагает указать агрессору, что он не в праве вас судить. Обычно агрессор не соответствует той роли, которую на себя берёт.
Поставьте забор
Укажите границы своего личного пространства. Не давайте агрессору перешагнуть эту черту. В этом помогут фразы типа: «Спасибо, но вам не стоит беспокоиться», «Мы сами сможем разобраться» и т.д. Но избегайте фразы «Не ваше дело», т.к. она звучит довольно грубо.
«Вы такой храбрый не со всеми!»
Если агрессор позволяет себе деструктивное поведение в отношении только некоторых людей, заметьте ему это. Всегда существуют люди, которым он побоялся бы высказать то же самое. Скажите это агрессору, и он как минимум смутится.
Поставьте зеркало
«Знаете, как вы выглядите со стороны?» – эта фраза может помочь вам в борьбе с хамством, как утверждает Владината Петрова. Также можно использовать метод Эриксона: начните рассказывать «о ком-то», чьё поведение очень похоже на поведение вашего агрессора в данный момент.
Призовите невидимых свидетелей
«Как бы вы себя вели, если бы здесь был … ?» Яркий пример работы этого метода – дети, которые быстро успокаиваются, когда им обещают рассказать об их поведении родителям.
Не говорите о себе
Если вы начнёте говорить о себе, у агрессора будет возможность использовать это как основу для своих шуток и колкостей. Если вы ничего о себе не говорите – шутить не над чем. Говорите об агрессоре или людях вообще, обобщенно.
Намекните на неадекватность агрессора
Люди со здоровой психикой и нормальной самооценкой не будут хамить без причины. Не говорите агрессору прямо, что он ведёт себя не вполне адекватно – это только разожжет конфликт. Но сделать аккуратный намёк стоит. Может быть, он правда слишком возбужден или на нервах, но сможет собраться, когда поймёт это.
«То, что вы мне приписываете, – только в вашем воображении»
Повторите высказанный вам упрёк и уверенно сообщите, что это только плод воображения агрессора и никакого отношения к действительности данные слова не имеют.
«Что вас заставляет…?»
Спросите агрессора, что заставляет его вести именно так, а не иначе? Это введет его в замешательство. Скорее всего, он сразу же прекратит свои выпады.
Опишите раздражающие вас действия
Вы можете нейтрализовать многие хамские выходки, если просто опишите их словами. Тем самым вы прямым текстом укажете человеку на то, что кажется вам неприемлемым.
Держите дистанцию
«Умение держать дистанцию во многом заключается в способности не произносить определенные слова или не выполнять действия, которых от вас требуют, если они носят для вас унизительный характер», – так комментирует сей прием сама Владината.
«Вы всегда такой или только по воскресеньям?»
Задав такой вопрос, вы обезоружите агрессора и дадите ему повод задуматься. Далее все просто – наблюдайте за неубедительными попытками оппонента выкрутиться.
И еще кое-что: не поддавайтесь на провокации поддерживать разговор на повышенных тонах, ведь именно этого агрессор и добивается. Не тратьте свою энергию на подобные вещи. И постарайтесь в процессе общения использовать более мягкие приемы, никогда не передразнивайте человека и не упрекайте его в том, чего не сможете доказать, иначе сами можете попасть в незавидное положение.
Теперь вы сможете противостоять агрессору и защитить себя от словесной атаки. Но, конечно же, не исключены ситуации, когда озвученные методы не подойдут. Чтобы научиться мастерски устранять любые недопонимания, пройдите наш курс «Конфликтология». Уверены, из него вы сможете взять для себя немало полезного.
Желаем успехов и хороших отношений с окружающими!