В последнее время много говорят о западном мышлении с его абсолютной верой в науку и антропоцентрическим подходом (человек как центр Вселенной). Однако так было не всегда. И такое мышление распространено не везде, что приводило и продолжает приводить к конфликтам, в том числе военным. Об опасности такого вида мышления как минимум для планеты уже открыто говорят в ООН. Поэтому наша задача разобраться, как мы думаем и зачем, подключая новейшие знания о когнитивистике.
Что такое картезианское мышление?
В том же ООН увязывают современное западное мышление с мышлением картезианским, которое в этой официальной организации рассматривают как:
- Бинарное разделение человеческого разума (духа) от материи, от животных без «разума» или «языка».
- Ставку на экономический рост и прогресс, где цель зачастую оправдывает средства. Все вместе, по факту, это позволило нормализовать колониализм, империализм, экологический расизм и несправедливость в отношении малых народов.
- Феномен, который отсутствует у коренных народов.
- Контрпродуктивную меру в борьбе с глобальным изменением климата и смягчении его последствий [UN, State of the World's Indigenous Peoples, Volume VI, Climate Crisis, 2025].
- Философское течение, идеи которого восходят к французскому мыслителю Рене Декарту.
Несмотря на всю начитанность постсоветских людей и факт того, что портреты Декарта до сих пор украшают классы во многих школах, люди 21 века слабо осознают, что то, как думает большинство из них («Что хочу, то и ворочу!»), было заложено 4 века назад в территориально далекой от нас Франции. Однако так все и было.
Картезианская методология, разработанная в 17 веке Декартом (латинская версия фамилии – Картезий), представляет собой один из фундаментальных столпов современной философской и научной мысли. Этот метод не только произвел революцию в подходе философов и ученых к знанию, но и заложил основу для развития рационалистической науки и критического мышления.
Картезианское мышление распространилось во всем западноевропейском обществе по мере развития Промышленной революции, а с колонизацией Нового Света и поражением Китая в результате Опиумных войн стало медленно, но верно покорять всю планету.
В 21 веке Декарта называют одним из архитекторов современной демократии в том виде, в котором мы ее знаем.
Как именно мы пользуемся разумом?
Декарт считал, что не обязательно быть гением, чтобы мыслить правильно. Любой нормальный человек может рассуждать, применяя некоторые правила здравого смысла, так же как любой исключительно умный человек может совершать вопиющие ошибки. В конечном итоге все зависит от того, применяем ли мы определенные правила к нашим рассуждениям.
Великая догадка Декарта заключается в том, что не обязательно быть исключительным человеком, чтобы мыслить здраво; любой нормальный человек может это делать, если знает, как.
Идея о том, что развитие мышления заключается в применении определенных правил, является основой западной науки как рационалистической дисциплины и лежит в основе современной идеи обучения машины мышлению посредством алгоритмов.
Его Величество Метод
В начале своего «Рассуждения о методе» Декарт предложил сделать «чистый лист» всех знаний и построить философию универсальной значимости, ужасаясь множественности противоречивых философий.
Эта отправная точка, а именно печальное зрелище бесконечности противоречивых мнений, поставила Декарта в положение, когда он задумался о генезисе такого разногласия. Если разум, здравый смысл, естественно равен у всех людей, то где же кроется причина ошибки? Для Декарта она кроется в неправильном использовании нами способности отличать истину от лжи, т.е. в неправильном использовании нашего разума. Короче говоря, в методе.
А что такое «метод»? Этимологическое происхождение этого слова, как это часто бывает, древнегреческое, где термин означает «путь, по которому следует идти».
Поэтому философскую позицию Декарта следует искать в его одержимости построением философского знания, имеющего универсальную значимость, но основанного на методе, который предлагает строгость и точность и, следовательно, устойчив к любым сомнениям.
Декарт считал, что математика – единственная точная и универсальная наука, поэтому он разработал свой метод, пытаясь применить математические принципы к другим дисциплинам.
Несмотря на то, что Декарт ясно понимал эту преобладающую роль математики, он осознавал сложность экстраполяции геометрии и алгебры на все области знания. Поэтому ему нужно было найти способ сделать свой метод полностью универсальным для всех дисциплин. Он достиг этого с помощью разума, поэтому он установил, что разум универсален для всех людей (что отличает их от животных). И, следовательно, разум является инструментом, который позволяет универсализировать и сгруппировать все науки.
Картезианский метод – это систематический подход к достижению истинного знания посредством применения методического сомнения и рационального анализа.
Этот метод основан на предпосылке, что для построения прочного и надежного знания необходимо подвергнуть сомнению все убеждения, которые не представлены как абсолютно ясные и отчетливые. С помощью этого процесса Декарт стремился определить несомненную основу, на которой можно было бы построить все человеческое знание.
По Декарту знание может быть получено двумя способами:
- Через опыт (интуицию).
- Путем дедукции.
В процессе поиска знания и подвержения всего сомнению, Декарт открыл первую базовую истину: люди – мыслящие существа. Но что еще важнее, люди обладают способностью подвергать сомнению то, что они думают, но не саму мысль.
Отсюда вытекает отправная точка философии Декарта, его знаменитое фундаментальное положение «Cogito, ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»).
Четыре великих принципа
Картезианский метод строится на четырех основных принципах, которые направляют мыслительный процесс к истине: доказательстве, анализе, синтезе (резюме) и проверке. Рассмотрим их подробнее.
Доказательство
«Первое правило: не признавать ничего за истину, не убедившись в том самым очевидным образом, т.е. надобно избегать поспешности в суждениях и предубеждений, не допуская в суждениях никаких понятий, кроме осознанных нами так ясно и отчетливо, что не оставалось бы ни малейшего повода к сомнению», – призывал Декарт в своих «Рассуждениях о методе» [Эксмо, 2019].
Здесь философ утверждает, что единственная истина – это то, что очевидно. И это упражнение осуществляется посредством интуиции. Т.е. то, что мы непосредственно воспринимаем посредством интуиции, является очевидным. Поэтому идея должна быть ясной, не оставляющей места для сомнений. Любые идеи, полученные в результате дедуктивных процессов или те, которые могут породить противоречия, устраняются.
Другими словами, ничто не должно приниматься как истинное, если оно не будет ясно и отчетливо представлено разуму. Это подразумевает критическое и скептическое отношение ко всем убеждениям, избегание спешки и предубеждений и принятие только того, что представлено с абсолютной ясностью. Научиться такому отношению можно на нашей онлайн-программе, которая так и называется – «Критическое мышление».
Анализ
«Второе правило: разделять каждый встречающийся затруднительный вопрос для решения его на столько частей, на сколько это возможно и удобно». Знаменитый на постсоветском пространстве призыв «Есть мамонта по кускам».
Каждая проблема, какой бы сложной она ни была, может быть разделена на более простые части для ее наилучшего решения. Благодаря этому процессу мы разбиваем сложную концепцию на набор очевидных идей.
Этот аналитический подход позволяет разбить сложные проблемы на более управляемые элементы, облегчая их пошаговое решение. Таким образом, наш разум может ясно представить себе каждую из них.
Синтез (резюме)
«Начинать обсуждение каждого вопроса в восходящем порядке, т. е. с простейших и легчайших понятий, переходя потом к самым сложным».
После того, как мы разбили и поняли все элементы сложной проблемы, каждая идея строится в порядке сложности. На этом этапе и благодаря этому процессу генерируются новые знания. Это делается посредством дедукции.
На этом этапе происходит синтез, т.е. перегруппировка изучаемых единиц в их фактическое целое. Эта упорядоченная и прогрессивная структура обеспечивает прочную конструкцию знания.
Проверка
«Во всем делать столь подробные исчисления и обозрения настолько пространные, чтобы не оставалось никаких опасений относительно пропуска чего-либо» [Эксмо, 2019].
На этом этапе идет перечисление всех использованных выводов и принципов с целью поддержания порядка мысли.
Весь процесс проверяется, чтобы убедиться, что в конструкции не обнаружено никаких изъянов. Это гарантирует, что новые полученные знания очевидны, полны и неопровержимы.
Примеры принципов Декарта
Если теория понятна, представляем практические примеры декартовских принципов в современной жизни:
- Методическое сомнение в убеждениях. Применяйте методическое сомнение, подвергая скепсису повседневные убеждения, такие как реальность снов или правдивость воспоминаний, чтобы исследовать, какие знания действительно достоверны.
- Разделение проблем на простые части. Сталкиваясь со сложной проблемой, такой как планирование переезда, разбивая ее на более простые задачи, такие как упаковка вещей из каждой комнаты по отдельности, легче все организовать и решить.
- Решение проблем от простого к сложному. При решении повседневной проблемы, например, при сборке мебели, выполнение шагов в порядке от самых простых к самым сложным деталям гарантирует правильную и эффективную сборку шкафа.
- Ясные и четкие доказательства в принятии решений. При принятии важных решений, например, при выборе карьеры, опора на ясные и четкие доказательства, такие как четко определенные навыки и увлечения, может обеспечить более прочную основу.
- Размышления о «Cogito, ergo sum» в самопонимании. В моменты личного размышления осознание определенности своего существования посредством мысли (cogito) может привести к более глубокому пониманию идентичности и сознания.
Это самое «cogito» спустя пару веков после смерти Декарта станет питательной средой для современной науки когнитивистики, познакомиться с которой и научиться выходить за рамки стандартного мышления можно на нашей онлайн-программе «Когнитивистика: развитие мышления».
Дуализм Декарта
Ставка на разум вместо Бога изменила все.
Картезианское мышление родилось из разработанной Декартом методологии, которая делила мир на две части:
- Мыслящая субстанция (res cogitans). «Душа». Обладает способностью различать добро и зло. Играет роль того, что мы сегодня называем «разумом».
- Протяженная субстанция (res extensa). «Тело». Определяется окружающей средой и сводится к механическим законам.
Отголоски этого дуализма, бинарности слышны в знаменитой фразе «Тварь ли я дрожащая или право имею» из романа Федора Достоевского «Преступление и наказание».
Фраза завершает собой монолог Родиона Раскольникова, в котором он задается еще одним интересным для современных людей вопросом: «Вошь ли я, как все, или человек?» В космическую эпоху устойчивого развития и распространения ценностей защиты биоразнообразия современные авторы уже стараются не допускать таких реплик в своем творчестве. Так не принято. «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними».
Однако 4 века назад люди думали по-другому.
Эпоха перемен
Картезианское мышление возникло на заре распространения протестантизма. Мартин Лютер уже перевел «Библию», запустил религиозное брожение по всей Европе и опроверг высочайший авторитет папы римского. Мировоззрение европейцев, которые веками привыкли считать, что в центре всего – Бог (теоцентрическая модель), а они – «тварь дрожащая», и это нормально, стало рассыпаться по частям.
Еще хуже стало, когда рассыпалась геоцентрическая модель: выяснилось, что и Земля-то наша – не пуп мира. Книга «О вращениях небесных сфер» Николая Коперника была издана всего за полвека до рождения Декарта.
В этом контексте возникновение картезианской мысли было ответом на неопределенность, переживаемую между 15 и 17 веками, когда геоцентрическая и теоцентрическая модели теряли обоснованность.
Так родилась новая модель Вселенной, а также новый метод мышления, основанный на математических положениях: гелиоцентрическая теория. Согласно этой теории, то, что можно измерить и количественно оценить, приобретает актуальность и навязывает себя.
Кроме того, в то время в католицизме произошел раскол, который вызвал «сомнение», что, в свою очередь, поставило под сомнение критерий истины и структуры, которые считались его источником: религию и науку.
Чтобы противостоять этой завесе неопределенности и сомнений, Декарт попытался создать философскую структуру, свободную от ошибок любого рода. Картезианский метод представляет собой переход от объективизма Средневековья к современному субъективизму. А от него рукой подать до западного индивидуализма.
Однако, прежде чем разобраться в детище, нужно припомнить ключевые вехи жизни родителя.
Краткая биография Декарта
Рене Декарт родился в 1596 году. С юных лет проявил исключительный талант к математике и философии. Получил образование в одном из лучших учебных заведений Франции, где изучал схоластическую философию и математику. Еще в юности Декарт разочаровался в схоластическом обучении, которое в значительной степени опиралось на заучивании текстов Аристотеля и христианских богословов вроде Фомы Аквинского.
После окончания учебы Декарт служил в армии, что позволило ему путешествовать и наблюдать различные формы знания и практики в разных контекстах. Эти путешествия и его неудовлетворенность традиционным образованием привели его к разработке собственного метода достижения истинного знания.
В 1628 году Декарт переехал в Нидерланды, где полностью посвятил себя философской и научной работе. В 1637 году он опубликовал свою самую влиятельную работу «Рассуждение о методе», в которой изложил свой метод рационального мышления и его философские основы. За этой работой последовали другие, такие как «Метафизические размышления» и «Принципы философии».
На мысль Декарта повлияли:
- Схоластическая философия. Хотя Декарт дистанцировался от этой традиции, его схоластическое образование дало ему прочную основу в логике и аргументации, инструменты, которые он использовал для разработки собственного метода.
- Платоновский рационализм. Идея о том, что разум является первичным источником знания, точка зрения, восходящая к Платону, глубоко повлияла на Декарта. Платон считал, что идеи являются вечными реальностями и что истинное знание исходит от разума, а не от чувств. Декарт принял эту точку зрения, подчеркивая важность ясных и отчетливых идей как основы знания.
- Математика и геометрия. Работы таких математиков, как Евклид и Галилео Галилей, были великим источником вдохновения для Декарта. Ясность и точность математики предлагали модель, которой Декарт стремился подражать в своей философии. Определенность и логический порядок математических теорем казались ему идеалом, которого должно достичь философское знание.
- Скептицизм. Скептическая традиция, которая ставит под сомнение возможность достижения истинного и достоверного знания, также оказала значительное влияние на Декарта. Скептики утверждали, что чувствам и человеческому рассуждению нельзя полностью доверять. Декарт принял радикальную версию этой позиции в своем методе методического сомнения, используя скептицизм как инструмент для устранения всех сомнительных убеждений и нахождения абсолютно надежной основы для знания.
В отличие от эмпириков, таких как Джон Локк (1632-1704) или Дэвид Юм (1711-1776), Декарт считал, что только разум способен раскрыть знание, которое на самом деле врожденно для людей, без посредничества опыта или чувств.
С этой основополагающей идеей он намеревался объединить все науки схематическим образом, как если бы они были деревом. В то время как физика была стволом, а другие науки ветвями, корни могли соответствовать только метафизике (философии).
И какой лучший способ установить эти корни, чем поиск абсолютной истины, которую никто не мог бы опровергнуть?
Математика помогла Декарту достичь этой цели, но он также нашел в человеческом разуме прочную основу, на которой можно было базировать свое мышление и новую философскую структуру, которую он предложил.
Декарт всю жизнь избегал путаницы и стремился установить простые, но неопровержимые утверждения. Перечитывая их, легче понять картезианское мышление:
- «Чтобы исследовать истину, необходимо сомневаться, насколько это возможно, во всех вещах».
- «Чувство есть не что иное, как мышление».
- «Всякая ясная и отчетливая идея, которую я воспринимаю, истинна. (…) Я ясно и отчетливо воспринимаю, что необходимое существование содержится в идее Бога. (…) Следовательно, Бог существует».
- «Нет ничего более равномерно распределенного в мире, чем разум: каждый убежден, что у него его достаточно».
- «Едва ли найдется хоть что-нибудь сказанное кем-либо, противоположность чему не утверждалась бы».
- «Даже ложная радость часто предпочтительнее истинной печали».
- «Я бы отдал все, что знаю, за половину того, чего не знаю».
- «Все различные науки – не что иное, как человеческая мудрость, которая остается единой и тождественной, даже когда применяется к различным объектам, и не получает от них большего различия, чем свет солнца получает от различных объектов, которые он освещает».
- «Чтение – это беседа с самыми выдающимися людьми прошлых веков».
- «Жить, не философствуя, – это, собственно говоря, держать глаза закрытыми, никогда не пытаясь их открыть».
- «Не то, чтобы я подражал скептикам, которые сомневаются только ради сомнения и притворяются всегда нерешительными; напротив, моим желанием было найти что-то твердое» [La Vanguardia, 2022].
А в заключение современный анекдот в тему:
«– Это мой пес Декарт. Смотри, я брошу ему эту палку, и он принесет ее обратно.
– Ну, он чешет ухо.
– Он все подвергает сомнению».
Философия о преобразовании мира
С появлением Декарта началась современная философия, отличающаяся высоким уровнем рационализма. Она сделала заметный акцент на разуме, когда зачастую его ставят выше самого человека. Короче говоря, важен не человек, а то, что познается посредством разума. Именно так и возник искусственный интеллект.
Картезианский метод характеризовался принятием математической модели, которая, в некотором роде, подтверждала то, что утверждал Галилео Галилей, в том смысле, что природа была написана на языке математики.
Для Декарта наука имела практическое значение. Как сформулировал эту мысль его коллега, единомышленник и соотечественник из 20 века Жорж Гюсдорф: «Целью современной мысли является не только простое размышление о мире, каким его создало божество, но и преобразование мира на благо человечества».
Эта цель была впервые публично объявлена основоположником английского материализма Фрэнсисом Бэконом в его книге «Новый Органон». Для тех, кто помнит, что она вышла в 1620 году, когда Декарт был еще совсем юнцом, подчеркиваем, что единомыслие Бэкона и Декарта по этому вопросу – лучшее свидетельство мощи оригинальной концепции, по которой искусство интерпретации природы имеет двойную цель познания и преобразования ее.
При этом здесь важно подчеркнуть вот что:
- Рассмотрение практической, утилитарной цели знания вносит элемент напряженности в отношения между разумом и опытом в картезианской концепции.
- Сам Декарт осознавал «бомбу», заложенную в его дуализм, но считал проблему взаимодействия «протяженного» и «мыслящего» в человеческом существе в принципе неразрешимой.
- Потребность разрешить эту проблему, начать «есть мамонта по частям», родилась уже в новейшей истории, которую сам Декарт не застал.
Современные люди не способны изгнать из своего сознания картезианское мышление или отдельные его элементы. Однако осознавая его, сравнивая с другими типами мышления и мировоззрения, легче научиться находить новые решения актуальных проблем в экологии, международных и даже семейных делах. К примеру:
- меньше сомневаться;
- перестать видеть мир черно-белым;
- полагаться на принцип взаимности;
- выстраивать динамичные отношения как между людьми, так и между сообществами и окружающей средой.
«Ты скажешь, я – мечтатель. Не я один такой. Надеюсь, день наступит – Ты с нами встанешь в строй» [Дж. Леннон, Imagine].
Переход от картезианского к системному
Декартовский метод оказал глубокое и длительное влияние на философию и науку. Его настойчивость в отношении ясности, доказательств и строгого анализа заложила основу для развития современного научного метода.
Идея о том, что знание должно строиться на несомненных определенностях и посредством упорядоченного и логического процесса, повлияла на многочисленные области, от физики и биологии до психологии и компьютерных наук [Wuolah, 2024].
Картезианское или аналитическое мышление, по сути, является усвоенным и преобладающим способом мышления в нашем современном мире. Оно было эффективным и практичным в менее динамичных средах и линейных системах.
Однако в нашем нынешнем гиперсвязанном, быстро меняющемся мире, в разгар смены парадигмы, оно оказывается недостаточным и даже вредным, когда мир сталкивается с чрезвычайно сложными проблемами, которые нас окружают. Таким образом, возникает потребность в новых ментальных рамках и способах мышления и действия: системном или комплексном мышлении.
Одним из апологетов необходимости развивать системное мышление является знаменитый популяризатор теории эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман. Однако об этом речь пойдет уже в другом материале.
А пока берегите себя, свой разум и планету!
Успехов! А чтобы закрепить изученный материал, рекомендуем пройти небольшой тест: