Принцип MECE (ВИСИ) – это метод организации информации, который используется для понимания и решения любой проблемы с множеством неизвестных. Суть этого метода заключается в том, что нужно изучить вопрос → собрать группы совместно исчерпывающих элементов → противопоставить им взаимоисключающие элементы → найти настоящую проблему и придумать способ ее решения.
Это универсальный подход, который можно применить в любой сфере. Например, вы можете узнать, почему сотрудники нарушают регламент и не передают документы в архив. После вы можете переключить принцип MECE (ВИСИ) на себя и разобраться с тем, стоит ли записываться в спортзал или становится вегетарианцем.
На первый взгляд, принцип MECE может показаться сложным и не особо полезным. Однако если вы потратите несколько минут на чтение этой статьи, то во всем разберетесь и будете часто пользоваться этим инструментом для принятия решений. А если эта тема заинтересует вас сильнее, обратите внимание на курс «Принятие решений».
Что такое принцип МECE
Принцип ВИСИ (англ. MECE) является принципом группировки для разделения набора элементов на подмножества, которые являются взаимоисключающими или Mutually Exclusive (ВИ/ME) и совместно исчерпывающими или Collectively Exhaustive (СИ/CE). Отсюда и название – ВИСИ или MECE.
Это правило было сформулировано в конце 1960-х годов бизнес-консультантом Барбарой Минто для McKinsey & Company. Позже оно стало одним из ключевых элементов в книге «Принцип пирамиды Минто», построенной на структурированной подаче информации от главной идей до мелочей.
ВИСИ – это методика систематического решения проблем, которая помогает решать сложные задачи. Она помогает избежать путаницы и сосредоточиться на ключевых данных, указывающих путь к успеху. Это полезно в процессе составления бизнес-карт, где оптимальное расположение информации является исчерпывающим и не учитывается дважды на любом уровне иерархии. Например, можно составить классификацию людей по году рождения. Год рождения – это общий элемент, который есть у каждого. Здесь принцип ВИСИ применим. Если же нужно классифицировать людей по национальности, то принцип ВИСИ не сработает, поскольку национальности не являются взаимоисключающими (у некоторых людей двойное гражданство) и совместно исчерпывающими (у некоторых – нет) элементами.
Принцип ВИСИ является ценным инструментом для создания деревьев проблем, которые разбивают сложные вопросы на базовые компоненты, подлежащие оценке. Это помогает найти причину проблемы. Такое мышление полезно, потому что оно позволяет избежать дублирования и проясняет варианты решения проблемы. Иначе говоря, ВИСИ – это набор инструментов без перекрытий и пропусков. Он позволяет увидеть, какие элементы являются полностью исчерпывающими и несовместимыми.
Как использовать принцип MECE
Когда вы захотите адаптировать принцип ВИСИ под собственную ситуацию, обращайте внимание на пять правил, которые заложены в основу метода:
- Небольшие элементы набора не могут перекрываться. Если элементы отображаются в нескольких категориях, структура не будет работать правильно. Следует подумать о любых нетипичных ситуациях, которые могут поставить человека в более чем одну категорию. Часто ошибки возникают из-за невнимательности, поэтому старайтесь перепроверять материал.
- Сумма частей должна равняться всей группе. Чтобы структура была совместно исчерпывающей, она должна представлять всю группу. Это может потребовать рассмотреть типичные варианты взаимодействия с клиентом.
- Маленькие элементы должны быть сопоставимы друг другу. Категории в классификации ВИСИ должны сопоставляться по схожим характеристикам.
- Правило трех. Наборы из трех предметов интуитивно понятны и хорошо запоминаются. Это не обязательное требование, но сильно облегчает понимание создаваемой структуры. Если же такие элементы вам не подходят, игнорируйте это правило и включайте в столько предметов, сколько нужно.
- Логические ошибки и несоответствия. Принцип ВИСИ – это мощный аналитический инструмент, но даже он не защищает от всех возможных ошибок. Поэтому во избежание проблем всегда следует внимательно изучать гипотезы, даже если созданная структура кажется идеальной. Если с оценкой информации будут проблемы, обратите внимание на курс «Критическое мышление». После его прохождения ошибок будет меньше.
Рассмотренные правила универсальны и позволяют адаптировать принцип MECE под любой вид бизнеса или личную потребность. Рассмотрим несколько примеров.
Предположим, вы открыли собственный магазин гаджетов, и за несколько месяцев работы не получили ожидаемый финансовый результат. Ваши аналитики утверждают, что все дела в среднем чеке: в плане стоит 700$, а по факту есть только 500$. Воспользуемся принципом ВИСИ для разбора ситуации. Вероятнее всего, проблема скрыта в одной из следующих составляющих: завышенной цене, неподходящем ассортименте или неудачном местоположении магазина. Собираем все в единую таблицу, каждый выделенный фактор разбиваем на дополнительные группы, убираем все лишнее и по остаточному принципу выделяем проблему. Делаем вот так:
Завышенная цена | Неподходящий ассортимент | Неудачное местоположение |
На основную группу товаров цена находится на том же уровне, что и у конкурентов | В наличии смартфоны, телевизоры, ноутбуки, бытовая техника и все то, что есть в подобных магазинах | Магазин находится возле крупного городского шоссе, по которому легко добираться до месте на автомобиле |
Есть дополнительные бонусы и программа лояльности для постоянных клиентов | Практически для каждого товара отдельно продаются комплектующие, позволяющие клиентам продлить срок службы купленной техники | Перед магазином несколько тысяч парковочных мест |
Бесплатный сервис и расширенная гарантия | Если какой-то товар начинает пользоваться спросом и его в магазине нет, то поставщики все подвозят всего за 3 дня | До станции метро 3 км, до трамвая – 2 км, а до остановки автобуса – 1,5 км |
Дело не в цене и эту гипотезу убираем | Дело не в ассортименте и эту гипотезу убираем | Скорее всего, проблема в отсутствии общественного транспорта, и клиентам без личного автомобиля не удобно посещать магазин |
Мы воспользовались принципом ВИСИ и определили наиболее вероятную проблему нашего магазина гаджетов. Теперь остается самая сложная часть: нужно взять нашу гипотезу и разработать под нее варианты решения. В нашем случае можно запустить бесплатный автобус, договориться с местными властями о построении новой остановки общественного транспорта, открыть новый дополнительный магазин возле метро, открыть интернет-магазин и нанять курьеров или придумать какой-либо иной способ улучшить взаимодействие с клиентами без автомобилей. Какой вариант выбрать, зависит от доступных финансовых ресурсов, особенностей города и предпочтений самих клиентов. Это отдельная работа, за которую вы бы не могли взяться, не обнаружив настоящую причину неудовлетворительных показателей.
Теперь рассмотрим другую ситуацию. К вам за помощью обратился друг, который за последний год набрал 50 килограмм лишнего веса. Он просит независимо проанализировать его ситуацию и подсказать причину проблемы. Здесь вы можете сделать такие предположения: ваш друг чем-то болен и не рассказывает об этом, у вашего друга неправильный рацион, неправильный сон или полностью отсутствует физическая активность. Группируем все в таблицу и пробуем найти решение.
Болезнь | Рацион | Сон | Спорт |
Здоровье в норме: не было операций или заболеваний | Утром легкий завтрак, на работе кофе и печенье, а вечером полная заправка всем, что есть дома | 10-12 часов в сутки | Из-за нагрузок на работе и сна на любую активность времени просто не хватает |
Убираем гипотезу | Это проблема, над которой нужно работать | Убираем гипотезу, но рекомендуем спать немного меньше | Это проблема, над которой нужно работать |
Мы применили принцип ВИСИ, распределили проблемы вашего друга и быстро выяснили, что он набирает вес, главным образом, из-за неправильного рациона и отсутствия физической активности. Выход из ситуации очевиден: другу нужны занятия в фитнес-клубе, услуги персонального тренера, здоровая пища и график питания.
Мы рассмотрели модель применения принципа ВИСИ в сфере бизнеса и здоровья. Оба примера похожи тем, что они построены на честных и реальных гипотезах. В них нет ничего того, что могло бы усложнить структуру и удалить от поиска ответа. Сможете так же работать с гипотезами – будете находить решения даже из сложных ситуаций.
Частое нарушение
Во время принятия решений люди часто делают ошибку, используя не группировочные структуры ВИСИ. Это приводит к дублированию труда и снижает вероятность того, что собранные данные будут актуальны.
Сначала деление проблемы на категории может показаться интуитивно понятным действием. Собранные данные могут быть полезны в других контекстах, но это не решает задачу. Если происходит «зацикливание» на подобных данных, это может привести к такому образу мышления, который не решит стратегические проблемы.
Чтобы было понятней, возьмем пример, не относящейся к ВИСИ. Она будет включать перечисление разных категорий клиентов в соответствии с их хобби. На первый взгляд, в этом есть какая-то логика: все клиенты люди и чем-то интересуются → этот интерес можно определить, структурировать и попробовать использовать в целях компании. На выходе должен получиться примерно такой результат:
- Компания узнает, что 80% клиентов интересуются футболом и боксом.
- Во время какого-то публичного мероприятия компания проводит розыгрыш, в которой большая часть призов связана с футбольной или боксерской атрибутикой. Главный приз – билеты на какой-то поединок или важный матч.
- После проведения мероприятия клиенты еще больше привязываются к компании, посещают ее мероприятия и продолжают пользоваться услугами.
Если присмотреться, такой подход имеет явные недостатки. Во-первых, люди могут быть вовлечены в оба типа хобби и обидятся, если что-то не выиграют. Поэтому взаимоисключающих элементов здесь нет. Во-вторых, самыми богатыми могут оказаться те клиенты, которые не участвовали в опросе и увлекаются гольфом. То есть сделанная классификация не содержит совместно исчерпывающих элементов.
Это означает, что, несмотря на хорошую идею, подобная выборка может оказаться неэффективной. Компания потратит деньги и в лучшем случае ничего не потеряет. В бизнесе такой подход не интересен. Поэтому чтобы не надеяться на удачу, нужно правильно задействовать принцип MECE и провести выборку по другим критериям. Попробуйте разобраться с этим самостоятельно: напишите в комментариях, по какому принципу вы бы классифицировали клиентов и как это повлияет на продажи.