Почему мы зеваем? Из школьного курса биологии нам известно, что с помощью зевка мы восполняем дефицит кислорода, возникший в организме в силу каких-либо причин: жары, стресса, недостаточной продолжительности сна, перегрева или перенапряжения головного мозга.
Тогда почему мы зеваем, когда зевают люди рядом с нами? А вот для ответа на этот вопрос нам понадобятся знания не только из биологии, но и из нашей программы «Психическая саморегуляция». Прохождение программы займет полтора-два месяца, а кое-какую ясность в данный вопрос мы внесем уже сегодня.
Итак, почему зевота «заразна»?
«Заразная» зевота: физиологические основы
Вопрос насчет того, «заразна» ли зевота и почему мы зеваем, когда зевают другие, возникает не только у простых обывателей. Этой теме посвящены серьезные научные исследования. В итоге была выяснена нейронная основа «заразной» зевоты [B. Brownet al., 2017].
Частая зевота, возникающая тогда, когда зевает кто-то рядом, связана с работой зеркальных нейронов. Ученые считают «заразную» зевоту разновидностью эхо-симптома. Уточним, что эхо-симптом – это непроизвольная имитация или повторение слов, действий, движений, мимики окружающих.
Традиционно выделяют несколько основных эхо-симптомов:
- Эхолалия, она же эхофразия или эхопалилалия – повторение чужих слов и предложений.
- Эхография – многократное записывание одного и того же слова или предложения.
- Эхопраксия – копирование увиденных действий.
- Эхокинез или эхокинезия – имитация чужих движений.
- Эхомимия – имитация чужой мимики.
- Эхолалиоплазия – копирование чужих жестов.
Если повторы носят навязчивый характер, врачи считают это признаком психопатического расстройства. Подобные явления наблюдаются при кататонической шизофрении и синдроме Туретта [C. Ganos et al., 2012].
«Зеркальную» зевоту в список патологий не вносят, однако общность природы возникновения позволяет считать ее разновидностью эхо-симптомов. Выяснено, что возникновение эхо-симптомов, в том числе «заразной» зевоты, связано с растормаживанием системы зеркальных нейронов человека и повышенной возбудимостью моторных областей коры.
Ученые исследовали нервную основу «заразной» зевоты с помощью транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС).
Для справки: ТМС основана на стимуляции нейронов головного мозга с помощью переменного магнитного поля и последующей регистрации ответов на стимуляцию с помощью электромиографии. Сущность ТМС заключается в возникновении при воздействии сильного магнитного поля деполяризации мембран нервных клеток.
Так, 36 добровольцев из числа взрослых людей просмотрели видеоклипы, в которых было показано, как другой человек зевает. Разным группам испытуемых в разных блоках эксперимента было предложено либо сопротивляться зевоте, либо позволить себе зевать. Участников снимали на видео, а их зевки (сделанные и сдержанные) подсчитывались [B. Brownet al., 2017].
ТМС была использована для количественной оценки двигательной возбудимости коры и физиологического торможения для каждого участника, а затем эти измерения использовали для прогнозирования склонности к заразной зевоте среди участников. Показательно, что инструкция сопротивляться зевоте усилила желание зевать, но при этом не изменила индивидуальную склонность к «заразной» зевоте.
Ученые выяснили, что индивидуальная изменчивость склонности к «заразной» зевоте определяется корковой возбудимостью и физиологическим торможением в первичной моторной коре. Далее эти показатели использовались для прогнозирования склонности участников к «заразной» зевоте. Как оказалось, на основе данных показателей можно прогнозировать, будет ли постоянная зевота преследовать человека каждый раз, когда зевают окружающие, или он окажется в состоянии сколько-то сопротивляться такому «соблазну».
Помимо работы зеркальных нейронов, обнаружены механизмы обработки «заразных» моторных программ, действующие независимо от сети зеркальных нейронов. В одном из экспериментов при помощи МРТ удалось выяснить, что, когда человек смотрит видео, на котором кто-то зевает, у него активируется область в вентромедиальной префронтальной коре [F. Nahab et al., 2009]. Как видим, «заразная» зевота, ее причины – это достаточно обширная тема.
Итак, мы в самых общих чертах разобрались с физиологической основой явления. Мы выяснили, почему зевота «заразна» у человека, однако есть исследования, доказывающие, что такая склонность к «отзеркаливанию» зевания наличествует и у взрослых особей шимпанзе [J. Anderson et al., 2004].
Но это еще не все. Оказывается, данная физиологическая реакция может иметь психологические корни. И это тоже очень интересно!
«Заразная» зевота: немного эмпатии
Да, как выяснилось, зевота тем «заразнее», чем больше человек склонен к эмпатии. Как подсчитано в ходе исследований, «заражаться» зевотой склонны более 60% здоровых людей [S. Platek, 2010]. Оказалось, что это примитивное выражение социального познания, а именно эмпатии.
Восприимчивость к «заразной» зевоте напрямую коррелирует со скоростью узнавания собственного лица, обработки мыслей, а также активацией в областях мозга, связанных с социальными когнитивными процессами. В итоге был сделан вывод, что «заразная» зевота может быть эволюционным процессом, который породил более высокий уровень социального познания у определенных видов.
Исследования не ограничились этими выводами. В дальнейшем ученые провели масштабный эксперимент на тему Contagious yawning, empathy, and their relation to prosocial behavior («Заразная» зевота, эмпатия и их связь с просоциальным поведением») [A. Franzen et al., 2018].
Для справки: Просоциальное поведение – это добровольное поведение, которое приносит пользу другим людям. Например, волонтерство, сотрудничество, взаимопомощь, совместное использование чего-либо, дарение и т.д.
В исследовании, призванном выяснить наличие или отсутствие взаимосвязи между «заразной» зевотой, эмпатией и просоциальным поведением, приняли участие две группы студентов численностью 171 и 333 человека. Для начала у всех участников эксперимента замерили уровень эмпатии с помощью индекса межличностной реактивности. Далее испытуемым было предложено посмотреть видео, на которых люди зевают, смеются, чешутся.
Их реакцию записывали на видео, а затем сопоставляли, какие моменты видео вызывали у студентов наибольший отклик. Оказалось, что четкая корреляция наблюдается лишь между эмпатией и «зеркальной» зевотой. Участники исследования, которые зевали в ответ на зевоту других, ранее продемонстрировали более высокие значения эмпатии (примерно на половину стандартного отклонения).
Правда, ученым в этом эксперименте не удалось установить какой-то однозначной связи между склонностью к «заразной» зевоте и просоциальному поведению. Возможно, это отчасти объясняется тем, что «заразная» зевота наиболее часто встречается между друзьями и членами семьи, которым мы чаще всего и готовы помогать, дарить, оказывать моральную поддержку и т.д. Во всяком случае, именно к такому выводу пришли ученые, которые исследовали «слуховую заразную зевоту», т.е. зевоту, которую можно услышать [I. Norscia et al., 2020].
Было исследовано порядка 300 случаев «слуховой зеркальной зевоты». При помощи GLM-модели ученые проверили влияние внутренних особенностей (пола и возраста) и социальных связей (от незнакомцев до членов семьи) на зевоту.
Для справки: GLM-модель, или Generalized linear mixed model – это обобщенная линейная смешанная модель, в которой линейный прогностический показатель содержит случайные эффекты в дополнение к обычным фиксированным эффектам.
Индивидуальная идентичность субъектов была включена в качестве случайного фактора. Социальная связь в значительной степени предсказывала возникновение «слуховой зеркальной зевоты», которая была самой высокой между друзьями и членами семьи. Также наблюдалась гендерная предвзятость: женщины чаще всего реагировали на зевоту окружающих, чем мужчины.
Эти результаты подтверждают, что социальные связи сами по себе являются одним из основных факторов различий в скорости передачи зевоты между людьми, что подтверждает гипотезу эмоциональной предвзятости. Кроме того, ученые не исключают, что «зеркальная» зевота в какой-то степени связана с избирательным вниманием, преимущественно направленным на знакомые лица.
Правда, не все ученые полностью согласны с такими выводами. Так, можно встретить предостережения, что «заразную» зевоту нельзя приравнивать к эмпатии [J. Massen, A. Gallup, 2017]. Даже если среди склонных к эмпатии людей «заразная» зевота встречается чаще, это еще не повод сделать однозначный вывод, что все восприимчивые к чужой зевоте люди склонны к эмпатии.
Были попытки и вовсе опровергнуть эту взаимосвязь и то, что у ярко выраженной «заразной» зевоты причины в эмпатии. Пока что это отчасти удалось в ходе экспериментов, проведенных с собаками [P. Neilands et al., 2020]. Исследователи решительно заявили, что у собак нет гендерной предвзятости и просоциальных убеждений. Насколько корректно экстраполировать результаты эксперимента с собаками на людей, вопрос открытый.
Интересно, что в ходе аналогичных исследований, проведенных с павианами, все «человеческие» закономерности полностью подтвердились. Вплоть до того, что самки активнее «отзеркаливали» зевоту, чем самцы, чем подтвердили наличие гендерной предвзятости [E. Palagi et al., 2009].
Есть и другие не менее интересные исследования, демонстрирующие влияние различных особенностей человека на его склонность к «заразной» зевоте. Так, в ходе одного из исследований оказалось, что беременные женщины более склонны зевать, когда зевают окружающие, чем не беременные [A. Moroni et al., 2021].
Еще в одном исследовании выяснилось, что участники с меньшей вероятностью проявляли «заразную» зевоту по мере увеличения их возраста [A. Bartholomew, E. Cirulli, 2014]. В целом, эти результаты вполне объяснимы с точки зрения вышеприведенных данных. Так, беременные женщины в силу своего гормонального статуса более эмоциональны, чем не беременные. А с возрастом люди обычно становятся более сдержанными в эмоциях, чем в молодости.
Как видим, тема взаимосвязи эмоций, эмпатии и «заразной» зевоты весьма занимательна и многогранна. Однако нам придется еще раз вернуться к физиологической составляющей процесса, иначе мы рискуем кое-что упустить. Вполне возможно, что все гораздо проще, чем можно было бы думать, изучив многочисленные исследования по данной теме. Поэтому давайте изучим еще одно.
Зевота и «заразная» зевота: что общего?
Мы начали нашу статью с того, что с помощью зевка мы восполняем дефицит кислорода, возникший в организме в силу каких-либо причин: жара, стресс, недостаточная продолжительность сна, перегрев головного мозга. Так вот оказывается, что изменение температуры шеи изменяет «заразную» зевоту у людей [V. Ramirez et al., 2019]. Проще говоря, перегрев заставляет нас зевать не только «самих по себе», но и активнее «откликаться», если зевает кто-то рядом.
Выражаясь научным языком, функция зевоты охлаждает мозг, вымывая гипертермическую кровь из черепа, одновременно обеспечивая более прохладное артериальное питание. Поэтому ученые решили проверить, как манипуляции, направленные на изменение температуры сонной артерии, влияют на «заразную» зевоту у людей. Уточним, что сонная артерия напрямую влияет на температуру внутри черепа.
По указанию ученых участники эксперимента плотно прижимали к шее прямо над сонными артериями грелку с теплой водой (46°C), холодной водой (4°C) или водой комнатной температуры (22°C) на протяжении 5 минут. Термографическая визуализация подтвердила, что эти манипуляции вызывали прогнозируемые изменения температуры в верхнемедиальной орбитальной области.
Менее половины (48,5%) участников в состоянии охлаждения сообщили о желании зевать, когда зевают другие, в то время как это желание было выражено подавляющим большинством участников в состоянии согревания (84,8%). Кроме того, наблюдалась трехкратная разница в среднем количестве зевоты на участника в условиях охлаждения и нагревания (0,364 по сравнению с 1,121) [V. Ramirez et al., 2019].
Эти результаты согласуются с предыдущими исследованиями, указывающими на то, что зевота действует как компенсаторный механизм охлаждения мозга. При этом полученные результаты наглядно демонстрируют, что данный вывод можно распространить как на ситуацию «обычной» зевоты, происходящей по собственной «инициативе», так и на ситуацию «заразной» зевоты.
Все, что мы рассмотрели выше – «заразная» зевота, причины – касается взрослых людей. А вот насколько склонны «заражаться» зевотой дети? Это тоже весьма познавательная тема.
«Заразная» зевота у детей
Когда ваш малыш сладко зевает и потягивается, так хочется тоже зевнуть и отправиться спать. Но нет, нас еще ждет масса дел: сделать уборку, постирать белье, приготовить ужин и т.д. И вот когда вы уже буквально падаете с ног и зеваете на ходу, ваш карапуз как раз успевает выспаться и теперь готов орать хоть всю ночь.
Можно ли его как-то «заразить» своей зевотой, чтобы он успокоился и тоже лег спать еще хотя бы часиков на 6-7? Не тут-то было! И это не только ваше персональное наблюдение. И не только ваших подруг, знакомых, бабушек и дедушек. С этим выводом полностью согласны ученые.
Как показало весьма масштабное исследование, ни младенцы, ни дети младшего школьного возраста не зевают, когда зевает их мама. В основу исследования положено наблюдение матерей за своими детьми с фиксацией обстоятельств, при которых им удалось увидеть, как зевает малыш. Подробное описание хода и фиксации результатов эксперимента можно изучить в обзоре Neither infants nor toddlers catch yawns from their mothers [A. Millen, J. Anderson, 2010].
Мы долго задерживаться на деталях эксперимента не будем, а сразу скажем самое главное: ученые пришли к выводу, что заражаться зевотой «по-взрослому» дети начинают лишь с 11-12 лет. Разумеется, были сделаны все поправки на продолжительность сна, физическую усталость, пассивность и активность у детей в исследуемых группах.
Уточним, что тут речь шла об эксперименте 2010 года, построенном на основе наблюдения мам за своими детьми. А вот более поздний эксперимент, построенный на основе наблюдений за детьми в группах во время занятий, показал, что склонность к «заразной» зевоте проявляется уже в дошкольном возрасте [G. Cordoni et al., 2021].
Чем обусловлена такая разница в выводах ученых? Методикой сбора данных или тем, что за прошедшие 10 лет что-то изменилось в обществе и дети стали немножко другими? Напрямую сравнивать исследования, проведенные разными методами, несколько затруднительно. Однако если хорошо подумать, можно прийти к выводу, что они не особо противоречат друг другу.
Быть может, сидя дома и общаясь только с мамой, дети менее склонны «заражаться» зевотой, нежели находясь в социуме среди ровесников. Правда, выше мы ознакомились с выводами ученых, что «заразная» зевота в наибольшей степени «охватывает» как друзей, так и членов семьи [I. Norscia et al., 2020]. Но, как мы помним, эти выводы были сделаны относительно взрослых людей. То, что детские реакции, как физические, так и эмоциональные, могут заметно отличаться от взрослых, известно и ученым, и любым родителям.
Что еще можно добавить к вышесказанному? Мы рассмотрели все, что касается «заразной» зевоты, применительно к здоровым людям. Однако мы помним, что навязчивые эхо-симптомы возникают при некоторых психических расстройствах. В частности, при кататонической шизофрении и синдроме Туретта [C. Ganos et al., 2012].
Кроме того, внимание ученых сосредоточено на проблеме «заразной» зевоты у детей с расстройством аутистического спектра. Долгое время господствовала гипотеза, что дети-аутисты менее склонны «заражаться» зевотой из-за того, что у них снижен уровень эмпатии. Однако современные исследования показывают, что дело, скорее, в особенностях когнитивного развития и, в частности, в способности к самостоятельной концентрации внимания.
Когда детям с расстройством аутистического спектра давали прямое указание внимательно смотреть на лицо зевающего человека, оказалось, что дети-аутисты точно так подвержены «заразной» зевоте, как и их нормотипичные сверстники [M. Helt et al., 2020].
Если же такого указания не поступало, аутисты действительно демонстрировали меньшую склонность «заражаться» зевотой, чем дети с типичным развитием. Помимо этого, несколько чаще аутисты демонстрировали «заразную» зевоту в случае, если им предлагалось понаблюдать за зевающими родителями, чем за посторонними людьми. Таким образом, с эмпатией у детей с аутизмом все оказалось не так уж плохо. Добавим, что исследование проводилось с участием детей в возрасте от 5 до 17 лет [M. Helt et al., 2020].
Это самое интересное, что мы хотели вам поведать о «заразной» зевоте в целом и у детей в частности. Подытожим физиологические и психологические факторы, «ответственные» в разной степени за «заразную» зевоту и повышающие шансы на ее возникновение:
- Работа зеркальных нейронов.
- Активация области в вентромедиальной префронтальной коре.
- Высокий уровень эмпатии.
- Наличие социальных связей, дружеских и родственных.
- Беременность.
- Молодой возраст.
К слову, если ваши детки очень уж заразительно зевают, можете перед сном почитать им стихотворение, которое написал Сергей Михалков: «Дремота и зевота» (читать здесь). Так вы все уснете намного скорее и обязательно увидите приятные сны, чего мы вам искренне желаем! А пока вы не уснули, мы напоминаем, что будем рады видеть вас на нашей программе «Психическая саморегуляция», и просим ответить на вопрос по теме статьи: