Нейропрописи для тренировки мозга

Нейропрописи для тренировки мозга

Помните, как долго и утомительно вы в свое время учились выводить буквы и цифры, заполняя специальные рабочие тетради (прописи) с образцами букв и цифр? Скорее всего, уже давно забыли, потому что наш мозг обладает уникальной способностью постепенно вытеснять неприятные воспоминания, оставляя в памяти лишь наиболее светлые и приятные моменты жизни.

В принципе, школьные воспоминания можно оживить, наблюдая уже за своими детьми, которые не только злятся на скучные домашние задания, но и вполне искренне не понимают: зачем им учиться писать от руки, если буквы и цифры можно набрать на клавиатуре?

Да, можно отыграться на подрастающем поколении, а можно купить нейропрописи для детей, и тогда обучение письму, развитие почерка и тренировка интеллекта у детей пойдут намного веселее. К слову, совсем не поздно прокачать мозг и взрослому человеку, причем в любом возрасте. Сделать это можно на нашей программе «Мозг и нейронауки». А сегодня наша тема – нейропрописи для тренировки мозга.

Прописи для развития мозга: что это такое?

Начнем с того, термин «нейропрописи» употребляется в двух значениях. С одной стороны, нейропрописи – это набор специальных заданий, направленных на развитие мелкой моторики, зрительного внимания, координации и межполушарного взаимодействия головного мозга, часто включающий рисование обеими руками одновременно для улучшения работы полушарий и подготовки к письму.

С другой стороны, нейропрописи – это собственно прописи, где содержатся образцы заданий, которые нужно выполнить. Как вы уже поняли, в отличие от обычных школьных прописей, нейропрописи решают более широкий круг задач: активизация нейронных связей, развитие когнитивных функций, зрительно-моторной координации, памяти и воображения. С этой целью разработаны специальные графические упражнения для мозга.

Существует несколько основных видов упражнений, которые обычно включают в прописи для развития интеллекта или нейропрописи. Каждый вид упражнений направлен на развитие определенных качеств и навыков, причем некоторые можно выполнить на экране планшета или компьютера, скачав прописи в формате pdf.

Это удобно в случае, если ребенок уже привык к гаджетам. Тогда можно начать с таких «цифровых» тренировок, а потом уже перейти к бумажным нейропрописям и повторить упражнения с карандашом или фломастером в руках. Если вам уже не терпится перейти от слов к делу, даем список самых популярных в русскоязычном сегменте нейропрописей, а потом расскажем подробнее, что там.

Нейропрописи для детей:

Это самые популярные издания. В целом, сегодня заботливым родителям доступно несколько десятков различных нейропрописей, в том числе многоразовых. Теперь давайте посмотрим, какие упражнения для развития интеллекта у детей там содержатся.

Нейропрописи: простые упражнения для мозга детей

Мы с вами уже знаем, что существует несколько основных видов упражнений, которые обычно включают в нейропрописи для дошкольников

и детей младшего школьного возраста. Каждый вид упражнений направлен на развитие определенных качеств и навыков.

Графические упражнения для мозга:

  • Линии и штрихи.
  • Спирали и круги.
  • Соединение точек и элементов.
  • Дорожки и лабиринты.
  • Картинки и узоры.
  • Буквы, цифры и геометрические фигуры.
  • Непрерывные линии или контурные упражнения.
  • Зеркальные упражнения.
  • Двуручные асимметричные упражнения.

Теперь расскажем подробнее о каждой разновидности упражнений и проиллюстрируем их примерами из книги «Нейропрописи для тренировки мозга» [В. Дмитриева, 2020].

Линии и штрихи – прямые, волнистые, наклонные, зигзагообразные:

  • Что развивают – координацию и точность движений, внимание, концентрацию.
  • Зачем нужны – помогают руке привыкнуть к разным траекториям и освоить базовые навыки письма.

1

Спирали и круги – закрученные линии, спирали от центра к краю и обратно, круги разного размера:

  • Что развивают – гибкость пальцев и кистей рук, точность движений, пространственное мышление.
  • Зачем нужны – улучшают зрительно-моторную координацию (глаза-руки), тренируют плавность движений руки.

2

Соединение точек и элементов – рисование линий от одной точки к другой:

  • Что развивает – концентрацию, внимание к деталям, зрительную память.
  • Зачем нужно – тренирует умение соблюдать последовательность, формирует логическое мышление.

3

Дорожки и лабиринты – «прорисовка» маршрута и поиск выхода из лабиринта:

  • Что развивает – внимательность к деталям, точность движений.
  • Зачем нужно – учит предвидеть шаги, укрепляет навыки принятия решений.

4

Картинки и узоры – обводка и дорисовка орнаментов, узоров, изображений:

  • Что развивает – координацию и точность движений, пространственное мышление, фантазию.
  • Зачем нужно – способствует формированию художественного вкуса, креативности и воображения, учит воплощать в жизнь художественные замыслы.

5

Буквы, цифры и геометрические фигуры – распознавание букв, цифр, фигур и выполнение различных заданий с ними:

  • Что развивает – память, внимание к деталям, логику.
  • Зачем нужно – делает обучение буквам и цифрам интересным и эффективным, готовит к письму, чтению и счету.

6

Непрерывные линии или контурные упражнения – нарисовать или обвести фигуру, не отрывая карандаш:

  • Что развивает – мелкую моторику, глазомер, зрительно-моторную координацию, усидчивость и внимательность.
  • Зачем нужно – учат контролировать движение руки, развивает плавность и точность линий, подготавливает к аккуратному письму и рисованию сложных фигур.

7

Зеркальные упражнения – движения обеими руками одновременно, как будто одна рука повторяет действия другой в зеркале:

  • Что развивают – координацию полушарий мозга, глазомер, согласованность движений рук.
  • Зачем нужны – гармонизируют мышление, улучшают способность к анализу и воображению.

8

Двуручные асимметричные упражнения – обе руки выполняют одновременно разные движения:

  • Что развивает – координацию полушарий мозга, глазомер, независимость движений рук, внимание и концентрацию.
  • Зачем нужно – тренирует нейропластисчность, полезно для подготовки к письму и сложным рисункам.

9

Последнее упражнение – это уже из книги «Нейропрописи для подготовки к школе» [О. Звонцова, 2022]. В идеале, правая и левая рука должны двигаться синхронно, но это уже как получится. С первой попытки получается далеко не у всех взрослых, что уже говорить о дошкольниках. Важно пробовать и ни в коем случае не ругать детей, если у них что-то не получается. Это касается как письменных упражнений, так и подготовительных заданий.

Хорошо продуманные нейропрописи включают в себя самые разные упражнения для мозга. Например, для разминки предлагается сцепить пальцы обеих рук в замок и вращать большие пальцы один вокруг другого сначала медленно от себя, а потом быстро к себе, затем медленно к себе, а потом быстро от себя. Или, к примеру, водить пальцем вправо-влево и следить за ним взглядом, не двигая головой [В. Дмитриева, 2020].

В большинстве нейропрописей занятия распределены по темам, причем темы через каждые несколько занятий повторяются, но уже на более сложном уровне и с более сложными заданиями. Так, «Нейропрописи для тренировки мозга» Валентины Димитриевой содержат 37 занятий, которые предлагают упражнения для развития интеллекта у детей по шести наиболее важным направлениям [В. Дмитриева, 2020].

Темы занятий:

  • Тема «Зрительно-моторная координация» – занятия номер 1, 5, 11, 17, 23, 29 и 35.
  • Тема «Графомоторные навыки» – занятия номер 2, 8, 14, 20, 26 и 32.
  • Тема «Ориентирование» – занятия номер 3, 9, 15, 21, 27 и 33.
  • Тема «Регуляция напряжения мышц» – занятия номер 4, 10, 16, 22, 28 и 34.
  • Тема «Копирование» – занятия номер 6, 12, 18, 24, 30 и 36.
  • Тема «Межполушарное взаимодействие» – занятия номер 7, 13, 19, 25, 31 и 37.

Разумеется, эти темы обозначены для родителей. Для детей нейропрописи – это развлечение, рисование и веселые головоломки. Или, выражаясь языком науки, имплицитное научение (скрытое/неявное научение) – процесс неосознанного усвоения знаний и закономерностей из окружающей среды без осознания того, что происходит обучение и без намерения что-то запомнить.

Собственно, для самых маленьких это едва ли не единственный способ чему-то научиться, потому что способность к осознанной концентрации внимания и целеполаганию развивается в более позднем возрасте. Как заниматься с детьми по нейропрописям, чтобы детям было интересно и от занятий был толк? Давайте узнаем рекомендации экспертов.

Тренировка интеллекта у детей – просто и с удовольствием!

Итак, как правильно организовать занятия с детьми по нейропрописям? Как проходить нейропрописи, чтобы дети не уставали и при этом чему-то научились? Основные рекомендации вы найдете сразу после титульной страницы [В. Дмитриева, 2020]. Не утверждаем, что таковые есть у всех авторов и во всех доступных изданиях нейропрописей, поэтому приведем основные рекомендации здесь.

Как проходить нейропрописи для дошкольников – полезные советы:

  • Занимайтесь каждый день от 5 до 15 минут в зависимости от возраста и темперамента ребенка – более длительные занятия допустимы, только если ребенок сам захочет продолжать.
  • За один заход проходите не более чем одно занятие – не стремитесь выполнить все задания, если ребенок устал и отвлекается.
  • Занимайтесь регулярно, не делайте больших перерывов – так у ребенка сформируется устойчивая привычка к регулярным занятиям.
  • Воздержитесь во время занятий от комментариев, особенно негативных – ничего страшного, если у малыша что-то не получается; он только учится и может ошибаться.
  • Не спешите помогать и не делайте задания вместо ребенка – дайте малышу возможность самостоятельно найти правильное решение.
  • Выполняйте задания, которые соответствуют уровню ребенка – если у ребенка не получается совсем, просто пропустите это задание и перейдите к следующему. К пропущенному заданию можно вернуться потом.
  • Регулируйте нагрузку – чередуйте простые и сложные для ребенка задания в одном занятии.
  • Давайте свободу выбора – пусть ребенок сам выбирает, хочет ли он рисовать линии карандашом, ручкой или фломастером, и сам решает, в какие цвета раскрасить домик.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми – братьями, сестрами, старшими, младшими, соседскими, из группы в детском садике. Каждый развивается в своем темпе, и этот темп может в любой момент поменяться.
  • Интересуйтесь мнением ребенка – в конце занятия спрашивайте, что понравилось и что было сложно, чтобы корректировать будущие сессии.
  • Хвалите ребенка – в том числе за старание, а не только за результат. Важно, чтобы он испытывал гордость за свои достижения, а не обиду или фрустрацию.

Фрустрация – это психологическое состояние, возникающее при невозможности удовлетворить важные потребности или достичь желаемого, сопровождающееся чувствами разочарования, раздражения, тревоги и бессилия.

Психологическое здоровье ребенка и принцип «Не навреди» должны были главными ориентирами при организации любых развивающих занятий и подготовке к школе.

Не нервничайте сами и не нервируйте ребенка, если, по вашему мнению, он недостаточно быстро запоминает буквы и цифры, медленно читает и криво пишет. Физически и психически здоровые дети все это, в конце концов, осваивают. И случаев, чтобы кто-то «выпустился» из школы, так и не научившись читать, писать и считать, не наблюдается, так что всему свое время.

Нейропрописи для детей – это только первый шаг на пути в страну знаний, поэтому пусть этот путь будет интересным и увлекательным!

Резюме

Итак, мы сегодня узнали, что нейропрописи – это специальные задания, направленные на развитие мелкой моторики, зрительного внимания, координации и межполушарного взаимодействия головного мозга.

Кроме того, нейропрописи – это прописи, где содержатся образцы заданий, которые нужно выполнить: рисование линий и спиралей, фигур и картинок, соединение точек и элементов, дорисовка изображений, контурные, зеркальные и асимметричные упражнения.

Чтобы занятия были эффективными, они должны быть регулярными, но не продолжительными и неутомительными для детей. Важны моральная поддержка, обратная связь и адекватный выбор заданий, соответствующих возрасту и развитию ребенка.

Что такое нейропрописи? 1

Нейропрописи – это специальные прописи для детей, включающие задания для развития мелкой моторики, зрительного внимания, координации и работы обоих полушарий мозга. Они помогают тренировать когнитивные функции, навыки зрительно-моторной координации, памяти и воображения.

Какие основные виды упражнений включают нейропрописи для детей? 1

К основным видам упражнений для нейропрописей относятся: линии и штрихи, спирали и круги, соединение точек, дорожки и лабиринты, картинки и узоры, буквы, цифры и геометрические фигуры, непрерывные линии, зеркальные и двуручные асимметричные упражнения. Каждый вид упражнений развивает определенные навыки.

Зачем нужны непрерывные линии или контурные упражнения? 1

Рисование цельной фигуры без отрыва карандаша от бумаги развивает мелкую моторику, глазомер, координацию руки и глаза, усидчивость и внимательность. Такие упражнения контролировать движение руки и готовят к аккуратному письму и рисованию сложных фигур.

Для чего нужны зеркальные упражнения? 1

Зеркальные упражнения выполняются обеими руками одновременно, повторяя действия зеркально, что развивает координацию полушарий мозга, независимость движений рук, внимание и концентрацию.

Чем полезны двуручные асимметричные упражнения? 1

Двуручные асимметричные упражнения включают разные движения обеих рук одновременно. Они развивают независимость и координацию движений, внимание, синхронизацию полушарий и нейропластичность.

Как правильно организовать занятия с нейропрописями для детей? 1

Занятия должны быть короткими (5-15 минут), регулярными и соответствовать уровню ребенка. Важно чередовать простые и сложные задания, давать свободу выбора, не сравнивать детей между собой и поддерживать положительный настрой.

Нейропрописи помогают детям развивать интеллект через игровые и графические упражнения, постепенно повышая сложность заданий и формируя устойчивые навыки без перегрузки и стресса. Более глубокое представление о том, как работает мозг человека, можно получить на нашей программе «Мозг и нейронауки». А сейчас давайте проверим, как вы усвоили основные понятия темы, с помощью небольшого теста: