Итак, что же это за пять «почему» от компании Toyota? И почему этот вопрос стоит задавать всем, да еще и пять раз подряд? Пять почему – это метод поиска причинно-следственных связей и первопричин технических проблем, разработанный в компании Toyota и позволяющий решить самую запутанную проблему за пять шагов.
В основе метода лежит вопрос «Почему?», который нужно задавать до тех пор, пока не будет найдена основная причина технической проблемы или поломки. В чем же суть метода «5 почему», внедренного впервые в компании Toyota, и чем он отличается от прочих техник анализа проблем и методов поиска причинно-следственных связей?
Суть метода «5 почему»
Суть метода в том, чтобы не останавливаться в момент, когда будет найдена прямая причина технической неисправности, а продолжать искать, если можно так выразиться, «причину причины» неисправности. Условно говоря, когда выяснилось, что машинное масло протекло из-за прохудившейся прокладки, нужно не просто поменять прокладку, а понять, почему протекла прокладка, т.е. задать следующий вопрос «Почему?»
А после этого нужно снова спросить, почему прокладка не выдержала нагрузки, почему она оказалась недостаточно прочной, и почему отдел снабжения поставляет именно такие прокладки. Тогда станет ясно, что первопричиной утечки машинного масла является поставка прокладок с неподходящими для данного типа нагрузок характеристиками. И нужно не просто менять прокладки, а менять схему поставок комплектующих в части обеспечения запасными прокладками.
Цифра «5» взята, потому что абсолютное большинство технических неисправностей становятся ясны именно через пять вопросов «Почему?» Бывает, что в простых случаях первопричина находится за 2-3 шага. Бывает, что в особо сложных случаях нужно 7-8 вопросов. Бывает, что причина имеет комплексный характер, и для каждого аспекта причины проблемы нужно задать свои отдельные вопросы «Почему?» Однако в среднем достаточно пяти вопросов, чтобы дойти до истины.
Таким образом, пять вопросов «Почему?» (Why?) приведут к ответу, как (How?) исправить возникшую проблему. Поэтому метод «5 почему» часто описывают формулой:
5W = 1H
Как мы уже знаем, для отдельных задач число может быть больше или меньше пяти, однако суть подхода остается одинаковой и алгоритм действий тоже совпадает. Рассмотрим алгоритм работы метода.
Алгоритм метода «5 почему»
Итак, как выглядит алгоритм метода «5 почему»? И как нужно действовать, чтобы наиболее эффективно воспользоваться потенциалом метода?
Как работать по методу «5 почему»:
- Сформулировать несоответствие или проблему, которая требует решения. Когда проблема является сложной или комплексной, необходимо привлечь нескольких экспертов, потому что от точности изначальной формулировки, т.е. первого «Почему?» зависит поиск ответов на вопрос.
- Найти и записать все возможные ответы на первый вопрос «Почему?», выяснить, какой из ответов является релевантным. Другими словами, найти прямую причину проблемы или несоответствия ожиданиям.
- Задать второй вопрос «Почему?» применительно к выявленной прямой причине проблемы, найти все возможные ответы на него и выяснить, какой из ответов является рабочим в данном случае. Повторить действие требуемое количество раз, пока не будет найдена первопричина проблемы.
- Если сразу найти единственно правильный ответ невозможно, следует проводить дальнейшую детализацию с постановкой вопроса «Почему?» к каждой из возможных причин и перечнем возможных ответов.
- После того как будет сделана полная детализация, сделать пересмотр всех выявленных причин. Может оказаться, что один и тот же вариант ответа повторяется несколько раз применительно к ответам на разные уровни детализации вопроса «Почему?»
Применительно к технической сфере деятельности часто оказывается, что первопричиной проблемы стала именно та причина, которая повторяется наибольшее число раз на разных уровнях при ответах на разные вопросы «Почему?» Хотя бывают и другие варианты, однако на повторяемость причины всегда следует обращать повышенное внимание. Как же в корпорации Toyota пришли к такому методу? Предлагаем небольшой исторический экскурс.
Из истории метода «5 почему»
Метод «5 почему» был впервые предложен изобретателем, промышленником и инвестором Сакити Тоеда, благодаря инвестициям которого и стало возможным основание компании Toyota. Сакити Тоеда умер в 1930 году, однако его идеи получили развитие и легли в основу производственной системы корпорации Toyota.
В частности, системы «Канбан», разработанной инженером корпорации Тайити Оно и предполагающей многоаспектную реализацию принципа «точно в срок». Чтобы точно в срок поставлять все комплектующие для всех сборочных процессов и точно в срок выпускать качественные автомобили, нужно максимально исключить любые случайности и непредвиденные технические недоработки.
Исключить случайности максимально полно можно только тогда, когда удается найти и устранить первопричину каждого единичного случая неполадки. Поэтому метод «5 почему» включался в действие всякий раз, когда на производстве происходил какой-то технический сбой, пусть даже мелкий и малозначительный. И это дало веские преимущества.
Преимущества метода «5 почему»
Мы уже начали говорить о том, что методом «5 почему» можно отыскать практически любую техническую неисправность. Одного этого уже достаточно, чтобы говорить о преимуществах метода относительно многих других. Однако польза метода намного шире и глубже. Дело в том, что такой подход позволяет сосредоточиться на поиске первопричин проблемы, а не на том, чтобы найти виноватых. Поэтому все задействованные в цепочке поиска сотрудники Toyota могут работать на благо предприятия, не опасаясь наказания.
Одноразовый сбой не влечет за собой персонификацию вины и наказания, а повторных сбоев не допускает система организации производства, в том числе применение метода «5 почему» с немедленным устранением первичной причины проблемы. Поэтому сотрудники корпорации совершенно искренне заинтересованы в том, чтобы задать эти самые 5Why и получить 1How, т.к. это облегчит им дальнейшую работу, а не усложнит ее жизнь из-за возможных наказаний.
Еще один плюс системы – это высочайшее качество конечной продукции Toyota ввиду того, что все возможные случайности были устранены на этапе производства, а также ликвидированы «причины причин», повлекших случайные сбои и поломки. Таким образом, конечному потребителю практически не о чем беспокоиться. Владельцу авто остается лишь наслаждаться шикарным автомобилем по вполне доступной цене. И в контексте всех преимуществ метода «5 почему» возникает вопрос: а только ли в автомобильной промышленности можно применять данный метод? На самом деле сфера применения метода шире.
Сферы применения метода «5 почему»
Здесь нужен еще один небольшой экскурс в историю изобретения метода. Дело в том, что автор метода Сакити Тоеда прославился, в первую очередь, как изобретатель… электрического ткацкого станка! И он опробовал свой метод впервые именно на текстильном производстве. Таким образом, сфера применения метода не ограничивается автопромом.
Широкие возможности применения метода оценили промышленники многих стран и, так или иначе, позаимствовали элементы метода, адаптировав их под специфику того или иного производства. Так, элементы метода нашли применение в американской компании General Electric, а чуть позже в компании Motorola, где получили красивое название «6 сигм» (six sigma).
За основу метода «6 сигм» взяли стремление к максимальной предсказуемости протекания производственных процессов. Другими словами, это та же самая попытка исключить любой элемент случайности, для чего нужно найти первопричину любой, даже самой мелкой неполадки. Причем такому тщательному анализу подвергаются не только технические неполадки, но и сбои в логистике, организации и тайм-менеджменте производственных процессов.
Стремление к совершенству сочетается со снисходительностью к неудаче, потому что любая неудача, произошедшая на этапе производства, лучше, чем неудача, случившаяся после покупки товара клиентом. К слову, именно так и понимается в компании истинный и искренний интерес к насущным проблемам клиента. И именно заботой о клиенте продиктована снисходительность к неудачам сотрудников на этапе производства: они не должны бояться пробовать, искать, экспериментировать, находить недостатки, а также способы устранения обнаруженных изъянов.
Если решаемая проблема является очень сложной, комплексной, состоящей из множества элементов, в качестве вспомогательного инструмента используют диаграмму Исикавы, которую иногда называют «Рыбья кость». Такое странное название диаграмма получила из-за своего внешнего вида. Она выглядит, как елочка, лежащая на боку, или скелет рыбы, плывущей справа налево. Записывать вопросы и ответы на «костях» удобнее, все-таки, справа налево, поэтому прижилось такое название
Кроме того, для оптимизации работы с методом «5 почему» разработано специализированное программное обеспечение, позволяющее проводить любую глубину детализации проблемы с наглядным изображением всех составляющих компонентов. Это заметно облегчило применение метода даже для сфер, далеких от решения технических и технологических задач.
К слову, практика показывает, что метод вполне применим не только к производству и менеджменту, но и к решению жизненных, а также изобретательских задач. Кстати, да, вы можете узнать об этом и многих других методах подробнее, если пройдете нашу программу по теории решения изобретательских задач «ТРИЗ на практике». Эта теория была разработана инжернером-патентоведом Генрихом Альтшуллером на основе анализа 40 тысяч патентов и поиска закономерностей появления новых изобретений. Обращаем внимание, что программа полностью подходит для гуманитарных сфер деятельности.
Приглашаем на нашу программу и желаем, чтобы на все ваши «Почему?» всегда находился ответ «Как?» Ну и, конечно, попробуйте применить технику «5 почему» к какой-нибудь проблеме или неполадке в своей жизни. Наверняка вам удастся сделать немало интересных и полезных открытий.
А в заключение предлагаем пройти небольшой тест, чтобы вы могли проверить, насколько хорошо удалось усвоить материал статьи:
Желаем удачи!