Вы можете загрустить, когда поймете, что ораторы-импровизаторы — скорее, миф нежели реальность. Когда перед нами выступает человек, всегда хочется какой-то искренности, чтобы многое пошло не по плану выступления и мы увидели настоящего человека, его настоящие движения и поступки. Мы часто полагаем, что выступление оратора может быть скорее манипулятивным, нежели искренним. Если он тщательно планирует выступление до мельчайших подробностей, значит, как правило, не может быть искренним. Когда в выступление прокрадывается шутка, мы задаемся вопросом, была ли это импровизация или же тщательно спланированное мини-событие.
Стив Джобс, при подготовке любой своей презентации был невероятным занудой и перфекционистом. Он как никто понимал главное правило инновационного бизнеса — у вас может быть совершенно гениальный продукт, но если вы не смогли убедить других в его важности, он уже ничего не значит. Презентация для Джобса являлась частью разработки и создания продукта, а не вынужденным бременем. Он видел в презентации возможности, а не ограничения.
Безусловно, все вы видели различные презентации, которые навевали скуку, несмотря на тщательную подготовку, порой скатываясь в откровенную клоунаду. Джобс никогда себе такого не позволял, его презентации всегда выделялись лаконичностью и смыслом, при этом оставляли ощущение легкости и причастности к чему-то великому без излишнего пафоса.
Каждый из нас может применить его методы для презентаций и в кругу знакомых. Нет значения, где вы находитесь, важно понимать, что в жизни существует масса моментов, когда нужно правильно подать свою идею. Количество инновационных продуктов растет в геометрической прогрессии, а значит у вас будет не так много времени, чтобы представить свои идеи. Неважно, сколько вам отведено на это времени, всегда можно правильно продать свой продукт аудитории. А для этого рассмотрим, какие методы использовал Джобс для своих презентаций.
Автор книги «iПрезентация» Кармин Галло просмотрел практически все презентации Джобса, проанализировал и сделал несколько очень важных выводов, на которые стоит обратить внимание любому человеку. Не нужно копировать Джобса, достаточно изучить методы его работы.
Трехактовая структура
Почти каждую свою презентацию Джобс представлял, используя трехактовую структуру, которая используется в драматургии.
- Акт первый. Создайте историю. Сильная история имеет способность завоевать вашу аудиторию, а также придаст вам уверенности.
- Акт второй. Создайте переживания. Это главный закон драмы. Если люди не переживают и не испытывают эмоций при просмотре спектакля или фильма, его ничего не спасет.
- Акт третий. Улучшайте и репетируйте. Именно этой части Джобс уделял наибольшее количество времени. Мало создать хорошую историю, важно постоянно задавать себе вопрос, как сделать ее великой. Оттачивайте каждый жест до идеала, научитесь владеть голосом и языком тела. Неуверенность на сцене бросается в глаза мгновенно — и вот зрители смотрят уже не на презентацию, а на оратора, пытающегося совладать со своим телом.
Акт первый: создайте историю
Это первый шаг для продвижения вашего продукта. Большинство людей не могут придумать историю. Это и правда сложно, когда не понимаешь структуры выступления. Проанализировав выступления Джобса, Кармин Галло увидел структуру. Первый акт состоит из семи сцен.
- Сцена 1: «Используйте аналоговую среду для планирования». Даже если вы хотите представить инновационный продукт, помните, что законы драмы неизменны и отход от них сделает вашу презентацию скомканной. Джобс записывал сценарий презентации на бумаге.
Заголовок. Он объясняет, зачем аудитория должна выслушать остальное. Когда Джобс представлял свой известный телефон, он был краток и ироничен: «Сегодня Apple изобрел телефон!». Это и был его простой заголовок. В нем сошлась и ироничная критика других компаний и гордость за свою. Всего в четырех словах.
Зажигательное утверждение. Некоторые ораторы, представляющие свой продукт, настолько малоэмоциональны, что аудитории начинает казаться, что ему самому все равно. Джобс был горд и излучал неподдельный энтузиазм, когда говорил о своих продуктах. Еще Аристотель говорил, что каждый оратор должен иметь свой patos, то есть страсть к теме, о которой он говорит. Утверждений может быть одно или несколько, но не много.
Три ключевые идеи-сообщения. Это магическое число. Трех идей достаточно, чтобы раскрыть суть вопроса.
Метафоры и аналогии. Метафоры часто недооценивают. Например, когда Джобс сказал, что компьютер — это велосипед для мозга, его поняли даже те, кто им не пользовался. Одна емкая метафора способна сказать больше десяти слайдов и глубоко запомниться слушателю. Аналогии работают не хуже.
Демонстрации. Джобс прекрасно понимал, как многих смущают презентации без возможности увидеть, как прибор работает. Он не стеснялся объявлять, что его новый продукт поддерживает три сотни функий и показать десятку самых интересных.
Видео. Джобс любил снимать ролики и показывать их аудитории. Однако он понимал, что отличный ролик должен длиться от 30 секунд до 2 минут.
Приемы для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Пытаясь охватить всю аудиторию, Джобс бил по всем ключевым органам восприятия. Он давал потрогать свои продукты, использовал визуальные и аудиальные элементы. Презентация никого не должна оставить равнодушным.
- Сцена 2: «Отвечайте на самый главный вопрос». Спросите себя, какое дело вашему возможному клиенту до вашего продукта. И если бы ваш продукт нес всего одну идею — что это за идея? Исключите пустые слова и профессиональный жаргон. Джобс нещадно вырезал из своего сценария все лишние слова. Если он их оставлял, значит они имели смысл.
- Сцена 3: «Создайте мессианское чувство предназначения». Вы должны верить в то, что ваш продукт помогает людям. А если так, значит это ваша миссия. Ваш зритель должен понимать, что вы не продукт продаете, а то, что он несет.
- Сцена 4: «Создайте твиттероподобные заголовки». Заголовок — это заявление, и оно не про вас, оно про них. Джобс любит простоту, а его слоганы и заголовки являются гениально креативными и обычными с виду. Когда он представлял свой знаменитый плеер, то сказал простую фразу: «iPod. Тысяча песен у вас в кармане». Проще высказаться невозможно.
- Сцена 5: «Нарисуйте дорожную карту». Составьте список всех вопросов, которые вы хотите раскрыть. А затем оставьте три ключевых. Эти три вопроса должны плавно переходить один в другой при помощи метафор, аналогий, примеров и юмора.
- Сцена 6: «Представьте антагониста». Никого не волнует ваш продукт сам по себе, людей волнует решение их проблем. Джобс всегда нагнетал легкий страх на зрителей, щупал их болевые точки, а затем с улыбкой предлагал решение. Классика.
- Сцена 7: «Представьте героя». Это и есть решение. Была проблема, вы ее решили.
Акт второй: создайте переживания
Не стоит забывать, что дело не в истории, дело всегда в эмоциях и переживаниях.
- Сцена 8: «Создайте канал для внутреннего дзэн». Упрощайте все, что можно упросить. Вам не нужны десятки слайдов, чтобы донести мысль, одного вполне хватит. Если у вас десять слайдов, подумайте о том, как можно их уместить в понятный слайд, а остальную информацию донести при помощи слов. И эти слова тоже сокращайте.
- Сцена 9: «Одевайте ваши цифры». Отличный пример о тысяче песен в одном кармане был выше. Мало кому так уж интересны цифры. 5 Гб — прекрасно, но приходится думать и подсчитывать, сколько это будет песен. Джобс все посчитал и сделал эту фразу слоганом. Он поступал так всегда и это всегда работало. Числа он тоже одевал в метафоры.
- Сцена 10: «Используйте живые слова». Однажды один технический обозреватель изучил по четыре выступления Джобса и Гейтса и результаты были очень красноречивыми. Фразы Джобса были короче, лаконичнее, количество трудных слов было меньше, а «индекс тумана» ниже. Слова Джобса просты, понятны, эмоциональны. Он считал что кнопки его устройств выглядят вкусно и вызывают желание лизнуть их.
- Сцена 11: «Поделитесь сценой». Приглашайте на сцену других людей, но при этом умейте играть и на этом.
- Сцена 12: «Оснастите свое выступление реквизитом». Под реквизитом в данном случае мы должны понимать способы развлечь аудиторию. Джобс знал о том, что зрители хотят участвовать в презентации, поэтому часто пускал свой продукт по рядам и молчал до тех пор, пока он был в зале. Со своего телефона он звонил со сцены и пытался заказать пиццу.
- Сцена 13: «Подготовьте вау-момент». Она может даже не касаться вашего продукта, это может быть какой-то поворот в вашей истории, неожиданная шутка. Однако за секунду до этого момента замолчите и оглядите аудиторию.
Акт третий: улучшайте и репетируйте
После того, как сценарий готов и вы отрепетировали выступление, все только начинается. Сценарий может быть переписан десятки раз, многое может быть вырезано и добавлено. Так, кстати, и пишутся книги и сценарии.
Научитесь выступать со сцены. Вы не должны стесняться или испытывать неловкость. Тренируйтесь до тех пор, пока окончательно не освоитесь. Не получится с десятого раза, получится с сотого.
Вы должны добиться непринужденности. Джобс пятиминутную презентацию репетировал две недели. У вас нет времени? Если уж такой занятой человек, как Джобс, находил для этого время, найдете и вы. Непринужденность на сцене расслабляет и аудиторию.
Отходите от сценария. Этот совет работает только при условии предыдущего. Во время презентации будут моменты, которые предсказать невозможно. Поэтому непринужденность поможет вам с достоинством выйти из любой ситуации.
И получайте удовольствие. Не вымучивайте из себя презентацию, научитесь получать удовольствие от всего, что происходит. В конце концов, не многие добиваются того, чтобы их слушали, а значит вы счастливчик.
На самом деле в книге собраны сотни приемов, которые использовал Джобс, однако формат статьи не позволяет перечислить все. Будет желание, обязательно прочтите книгу. Она заставит вас иначе взглянуть на свою жизнь. Джобс улучшал каждый аспект в своей презентации, вы же можете перенести эти приемы в свою жизнь. Улучшайте каждый аспект и через короткое время вы не узнаете себя.
Оставляйте свои комментарии.