Талантливые люди оставляют след в истории. Он может быть разным: от всеобщего признания до яркой или значительной лепты в каком-то профессиональном кругу, на предприятии, в бизнесе, в поселке или городе. Дитер Рамс – человек, который не просто прославился на весь мир, а стал основоположником целого течения в мире дизайна. Его творчество повлияло на промышленность и радиоэлектронику, оно было вне времени, поэтому не потеряло актуальность до наших дней.
Дитер Рамс – достойный пример того, как можно развить творческие навыки и направить их в дело, которое принесет пользу людям. Спойлер: это доступно всем без исключения.
Хотите стать талантливым художником, автором или представителем другой творческой профессии? Добро пожаловать на программу «ТРИЗ на практике», в ходе изучения которой вы «разархивируете» необычные способности, которыми обладаете, и обретете новые, а еще научитесь использовать их для решения повседневных, рабочих и научных задач.
Кстати, творчество – это еще и способ мышления. Людям свойственно мыслить узко, по одному привычному сценарию. Это причина сложностей при выходе на новые уровни развития и смене зоны комфорта. Мыслительную мышцу мозга тоже можно прокачать, и сделать это всего за два месяца, последовательно и интересно на программе «Когнитивистика».
Кто такой Дитер Рамс?
Имя Дитера Рамса хорошо известно в сфере промышленного дизайна и смежных ему областей. Он родился в 1932 году в немецком городе Висбаден. В детстве много времени проводил в столярной мастерской деда, где научился работать руками, и уже тогда не принимал никаких технических новшеств, концентрируясь на здравом смысле и рациональной простоте. Эти воспоминания оказали существенное влияние на дальнейший путь мастера. В 1955 году по конкурсному отбору попал в дизайнерскую команду уже известной на тот момент компании Braun. Сначала был архитектором и дизайнером интерьеров, вскоре, уже в 1961 году, стал руководителем подразделения дизайна.
Дитер Рамс – создатель концепции функциональной простоты и фирменного стиля бытовой техники Браун. Его называют отцом индустриального минимализма. Дизайнер одним из первых задумался над тем, удобно ли использовать электронику и бытовую технику в быту. Впоследствии эту концепцию переняли другие производители, началась эпоха привычных для нашего глаза радиоприемников, электробритв, музыкальных систем и прочих приборов и мебели, используемых в быту и промышленности.
Главной идеей Рамса был интуитивно понятный и предельно простой, лаконичный дизайн. Отметим, что в то время бытовую технику делали без оглядки на удобство ее использования: корпуса приборов были преимущественном массивными и тяжелыми, выполненными из дерева, изделия должны были непременно вписаться в интерьер и раствориться в нем.
К 1963 году Рамс структурировал использование цветов в Braun, создал узнаваемую систему обозначения динамиков, ресиверов, кнопок управления для упрощения проектирования новых устройств. Это позволило пользователям быстрее и эффективнее ориентироваться в управлении новыми бытовыми приборами вне зависимости от внедренных инноваций.
Дизайнер верил в «меньший, но лучший» дизайн, и не напрасно: концепция прижилась, производители по всему земному шару взялись упрощать конструкцию выпускаемой техники. Яркий пример перенимания опыта – компания Apple, которой многие идеи были взяты за основу дизайна «яблочной» электроники.
Кроме техники Дитер Рамс в «Браун» разрабатывал мебель, которую полюбили во всем мире. Она по сей день выпускается, некоторые изделия даже в первозданном виде – такими, которыми их разработал архитектор в 60-х годах 20-го века.
Десять принципов Дитера Рамса
Концепция удобства и минимализма бытовой техники Дитера Рамса подкреплена десятью основными принципами. Их перепечатывает весь Интернет, но мы обратимся в источнику, наиболее приближенному к автору, и дополним его примерами для упрощения понимания [Vitsoe, 2022]. Рамс сформулировал правила в 1970-х годах в попытке понять, насколько дизайн хорош и практичен.
Принцип 1: хороший дизайн инновационный
По мнению Дитера Рамса, возможности инновации для любого предмета не могут быть ограничены, все зависит от целеполагания и творческих способностей дизайнера. Подобный подход подкрепляет развитие технологий производства – художнику всегда найдется место для новых идей. По мнению архитектора, инновационный дизайн может быть только в тандеме с совершенствующимися технологиями, самоцелью он быть не должен.
Принцип 2: хороший дизайн делает продукт полезным
Этот принцип Дитер Рамс сформировал на старте разработки концепцией нового дизайна: товаром должно быть удобно пользоваться. У потребителя, помимо функциональных требований к технике, есть запрос на эстетику и психологический комфорт при эксплуатации электроники и мебели. Все три составляющих должны учитываться в дизайне любого товара, тогда его будут покупать. По мнению Дитера Рамса, хороший дизайн вещи способен подчеркнуть полезность продукта и отвести внимание от его недостатков.
Принцип 3: хороший дизайн эстетичен
Неотъемлемая часть полезности продукта – его эстетичность. Она во многом формирует комфорт использования предметов и получение состояния, которое отчасти определяет настроение потребителя. Некрасивые предметы не будут вызывать приятные ощущения от использования предмета, даже если он очень полезен.
Этот принцип хорошо прослеживается, например, в медицинской технике. Так, небулайзер для взрослых в виде прямоугольного блока не заставит ребенка сесть на ингаляцию так, как сделает это устройство в виде паровозика, кита, медвежонка или другого яркого персонажа, хотя эффективность действий у этих двух аппаратов идентичная.
Принцип 4: хороший дизайн делает продукт понятным
Иными словами, продуманное дизайнерское решение делает структуру предмета понятной в плане назначения и использования предмета. В каком-то смысле дизайн может заставить предмет говорить. Например, карманное радио Braun T3 (1963 год) на первый взгляд не выдает в себе компактный приемник радиосигнала. Но если присмотреться, на нем нанесена шкала Гц, которая обычно присутствует на подобных устройствах. Так, дизайнер, в попытке упростить облик привычного для того времени радио, поместил сердечник устройства внутрь компактного корпуса и оставил привычный узнаваемый элемент – шкалу.
Принцип 5: хороший дизайн ненавязчивый
Дизайн, согласно концепции Дитера Рамса, должен быть ненавязчивым, органичным, нейтральным, сдержанным. Предметы, над которыми работал маэстро, не являлись элементами декора или произведениями искусства, поэтому не должны перетягивать на себя внимание. Этим Рамс оставлял пользователю пространство для самовыражения.
Так, зажигалка Braun T2 (1968 год) сама по себе неброская, даже не совсем понятно с виду, что это за предмет. Однако к хозяину внимание привлечет определенно, вероятно, подчеркнув его статус и необычный вкус:
Принцип 6: хороший дизайн честный
Принцип честности дизайна заключается в том, чтобы показать, чем предмет является на самом деле, без попытки манипулировать обещаниями производителя перед пользователем. Иными словами, предмет не должен казаться тем, чем не является. Например, на нем не должно быть лишних деталей, различных декоративных элементов-пустышек, которые не несут функциональной нагрузки.
Принцип 7: хороший дизайн прослужит долго
Принцип долговечности дизайна входит в концепцию «дизайн вне времени». Предмет должен быть понятным пользователям любых возрастов во все времена. Предмет, над которым работает дизайнер, не должен выглядеть старомодно, в том числе в мире одноразовых вещей.
Пример принципа долговечности дизайна – стиль, разработанный Дитером Рамсом. Многие решения остаются неизменными несколько десятилетий, причем и в технике, и в мебели. Так, модульные кресла и диваны, разработанные еще в 1962 году, выпускаются и пользуются спросом по сей день. К тому же мебель-трансформер стала особенно популярной именно в последние годы. А еще почти неизменным остался дизайн калькуляторов и электробритв.
Принцип 8: хороший дизайн продуман до мелочей
Внимательность к деталям показывает уважение дизайнера к пользователю. На волю случая Дитер Рамс не оставляет ничего. Это касается расположения кнопок на корпусе калькулятора или плейера, отсутствия лишних примочек у мебели, акустических систем, радиоприемников.
Принцип 9: хороший дизайн экологичен
Безопасность окружающей среды – важный принцип хорошего дизайна. Он призван экономить ресурсы на создании предметов, минимизировать физическое и визуальное загрязнение на протяжении всего цикла использования техники, мебели и прочих изделий, над которыми работал дизайнер.
Принцип 10: хороший дизайн – как можно меньше дизайна
Если взглянуть на работы Рамса, данный принцип становится понятен. Минимум декора и сложных линий, дизайнер делает акцент на основных аспектах функциональности и практичности. Он предлагает вернуться к чистоте, простоте, не перегружать предметы ненужной атрибутикой, а концентрироваться на том, что есть.
Все принципы Дитера Рамса можно объединить в один «weniger, aber besser» («меньше, но лучше»). В нем и экологичность, и простота, и мелочи в деталях.
Примеры работ Дитера Рамса
Дитер Рамс, как уже было сказано, стал автором фирменного стиля компании Braun. Основной массив ключевых достижений пришелся на период работы на предприятии (1955 – 1995 годы).
Музыкальный проигрыватель SK4 (1956)
Одной из первых разработок дизайнера стал знаменитый радиоприемник с проигрывателем для грампластинок Braun SK4. До этого подобные устройства были громоздкими, не самыми эстетичными. Дизайнер вместо привычного всем «сундука» поместил механизм в облегченный корпус из тонкого металла с двумя деревянными стенками, кнопочную панель перенес наверх и расположил рядом с диском проигрывателя. Защищала рабочее пространство прозрачная крышка из плексигласа – особого вида пластика:
За внешний вид и белоснежный корпус Braun SK4 получил прозвище «гроб Белоснежки». После этого проигрыватели стали создавать подобными брауновским [АртПредмет, 2022]. Это изобретение определило политику компании в сфере дизайна на последующие десятилетия.
Радиоприемник Braun T1000 (1963)
В 1963 году команда дизайнера Дитера Рамса усовершенствовала мировую радиостанцию Braun T1000. Это устройство оказалось компактнее предшественников, при этом его дизайн был упрощен. Видны кнопки и переключатели, антенны аккуратно складываются и не мешаются при работе аппарата:
Устройство использовали чиновники, военные в ходе службы, позже аппарат стали использовать для поиска информационных волн, чтобы слушать радио дома.
Транзисторный приемник Т3 (1958)
Компактный приемник Braun T3 был придуман в 1958 году, когда транзисторное радио стремительно сокращалось в размерах. Конструкция Т3 была минималистична и максимально проста, супергетеродин выпускался на шести транзисторах, диапазоны LW 150…250 кГц и MW 500…1500 кГц. Устройство имело революционный дизайн, который «зашел»: позже в Apple взяли его за основу и разработали на ней первый iPod [Calameo, 2022]:
Правила Дитера Рамса и его идеи вдохновили дизайнеров Apple, причем Стив Джобс этого не скрывал. Джонатан Айв, бывший директор по дизайну «яблочной компании», позаимствовал дизайн многих предметов почти в точности.
Про заимствование идей Дитер Рамс высказался так: «Фирмы, которые серьезно относятся к дизайну, можно пересчитать по пальцам, Apple одна из них <…> Имитация – высшее проявление уважения».
Электробритва Braun Combi DL5 (1957)
Электробритва Combi DL5. Сама по себе небольшая, с ней намудрить было бы сложно. Дитер Рамс расположил небольшой логотип сбоку, чтобы он не отвлекал внимания от гладкого пластика корпуса. У фиксированного триммера появилась хромированная отделка, которая подчеркивала элегантность устройства:
В комплект с бритвой включены зарядное устройство и чехол для хранения. По сравнению с бритвами-предшественницами, модель Braun Combi DL5 оказалась очень компактной.
Калькулятор Braun ET44 (1978)
Соответствует правилам хорошего дизайна Дитера Рамса даже созданный им калькулятор – первый карманный вычислительный прибор в своем роде.
До изобретения компанией Braun калькуляторы были громоздкими, тяжелыми и медленно думающими. В 1970-х годах начался выпуск микросхем и жидкокристаллических дисплеев, которые позволили резко снизить цену на эти электронные устройства:
Калькулятор Дитера Рамса и его коллеги по цеху Дитриха Лубса был оснащен тонким матовым корпусом, круглыми кнопками, которые, как предполагалось, пользователю будет удобно нажимать. Результат вычислений, кстати, современникам казался невероятно быстрым; это сегодня мы привыкли к мгновенному вычислению, а до 70-х годов 20-го века это было в новинку [АртПредмет, 2022].
Дизайн калькулятора позаимствовали в Apple, только создали по его подобию не самостоятельную вычислительную карманную машинку, а дизайн приложения «Калькулятор» в операционной системе iOs.
Модульная стереофоническая система (1964)
Стремление к лаконичности и уход от традиционного представления о привычной электронике привели к изобретению первой в своем роде стереофонической системы, в которую вошли катушечный магнитофон TG60 и динамики L450, которые можно разместить вертикально, горизонтально, повесить на стену:
Универсальная система стеллажей 606 (1960)
Дизайнер Дитер Рамс 10 правил хорошего дизайна посвятил не только созданию электроники. Работая в Braun, архитектор параллельно разрабатывал мебель для компании Otto Zapf, которая в 1969 году была переименована в Vitsoe. На сегодняшний день фирма обладает разрешением на производство предметов, разработанных ранее немецким дизайнером в первозданном или модернизированном совместно с автором виде.
Первым знаковым творением в направлении мебельного производства Дитера Рамса стала универсальная система стеллажей 606. Она представляет собой модульный конструктор, в который входят «подвешенные» полки, шкафчики, консоли. Комплектность системы определяется потребностью заказчика: количество секций, уровней, стеллажей можно подобрать практически для любого помещения. Система подходит для помещений любого назначения:
Домашние стеллажи на почти невидимом каркасе по сей день пользуются высоким спросом – они заменяют громоздкие шкафы и не занимают, не утяжеляют пространство комнаты. Кроме того, размеры системы и ее компонентов унифицированы, пользователи в любой момент могут сделать «перестановку», поменяв местами закрытый шкафчик и открытые полочки [Vitsoe, 2022].
Кресло-трансформер 620 (1962)
Простота в дизайне, эстетика и желание свести количество деталей к минимуму побудили Рамса сделать смелый дизайн для модульного кресла-трансформера 620 [Vitsoe, 2022].
Кресло представляет собой модульный набор деталей, благодаря которому можно менять предмет мебели буквально по настроению: сдвинуть две секции для получения дивана, низкую спинку можно поменять на высокую, поворотное основание может встать на неподвижные ножки или ролики. Варианты обивки кресла тоже многообразны: лен, кожа, текстиль, все это материалы безотходного производства – пункт 9 из 10 принципов дизайна Дитера Рамса. При желании к набору можно приобрести подставку для ног в подобном исполнении – на нее можно закинуть ноги при отдыхе или использовать ее на табурет или пуфик:
Кресло-конструктор 620 просто собирать и трансформировать с помощью только одного инструмента. Примечательно, что на фабрике Vitsoe мебель делают в таком качестве, что от перестановки креплений конструкция не расшатывается и не изнашивается.
Стол 621 (1962)
Тема модельной мебели «зашла» потребителю успешно. В том же году, когда свет увидело кресло 620, следом Дитер Рамс создал простой на первый взгляд стол модель 621. А точнее, пару столов внутри одного комплекта [Vitsoe, 2022]:
Новый предмет мебели входил в серию больших и маленьких поверхностей для повсеместного использования. В 2014 году стол был модернизирован.
Интересно, что сам Дитер Рамс не любит, когда этот предмет называют столом, он предпочитает определение «расположение поверхностей». По сути, он прав: П-образный стол положен на боковую плоскость, на которой есть регулируемые по высоте ножки. Получается, вторая боковая поверхность остается рабочей, и в зависимости от удаления от кресла может быть подносом или столешницей.
Столы 621 были выполнены не из дерева, а из пластика методом литья. За счет этого достигалась абсолютная прочность и монолитность предмета мебели. Поверхность стола антистатичная, легко чистится от пыли и грязи. Это тоже было своеобразным вызовом промышленности, ведь столы в подавляющем большинстве случаев в 60-х годах были деревянными, иногда сделанными из стекла, металла. Пластик считается эконом-сегментом где угодно, но не в работе Дитера Рамса.
Вложенный столик, который идет в комплекте, можно поставить как угодно, например, задвинуть его под основной, перевернуть на ножки. Получится либо многоступенчатый прикроватный или журнальный столик, либо два отдельных стола.
Стул из серии 622 (1962)
Стулья для конференц-залов и прочих мест, где требуется рассадить большую группу человек, а потом убрать все обратно, тоже разработал Дитер Рамс. Он оснастил мебель удобным каркасом, который позволяет устраивать стулья друг для друга на хранение:
Внеурочная деятельность
До 1997 года Дитер Рамс преподавал в Высшей школе изобразительных искусств в Гамбурге, был президентом Немецкого совета по формообразованию. Сегодня Рамс уже не занимается конструкторской деятельностью, но его произведения по сей день участвуют в выставках в сфере промышленного дизайна по всему миру, в Red Dot Award, его произведения находятся в музейных коллекциях, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Важнейшие объекты дизайна, а точнее, 243 экспоната, образуют основу нового раздела постоянной экспозиции музея во Франкфурте-на-Майне.
Для желающих узнать больше о жизни дизайнера рекомендуем к просмотру документальный фильм «Рамс». В нем маэстро рассказывает о жизни и творчестве. Лента снята режиссером Гари Хастуитом и имеет высокие рейтинги IMDB 7.50, а в Кинопоиске – 8,0. Фильм о Дитере Рамсе можно смотреть онлайн в российской соцсети по ссылке, в свободном доступе на русском языке в поисковиках достать его непросто.
Секрет успеха доступен только избранным?
Принципы хорошего дизайна Дитера Рамса определили развитие нескольких отраслей промышленности на десятилетия вперед. Они были частью мышления влиятельного архитектора. Именно поэтому у него получались, как казалось современникам, шедевры. Если бы Рамс судорожно ставил галочки на правилах после каждой новой разработки в попытке слепого соответствия им же построенным рамкам, его творения вряд ли имели бы такой эффект.
Стать талантливым художником может каждый. Необязательно быть дизайнером, создателем картин – можно заниматься любой деятельностью, которая приносит удовольствие, на постоянной основе или в качестве хобби. Раскрыть творческий потенциал, который способен привести к желаемому успеху, вы сможете за месяц на программе «ТРИЗ на практике». А внедрить их в жизнь помогут новые способы мышления – те, которыми вы либо не обладаете, либо владеете, но не используете в полной мере. Чтобы освоить новые способы мышления, приглашаем вас на программу «Когнитивистика».
Творите, чтобы сделать этот мир лучше! А в заключение предлагем вам пройти небольшой тест на закрепление материала: