Блог о саморазвитии

Анима и Анимус в психологии: как понять себя и других?

Анима и Анимус в психологии: как понять себя и других?

Известно ли вам, что в характере мужчины могут проявляться женские черты, а в характере женщины проскальзывать мужские повадки? Думается, что нам на нашем жизненном пути приходилось наблюдать оба варианта, однако мало кто задумывался о научно-теоретической стороне данного вопроса.

На самом деле, если вникнуть в тему хоть немного, вы сможете узнать много нового о себе и лучше понять окружающих. Этому помогут и наши учебные программы «Самопознание» и «Когнитивистика». Но это на будущее, а сегодня наша тема – анима и анимус в психологии человека. И для начала определимся с пониманием терминов.

Анима и анимус: что это такое?

Термины «анима» и «анимус» пришли к нам из латыни, где anima – это «жизненное начало» или «душа» женского рода и animus – это «жизненное начало» или «душа» мужского рода.

Эти термины ввел в научный оборот швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961). Если сказать кратко простыми словами, «анима» и «анимус» по Юнгу – это женская часть психики мужчины и мужская часть психики женщины соответственно.

Более подробно данные понятия Юнг раскрывает в своей работе, написанной в 1928 году и посвященной данной проблематике. Эта работа доступна читателям на русском языке – Карл Юнг «Анима и анимус: Отношения между Я и бессознательным» [К. Юнг, 1928].

Спустя почти столетие его работа вошла отдельной главой в сборник «Анима и Анимус» [К. Юнг и др., 2017]. Книга содержит научные труды последователей Юнга, раскрывающие разные аспекты темы. Таким образом, все это время интерес к проблеме, поднятой Юнгом, не иссякал, а каждое новое поколение исследователей привносило какие-то свои нюансы в понимание темы.

Сам Юнг всегда подчеркивал, что в каждом мужчине есть женское начало, и в каждой женщине можно обнаружить мужское начало. Понимая это, человек может принять себя таким, как он есть, а не пытаться «дотянуться» до неких гендерных стереотипов, господствующих в социуме.

Правда, описывая аниму и анимус, Юнг как раз исходил именно из тех стереотипов восприятия мужского и женского, что существовали в обществе в те годы. Возможно, поэтому у последователей идей Юнга теперь так много «работы» по дополнению и уточнению понятий.

В любом случае, базовая суть определений остается неизменной:

  • Анима – это женская часть в мужской психике.
  • Анимус – это мужская часть в женской психике.

Кроме того, Юнг раскрывает эту тему в своей работе «Об архетипе и в особенности о понятии анима» [К. Юнг, 2010]. Уточним, что «архетип» – это еще один термин, введенный в научный оборот Юнгом. И вот об этом в контексте нашей темы нужно поговорить подробнее.

Архетип: анима, анимус, тень, персона и другие

Слово «архетип» пришло к нам из греческого языка, и, применительно к психологии, наиболее правильным будет его перевести как «прообраз». По сути, архетип – это прообраз, в котором зашифрованы некие универсальные понятия, символы, образы, мотивы.

Архетипы находятся в настолько глубинных слоях нашего восприятия, что отследить момент их появления и формирования в психике отдельного человека вряд ли представляется возможным. Это, если можно так выразиться, «память предков», некие «предустановленные» модели представления о том, «как должно быть». Эти «предустановленные модели» влияют на поведение человека на протяжении всей его жизни, заставляя поступать тем или иным образом.

Как данный термин попал в понятийный аппарат такой науки, как психология? Карл Юнг в процессе своих многочисленных исследований обратил внимание на то, что у разных никак не общавшихся между собой народов формируются сходные сценарии легенд и приданий, похожие образы сказочных персонажей.

Так, дракон или ведьма, рыцарь или волшебник обладают сходными характеристиками независимо от того, в какой части планеты Земля появилась на свет та или иная легенда, сказка, придание. А маленькие дети, в силу возраста не имеющие выраженных способностей к абстрактному мышлению, запросто понимают распределение ролей в сказке, даже когда слышат ее в первый раз.

В психоанализе архетип рассматривается как один из основных элементов коллективного бессознательного. Мы сегодня не будем глубоко погружаться в тему коллективного бессознательного, а сосредоточимся на рассмотрении архетипов с тем, чтобы уточнить и обрамить понимание нашей темы. Итак, какие же архетипы выделял Карл Юнг?

Анима

Анима – это олицетворение женской энергии, которая есть в каждом человеке, независимо от гендера. Анима отличается высокой эмоциональностью, неспособностью взять под контроль собственные порывы. Это сгусток исконно женских качеств: импульсивности, интуиции, склонности к резкой смене настроения, способности искренне любить.

Анима в ярко выраженном варианте делает людей раздражительными и легковозбудимыми, заставляет совершать импульсивные поступки, о которых потом приходится сожалеть. Чаще такими качествами в столь экстремальном виде обладают женщины, однако иногда подобные склонности могут наблюдаться и у мужчин.

Анимус

Анимус – это противоположность анимы и олицетворение характеристик, свойственных мужчинам. Анимус отличается логикой и взвешенностью поступков, продуманностью каждого действия и тщательной оценкой возможных его последствий.

Можно сказать, что анимус уравновешивает импульсивность анимы. Мы помним, что анима и анимус в определенных пропорциях свойственны каждому человеку независимо от гендера. Именно поэтому мы редко видим какой-то крайний тип поведения.

Тем не менее, анимус в его крайних проявлениях – это прерогатива сильного пола. Вопреки господствующему мнению, авантюризм – это вовсе не мужская черта. Анимус в чистом виде напрочь лишен импульсивности и авантюризма, зато всегда консервативен, спокоен, ценит стабильность.

В итоге его склонность к осторожности и тщательному обдумыванию возможных последствий своих действий мешает раскрыть собственный потенциал. При этом склонность к осторожности соседствует с нежеланием прислушаться к чужому мнению, пересмотреть свои взгляды даже тогда, когда они явно отстали от времени.

Возможно, это отчасти из-за того, что анимус не может похвастаться развитой интуицией. Женщинам, которые имеют ярко выраженные черты анимуса, обычно не хватает женственности и гибкости мышления, зато они всегда знают, чего хотят, и тщательно продумывают свой путь к цели.

Самость

Самость – это абсолютный баланс женского и мужского в человеке. Данный архетип является эталоном целостности и гармоничности, символом динамики и равновесия. Он позволяет противоположностям найти свой идеальный баланс.

Согласно Юнгу, обычно присутствие самости в человеке выражено слабо. Зачастую человеку сложно осознать собственную самость, даже если она в нем есть.

Тень, она же Анти-Я

Тень включает в себя убеждения и установки, традиционно отвергаемые обществом. Можно сказать, что это «демон, который прячется в каждом из нас», «наша темная сторона», «животная часть человека». Элемент тени присущ каждому индивиду.

В большинстве случаев человек может успешно контролировать свои низменные порывы, однако под воздействием алкоголя и/или наркотиков, при некоторых расстройствах психического спектра человек не может или не считает нужным контролировать свою тень, и тогда тень начинает руководить его действиями.

Персона

Персона – это архетип актера и притворщика. Персона легко меняет маски в зависимости от ситуации, а ее истинные чувства и эмоции разгадать практически невозможно. Персона способна прожить сразу несколько жизней, не имеющих ничего общего друг с другом.

Данному архетипу необходимы зрители, поэтому персона всегда хорошо социализирована, легко находит общий язык с окружающими, привлекает внимание своего и противоположного пола, обладает определенным магнетизмом.

Нередко под этой маской личного обаяния скрывается самый настоящий социопат, а то и вовсе авантюрист, склонный к необдуманному риску и считающий себя умнее и лучше других без каких-либо к тому оснований.

Мать

Мать – это начало всех начал. И эта характеристика в полной мере предопределяет ее отношение к окружающему миру, родителям, родственникам, собственным детям. При этом у данного архетипа есть светлое и темное начало:

  • Светлое начало – «Великая Мать», которая дает жизнь, хранит тепло и семейный очаг, заботится об окружающих, стремится сделать близких людей счастливыми.
  • Темное начало – мачеха, лживая хитрая натура, желающая контролировать всех вокруг.

Для того чтобы лучше понять, что такое темное начало в данном архетипе, стоит обратиться к детским сказкам. Такой персонаж, как мачеха, наглядно иллюстрирует все особенности данного архетипа.

Отец

Отец – это динамика, активность и способность принять быстрое верное решение. У данного архетипа существуют три разновидности:

  • Отец Зевс – уверенность в себе, лидерские качества, авторитет среди окружающих.
  • Отец Уран – высокий интеллект, развитые когнитивные способности, склонность «уходить в себя».
  • Отец Кронос – диктатор и агрессор, стремящийся к абсолютному контролю.

Далеко не всегда какая-то разновидность архетипа проявляется в чистом виде. Чаще можно наблюдать, как превалирует одна разновидность при наличии некоторых признаков других разновидностей.

Ребенок

Архетип ребенка считается наиболее значимым в том плане, что в нем соединяются сила и слабость, мужское и женское начало. Различают две разновидности этого образа:

  • Ребенок грядущий – оптимист, обладает силой духа, стойко переносит любые испытания.
  • Обиженный ребенок – пессимист, требует внимания и защиты, не умеет самостоятельно преодолевать трудности.

Черты «обиженного ребенка» можно наблюдать не только у детей, но и у некоторых взрослых. В случае, когда они выражены слишком мощно, такой человек становится тяжелым для общения и не пригодным к серьезным делам.

Мудрый старик, он же Мудрец или Мыслитель

Главные потребности мудреца или мыслителя – это познание окружающего мира и самого себя, изучение личности других людей и глубин своей души. Мудрый старик всегда спокоен, несколько отстранен от происходящих событий, достижений и неудач окружающих.

Мудреца обычно сложно вывести из себя, заставить участвовать в сомнительных авантюрах и принимать скоропалительные решения. Его интересует интеллектуальная составляющая процессов и явлений, и практически «не цепляют» разговоры и действия, лишенные этой самой интеллектуальной составляющей.

По причине всего вышеперечисленного мудрецы и мыслители обычно кажутся холодными и равнодушными. И им на самом деле важнее их внутренняя гармония, единение с природой, чем веселье и материальные блага.

Как настоящий интеллектуал, мудрец способен найти эффективное решение самых сложных задач, однако не обладает потенциалом для воплощения в жизнь этого решения. Это всегда теоретик, а не практик. Он не желает действовать и двигаться вперед, а предпочитает довольствоваться тем, что уже есть в наличии.

Это самое общее описание архетипов, которые выделял Юнг. К слову, такой подход вызвал в свое время дискуссии в научном мире. Многие ученые полагали, что вряд ли возможно все разнообразие проявлений человеческой личности свести к такому небольшому количеству сценариев. Так или иначе, классификация архетипов Юнга закрепилась в психологии и заняла свое место наряду с попытками других ученых внести свою лепту в развитие этой темы.

Отдельно следует сказать про эго. Так, эго – это центр сознания, и поэтому играет основную роль в сознательной жизни человека. Эго формирует ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и действий, и отвечает за взаимосвязь сознательного и бессознательного. Если эта связь почему-либо нарушается, у человека может развиться невроз и прочие расстройства.

Итак, мы разобрались, что такое персона, эго, тень, анима, анимус, самость по Юнгу. И, когда мы говорим про персону, тень, аниму, эго, анимус и различные архетипы, важно понять, как они соотносятся между собой.

Персона, анима, анимус, тень, самость: индивидуация

Работы Юнга, как и большинство фундаментальных научных исследований, достаточно сложны для понимания без должной подготовки и специального профильного образования. Поэтому, для того чтобы лучше понять взаимосвязи и взаимозависимости между архетипами и различными составляющими человеческой личности, обратимся к более поздним трудам последователей Карла Юнга, которые разложили все, что называется, «по полочкам».

Мы обещали не слишком углубляться в тему бессознательного, однако пару слов об этом все же скажем. Нам в помощь работа «Анима и Анимус. Архетип Персона. Тень. Индивидуация», и мы попытаемся разобраться, что к чему [А. Коврова, 2020].

Итак, анима и анимус – это комбинации архетипических образов, которые содержатся в культуре и проявляются как в мужском, так и женском началах. У мужчины анима может проявляться как повышенная чувствительность, сентиментальность, утрата мужественности, переменчивость настроения. Проявление анимы в мужской психике фиксируется через его отношение к женщине.

Различают четыре образа анимы, которые носят женские имена: Ева, Елена, Мария, София. Эти образы мужчина проецирует на женщину. Считается, что чаще всего они проявляются в сновидениях.

Четыре образа анима:

  • Ева – образ матери.
  • Елена – сексуальный образ.
  • Мария – воплощение духовности.
  • София – воплощение мудрости.

Каждый из этих образов имеет три вида энергетической наполненности:

  • Сатьва – возвышенное женское начало.
  • Раджас – чувственное женское начало.
  • Тамас – разрушительное женское начало.

Смысл этих градаций заключается в том, что все хорошо в меру, и даже самые положительные черты, будучи гипертрофированными, могут нести отрицательное воздействие [Testometrika, 2020].

В целом, анима рассматривается как психический компонент, который находится ниже порога сознания, является комплементарным персоне и состоит с ней в компенсаторных взаимоотношениях.

Архетип персона, как мы помним, обозначает часть психики, обращенную к социуму. Персона представляет собой идеальную картину мужчины, на которую реагирует анима. Насколько мужчина играет сильную личность «на публику», настолько слабым он может оказаться внутри.

Следует помнить, что анима – это внутренняя установка, а персона – внешняя. Анима содержит характеристики, которых нет у персоны. Например, мужчина, который ведет себя как тиран, может быть весьма капризным, а капризность – это свойство анимы. По утверждению Юнга, если персона интеллектуальна, анима всегда сентиментальна.

Анима мужчины претерпевает изменения на протяжении его жизни. В юношеском возрасте мужчины стремятся избавиться от влияния материнской анимы. И, если в молодом возрасте потеря анимы не наносит вреда мужчине,

к середине жизненного пути потеря анимы может выражаться в сварливости, упрямстве, раздражительности и склонности к злоупотреблению алкоголем. В старшем возрасте недостаток связи с анимой ведет к депрессии, стрессу, снижению когнитивных способностей и сложностям с принятием решений.

Анимус представляет собой бессознательную мужскую часть личности женщины и проявляется в жестком и самоуверенном характере. Анимус, как и анима, находится ниже порога сознания, действует из бессознательного, является комплементарным персоне и состоит с ней в компенсаторных взаимоотношениях.

Благодаря анимусу формируются определенные взгляды и установки, основанные на бессознательных априорных предпосылках. Их очень сложно поколебать чем-либо. При этом анимус не противостоит персоне, а является как бы «множеством персон», которые представлены истинами и принципами морали, усвоенными бессознательно с детства. Они «вступают в силу» тогда, когда у женщины отсутствует сознательное и компетентное решение.

Анимус обладает еще одной важной особенностью. Мнения и взгляды, сформированные под воздействием анимуса, всегда социальные и превалируют над индивидуальными суждениями.

Тень – это бессознательный аспект психологической структуры личности, ее отрицательная сторона, которая отвергается сознательным эго. Чем в большей степени человек осознает наличие у себя негативных характеристик, тем больше шансов их исправить. Если же человек не осознает свои теневые стороны, они могут выйти из-под контроля и проявиться в самый неожиданный момент.

Как видим, Юнг и его последователи достаточно детально расписали все образы и архетипы человека. Однако мы знаем и понимаем, что все люди разные, и двух одинаковых личностей просто не найти. Как же тогда происходит процесс индивидуации и в какой момент все эти заранее известные общие характеристики складываются в эксклюзивный пазл, именуемый человеческой личностью?

Индивидуация – это, по Юнгу, процесс самосозидания и самовоплощения. Он утверждал, что индивидуация и осознание своего «Я» – это разные процессы, и разделял понятия «индивидуализм» и «индивидуация». В его понимании индивидуализм – это акцент на собственном своеобразии в противовес коллективным установкам, а индивидуация – это результат ассимиляции в сознании личного и коллективного бессознательного.

Индивидуацию можно определить как процесс перехода бессознательного в сознательное через духовное развитие. В процессе индивидуации человек осознает свою психологическую уникальность, реализует свои задатки и способности. Процесс индивидуализации проходит в четыре этапа:

  • Раскрытие персоны, когда человек рассматривает ее в большей степени как полезный инструмент, а не как часть самого себя.
  • Знакомство с тенью и борьба с ней, когда человек может освободиться от нее в той степени, в какой понял свои «темные стороны».
  • Столкновение с анимой или анимусом, когда человек осознает, что составляющие анимы или анимуса достаточно автономны и могут воздействовать на его поведение без его участия.
  • Развитие самости, когда самость перемещает эго в основу психики и способствует интеграции сознательного с бессознательным.

Если эти пояснения кому-то кажутся слишком сложными, попробуем объяснить еще проще.

Карл Юнг полагал, что все формы поведения человека обусловлены архетипами, которые представляют собой элементы коллективного бессознательного. Они обозначают суть, формы и способы связи наследуемых структур психики, обеспечивающих основу поведения и структурирование личности.

На самых начальных стадиях развития сознания в раннем детском возрасте анима и анимус формируются преимущественно под воздействием образа родителей, далее начинается влияние других людей. Последующая социализация требует от человека исполнения отведенной ему социальной роли, исполнение которой зависит от развития персоны.

Персона – это сложная система взаимоотношений между индивидуальным сознанием и социальной представленностью. Формирование социально привлекательной персоны зависит от установок, принятых в конкретном социуме в конкретный временной период. Например, в первобытном обществе были свои приоритеты, в эпоху Средневековья другие и т.д.

В «мужском бессознательном» существует унаследованный коллективный образ женщины, с помощью которого он понимает природу женщины. Соответственно, в бессознательном женщины наличествует коллективный образ мужчины.

Это та основа, которая необходима для взаимопонимания и взаимодействия мужчин и женщин. В зависимости от ситуации каждый надевает ту или иную маску для своей персоны, и демонстрирует тот или другой тип поведения.

По Юнгу, в процессе формирования тендерной идентичности мужчины сила, с которой он идентифицируется с маской, равна силе воздействия на него изнутри, где бессознательное подавляет «Я». Поэтому идеальный образ мужчины должен быть компенсирован внутренней женской слабостью, за которую отвечает анима.

Формирование тендерной идентичности женщины происходит чуть иначе. Процесс, как мы помним, связан с компенсаторными отношениями между персоной и анимусом, и благодаря этому формируются некие взгляды и установки, основанные на бессознательных априорных предпосылках. Именно на основе этих установок принимаются решения тогда, когда не хватает фактической или практической информации для всесторонней оценки ситуации.

Анима и анимус: практическое значение

Теперь, когда мы достаточно много узнали о том, что такое персона, тень, анима, эго, анимус, самость, возникает закономерный вопрос: для чего нам могут потребоваться эти знания, помимо расширения общего кругозора и пополнения багажа знаний?

Во-первых, любые знания, позволяющие лучше понять самого себя, полезны в деле понимания своих сильных и слабых сторон, саморегуляции психологического состояния, профилактики стресса и прочих расстройств.

Во-вторых, понимание того, что такое анима и анимус, может помочь в построении отношений с противоположным полом. На сегодняшний день существуют масштабные исследования данной темы, которые заслуживают отдельного рассмотрения. Например, как в статье «Проекции на людей противоположного пола: анима и анимус» [Psysovet, 2021].

В-третьих, новейшие исследования показывают, как наработки в области понимания анимы и анимуса могут помочь преодолеть кризис в отношениях, предотвратить расставание, развод и, соответственно, депрессию, вызванную неудачами на личном фронте. В частности, этому посвящено исследование Inner-outer couple: anima and animus revisited. New perspectives for a clinical approach in transition («Внутренне-внешняя пара: новый взгляд на Аниму и Анимус. Новые перспективы для клинического подхода в переходный период») [M. Saiz, C. Grez, 2022].

И, наконец, изучение данной проблематики все в большей степени проливает свет на различные психологические расстройства. В частности, комплекс Эдипа. Если эта тема представляет для вас какой-то интерес, с подробностями исследования можно ознакомиться в материале Aspects of anima and animus in Oedipal development («Аспекты анимы и анимуса в эдипальном развитии») [W. Colman, 1996].

Как понять, какое начало преобладает в вашей личности: мужское или женское? Для этого можно пройти специальное исследование на «анима-анимус» – тест ЛОКАА, разработанный доктором психологических наук, специалистом в области социальной психологии Владимиром Козловым. ЛОКАА расшифровывается как «Личностный опросник Козлова анима-анимус». В этом тесте 72 вопроса, ответы на которые, как обещает автор теста, займут примерно 8 минут.

Есть и еще более простой и быстрый тест «Анима – анимус» на 10 вопросов. Вам предложат различные цветовые сочетания, а вам нужно будет ответить, нравятся они вам или нет. Ответ будет представлен в виде картинки:

Правда, судя по отзывам, в большинстве случаев тест выдает ответ, что вы на 90% женственны и на 10% мужественны всем, в том числе мужчинам:

Попробовать, думается, все равно стоит, вдруг вы отличаетесь от безликой серой массы, получающей одинаковые результаты независимо от вариантов ответов.

Это основное, что мы собирались рассказать вам про аниму и анимус. Мы желаем вам сохранять свою яркую неповторимую индивидуальность в любых обстоятельствах. Мы ждем вас на наших программах «Самопознание» и «Когнитивистика» и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи: