«Лучше один раз увидеть, чем 300 раз услышать». Вряд ли кто-то еще не знаком с этой присказкой. А те, кому по роду деятельности приходится что-то объяснять другим, уже многократно оценили ее мудрость. Действительно, можно до бесконечности что-то объяснять «на пальцах», а можно подыскать наглядный пример, как это «что-то» примерно должно выглядеть, и все становится предельно ясно.
Вот этот пример, как что-либо должно выглядеть, и есть референс. В принципе, можно не искать готовый пример, а изобразить прообраз будущего изделия, картинки, здания, сайта самостоятельно, если вы умеете рисовать. Если не умеете, специально для вас у нас имеется короткий бесплатный курс «Рисование. Как научиться рисовать: уроки для начинающих».
А чтобы вы не боялись учиться чему-то новому ни в каком возрасте, для вас разработана программа «Лучшие техники самообразования». Очень рекомендуем найти для изучения данной программы время и возможности, а пока давайте подробнее поговорим о том, что такое референс.
Референс – что это?
Термин «референс» является прямым переводом английского reference, что означает «ссылка», «справка». Это некое изображение, к которому отсылают, чтобы уточнить детали и нюансы задания, замысла, идеи. Другими словами, когда речь не идет о том, чтобы что-то скопировать или воспроизвести, а о том, чтобы сделать, например, коллекцию одежды в винтажном стиле, построить здание в стиле хайтек, выпустить куклу в стиле «Барби», но не «Барби», а просто в таком вот «девчоночьем» стиле.
В принципе, термин «референс» применим не только к визуализации идей. Аналогичным образом можно сориентировать композитора, пишущего музыку на заказ, если вам нужно нечто в стиле Scorpions, но для баяна и балалайки. Или писателя, заказав ему нечто в духе романа «Война и мир», но покороче раз в 10-15. Однако наиболее распространены референсы для рисования и прочей визуализации. И именно данное понимание референса на сегодняшний день детализировано более всего.
В данном контексте референс – это вспомогательное изображение, рисунок, фотография, который выдается исполнителю перед началом работы над проектом с целью облегчить ему задачу и исключить недопонимание, что именно должно быть получено в конечном итоге. Как было замечено выше, референс нужен не для копирования, а для понимания общей направленности действий, как некий опорный материал, отражающий главную суть задачи.
Где применяются референсы?
Как вы уже поняли, референсы применяются везде, где нужен образец для создания чего-либо: картины, дизайна, макета, музыки, описания, литературного произведения. Так или иначе, в большинстве случаев применение референса связано с темой искусства или некими смежными отраслями, где обязательно должен быть элемент творчества.
Это может быть разработка макета листовки для печати или эскиза будущего здания. Это может быть дизайн квартиры или экстерьер садового участка. Референсы персонажей нужны для будущих виртуальных и компьютерных игр. Референсы широко задействуют в своем творчестве 3D-дизайнеры, иллюстраторы, графические дизайнеры.
Референсы применяются для изображения в общих чертах будущего автомобиля, корабля, самолета, ракеты, станка с числовым программным управлением, робототехнической конструкции.
Проще говоря, референс поможет и сориентироваться с формой там, где это самое главное, и подобрать оптимальную форму под будущее содержание. И, конечно, без такого понятия, как «референс», невозможно представить сферу изобразительного искусства и портретной живописи. Мы еще со школьных уроков рисования помним, как тренировались рисовать «с натуры».
Роль «натурщика» мог выполнять любой предмет в зависимости от уровня фантазии школьного учителя рисования. Иногда натурщиком становился кто-то из одноклассников, но это больше одного раза за свою школьную преподавательскую карьеру мало, кто из учителей решался делать, потому что урок и последующее обсуждение результатов зарисовок превращались в бесконечный смех.
Научить хорошо рисовать человека с натуры в рамках школьных уроков рисования вряд ли возможно. Это достаточно сложный уровень, требующий многомесячных тренировок. Вы можете попытаться к нему приблизиться, если пройдете наш курс «Рисование», а также изучите, какие бывают мужские и женские референсы, референсы поз и лиц, референсы одежды и многие другие образцы для ориентира, пока не научитесь фантазировать и воплощать свои художественные фантазии самостоятельно.
Думается, вы уже поняли, что референсы как таковые и референсы людей в частности – это то, что лучше один раз увидеть, чем 300 раз прочитать (услышать). Поэтому перейдем к наглядным примерам референсов и практическим советам для тех, кто хотел бы научиться этому искусству. И акцентируем ваше внимание еще раз, что референс – это не для копирования или срисовки «один к одному», даже если это фотография, которую нужно взять за основу будущего рисунка.
Референс – это направление художественной мысли и художественного поиска, общее представление о том, что и в каком стиле должно получиться в итоге. Учитывая, что рисовать людей, пожалуй, сложнее всего, остановимся на этой теме подробнее.
Референсы людей
Люди очень разные, поэтому и референсы людей имеют бесчисленное множество вариантов. Нужно ли вам изобразить мужчину или женщину, портрет или человека в полный рост, будет ли это референс сидя или стоя, везде есть свои нюансы. Общее, пожалуй, лишь то, что художнику желательно понимать особенности анатомии человека. Просто потому, что ему предстоит не срисовывать изображение точь-в-точь, а творчески интерпретировать, поэтому крайне важно, чтобы положение тела человека выглядело естественным. Рассмотрим примеры референсов людей и особенности их изображения.
Референсы девушек
Девушки прекрасны и очаровательны, поэтому и желание их изобразить возникает у художников в самых разных ситуациях. Референсы девушек нужны разработчикам для того, чтобы придумать героиню новой компьютерной игры, и художникам-мультипликаторам, чтобы создать новый мультфильм.
Референсы девушек нужны парням, чтобы сделать портрет любимой, и девушкам, чтобы сделать свой автопортрет для «аватарки». Говорят, что скоро ожидается бум пластических операций под девизом «сделайте меня похожей на мой аватар». Итак, что же нам предложит Google животворящий, если мы запросим у него референсы девушек?
Во-первых, можно найти интересные коллекции на Pinterest, специальном ресурсе, предназначенном для обмена фотографиями [В. Пасична, 2021]. Тут есть девушки и девочки в самой разной одежде, днем и поздним вечером, стоя и сидя, глядя прямо в камеру и куда-то вдаль:
Во-вторых, такие подборки делают на специализированных сайтах, посвященных рисованию [shutnikov.club, 2019]. Тут есть как обычные фото-референсы, так и схематические подсказки, как делать референсы лица, в том числе, если девушка в очках:
И, наконец, можно перейти по результатам поиска Google в раздел «Картинки» и там найти референсы тела, с которых можно рисовать хоть принцессу-воина, хоть школьницу, хоть миловидную барышню в неглиже:
Отдельная тема – это эмоции и референсы для них. Девушки весьма эмоциональны, и спектр эмоций может быть весьма широк. Современные подборки референсов позволят выбрать именно тот оттенок эмоций, который наиболее уместен для той или иной ситуации, в которой нужно изобразить девушку:
И, конечно, тема не будет раскрыта полностью, если мы не поговорим на тему референса девушек с цветами. Интересные подборки можно найти в Telegram, в том числе в десктоп-версии [ProCreate, 2021]. Это не просто изображение девушек с букетом цветов. Это самые изысканные вариации венков, цветочных украшений, цветов как элементов декора гардероба и много чего другого:
Что ж, прекрасной половине человечества мы внимание уделили, теперь давайте поговорим про мужские референсы.
Референсы парней
Сильный пол традиционно воспринимается как образец силы и ловкости, мужественности и надежности, готовности к риску и экстриму. И, какой бы мы ни взяли референс, мужчина именно так и представлен: сильный, ловкий, мужественный. Где таких найти?
Во-первых, на Pinterest [К. Драйман, 2020]. Тут есть все: от ретро-стиля и романтиков с гитарой, уходящих по шпалам вдаль, до крепких «качков» топлес, вызывающих своей фигурой легкую зависть доброй половины мужского населения и раздражение злой половины того же мужского населения:
Во-вторых, мужские референсы предлагают специализированные сайты, посвященные художественному творчеству [dtf, 2021]. Они могут круто выручить, если вам нужен, к примеру, прообраз супергероя для компьютерной игры:
Кроме того, можно найти мужские референсы с движениями из различных видов спорта:
Создавая референс фигуры в движении или прообраз будущего супергероя, важно помнить про референсы рук, потому что они тоже являются важной деталью общей картины:
И если движения мужчин могут быть разнообразны и интересны, эмоции и референсы парней с эмоциями обычно не такие яркие. Вплоть до того, что аниме референсы идут с подписью, где и какая эмоция изображена [anime.goodfon, 2021]. Впрочем, некоторые проявления настроения вполне понятны и очевидны:
Зато на примере мужчин очень удобно изучать референсы головы. Ввиду того, что мужская голова без волос выглядит привычнее, чем лысая женская, референсы головы чаще изображают на примере мужчин:
Кстати, такое изображение без волос позволяет лучше разобраться с анатомическими особенностями и точнее передать положение головы для готовой картинки. Однако это не значит, что окончательное изображение тоже должно быть без волос. Независимо от того, где вы брали референс головы, вы всегда можете дополнить его прической, даже самой экзотичной, на свое усмотрение:
Большую подборку мужских и женских причесок, которые можно взять за образец, можно найти на специализированных сайтах, посвященных изобразительному искусству [flomaster.club, 2021]. Таких подборок становится все больше, и скоро парикмахерские страны ждет нашествие посетителей с просьбами «сделайте мне на голове точно такое же».
Думается, теперь вы более наглядно увидели, что в качестве референса или опорного изображения может выступать как рисунок, так и схематический набросок, так и фотография. Что именно примут за образец, зависит исключительно от того, какой вариант лучше передает замысел.
Если в принципе в реальности уже существует то, что нужно передать на готовом конечном изображении, референсом может выступить фотография. Если же нечто изобретается «с нуля», тогда обычно в качестве референса выступает схематический набросок или рисунок.
Проще говоря, если нужно нарисовать портрет человека, лучше взять за основу его фотографию, а если нужно разработать новую компьютерную игру, более уместными видятся нарисованные референсы персонажей. И сейчас, когда вы поняли все эти нюансы, остается один вопрос: как научиться?
Референсы: как научиться?
Напомним, что сегодня мы решили поговорить про референсы для рисования, поэтому на все остальное отвлекаться не будем. В свою очередь, вопрос «как научиться» нужно разобрать на два аспекта:
- Как научиться делать референсы?
- Как научиться работать с референсом и не стать его заложником?
Другими словами, мы разберемся, что нужно, чтобы создать адекватный и информативный референс для исполнителя вашего заказа. И что нужно, если этот исполнитель – вы сами.
Напомним еще раз, референс – это не копипаст. Даже рисование с натуры предполагает творческое осмысление и акцент на деталях, которые, возможно, не слишком бросаются в глаза обывателю, но очень о многом говорят профессионалу. А если речь идет об использовании референса, это замечание актуально вдвойне.
Вы уже знаете, что научиться рисовать поможет наш бесплатный курс «Рисование. Как научиться рисовать: уроки для начинающих» и программа «Лучшие техники самообразования». Но, разумеется, советы сторонних специалистов в деле создания референсов тоже могут быть полезны.
И, пожалуй, для начинающих наиболее полезной будет статья «Как работать с фото-референсом» [С. Смирнов, 2020]. Здесь изложены основные нюансы, как сделать подходящий фото-референс, с которого будет удобно рисовать, и при этом не стать рабом своего же творения, когда вы теряете возможность творчески развить идею.
Статья ссылается на опыт американского художника Рона Лемена, долгое время преподававшего в художественной академии в Лос-Анджелесе. Вот основные советы всем, кто создает референсы и работает с референсами:
- Моделью для фото-референса может быть кто угодно, даже если у этого «кого-то» нет ни грамма актерских способностей. Главным режиссером остается художник, и от него зависит больше, чем от модели.
- Нужно всегда следить за уровнем, на котором находятся глаза, во время фотосъемки. Если нужно отснять несколько моделей, которых планируется объединить в одном сюжете, следует снимать под одинаковым углом, с одинаковой высоты, лучше со штатива, и с одинаковым освещением.
- Если съемки разных моделей ведутся в разное время, следует контролировать, чтобы на фото была одинаковая цветопередача и «цветовая температура». Визуально «цветовая температура» выражается в специфике освещенности от холодного синего до теплого желтого цвета.
- Сложный сюжет следует выполнить в разных вариантах с тем, чтобы можно было выбрать оптимальный.
- Если в конечном замысле планируется передать движение, лучше снимать не фото, а видео, которое потом можно просмотреть в замедленном режиме и сделать нужные стоп-кадры. Впрочем, такая подготовка позволит сделать более живым и портрет, и прочие статичные сюжеты.
- Если приходится работать с референсом, нюансы съемки которого неизвестны, следует постараться их «додумать». Это позволит легче «войти в тему» и творчески интерпретировать идею.
- При работе с референсом нужно всегда помнить, что черный цвет, как его видит камера, в реальности не такой темный, а белые блики, как их сняла камера, не такие белые, и эти оттенки тоже нужно интерпретировать с творческим подходом.
- Снимая референс, держать камеру нужно на таком же расстоянии от модели, на каком расстоянии от «картинной плоскости» на рисунке планируется изобразить модель.
- При построении композиции задействовать линию горизонта и плоскость земли, построив «сетку», чтобы правильно расположить элементы картинки в пространстве.
- Помнить, что референс – это ориентир, а не догма. Мыслить следует творчески: менять ракурс, поворот головы, добавлять и убирать детали и т.д.
Чтобы было понятнее, что имеется в виду, в качестве иллюстрации показан пример, как художник Гарри Андерсон творчески переосмыслил референс, работая над изображением Иисуса Христа:
Внимательно присмотревшись, можно увидеть, что тут соблюдены все пункты с первого до последнего. И в качестве модели задействован явно не профессионал, и на конечном изображении иной ракурс, чем на референсе, и пространство продумано весьма детально.
Да, и чтобы понять, как задействовать линию горизонта, плоскость земли и построить «сетку», следует изучить следующий рисунок:
Масштаб и величина ячеек «сетки» могут быть любыми. Главное, чтобы сетка была. Узнать больше можно, посмотрев мини-уроки непосредственно от Рона Лемена. Например, мини-урок Color and Light Theory with Ron Lemen:
Или, к примеру, мини-урок Figure Construction Promo With Ron Lemen:
В принципе, онлайн-образование открывает для всех нас доселе невиданные и немыслимые границы, чем стоит воспользоваться.
Немало полезных советов можно найти в обзоре How to use reference images: 13 essential tips for artists («Как использовать референс: 13 важных советов художникам») [J. Hardesty , T. May , 2020]. Все 13 советов приводить не будем, потому что многие «пересекаются» с вышеприведенными. А вот про некоторые обязательно упомянем.
Так, авторы советуют «искать странности» на фото и понимать, что камера может искажать пространство, а художник – нет. Кроме того, в обзоре содержится совет всегда следить за соблюдением авторских прав. В этом контексте самостоятельная подготовка референса для будущей работы не только облегчит работу, но и позволит избежать возможных претензий со стороны авторов готовых изображений. Как делать референсы даже для самых футуристичных идей, авторы тоже рассказывают и даже делятся своими наработками:
И, пожалуй, стоит порекомендовать еще одну статью, которая наглядно и подробно рассказывает про то, «как не срисовывать» один к одному [Pixel, 2020]. Там вы найдете конкретные визуальные примеры, как можно интерпретировать референс и что из этого может получиться:
Помимо готовых идей, какими деталями можно дополнить референс, вы поймете, как менять ракурс «у себя в голове» прежде, чем получится готовое изображение. Для того, чтобы с этим всем разобраться, нужно читать и практиковаться, а основные советы из статьи мы продублируем здесь.
Топ-6 советов по работе с референсами:
- Помнить, что референсы нужны исключительно для более предметного знакомства с объектом, а не для слепого подражания.
- Никогда не срисовывать референс под копирку.
- Работа с референсом в режиме принтера не принесет ни пользы, ни творческого удовлетворения.
- Всегда экспериментировать с ракурсом.
- Изучать анатомию, если есть намерение рисовать людей.
- Изучать перспективу и светотень, если в принципе есть намерение рисовать.
Все теоретические знания, необходимые, чтобы начать рисовать, вы получите на нашем курсе «Рисование». А первый шаг вы уже сделали, прочитав нашу статью, где мы попытались объяснить, что такое референс простыми словами.
Мы желаем вам творческого вдохновения, творческих побед, творческой самореализации и просим ответить на вопрос по теме статьи: