Если вы хотите влиять на людей, вы просто обязаны овладеть техникой сторителлинга. Любовь к историям у нас в крови – еще с тех далеких времен, когда наши предки рассказывали их возле костра. Независимо от того, как вы будете общаться с аудиторией (устно или письменно), общие принципы создания историй одинаковы. Предлагаем вам изучить 7 базовых сюжетов, с помощью которых вы сможете создать историю на любой случай.
Жили-были
Классическая и, пожалуй, самая эффективная техника, основы которой вы прошли еще в школе. Вспомните стандартную структуру повествования:
- завязка;
- развитие сюжета;
- кульминация;
- счастливый конец.
Мы все привыкли к этой структуре из детства – именно так построены наши любимые сказки и мультфильмы. Некий герой отправляется в путешествие или попадает в необычные условия, преодолевает множество препятствий, в конце концов побеждает дракона и завоевывает свою принцессу.
Эта техника создает очень хороший эффект погружения: читатель переживает приключения героя вместе с ним.
В каких случаях лучше использовать этот вариант:
- Вовлечение аудитории, которая начинает ассоциировать себя с вашим брендом.
- Передача полезного опыта.
- Мотивация к совершению определенных действий, которые приведут читателя к такому же счастливому финалу.
Альтернативная история
Пока в Виллабаджо уже пишут крутые истории, в Вилларибо все еще доносят свои идеи в лоб. Именно знаменитая реклама моющего средства является ярчайшим примером этой техники сторителлинга. В ней вы противопоставляете две реальности: хорошую и плохую, желаемую и действительную, и подводите читателя к выбору нужного вам варианта. В конце автор может представить рецепт достижения этой лучшей реальности.
В каких случаях лучше использовать этот вариант:
- Привлечение читателей на свою сторону.
- Отстройка себя от конкурентов.
- Создание чувства надежды на лучшее.
В омут с головой
Информационная передозировка приводит к тому, что люди больше не хотят читать пространные введения и глубоко погружаться в развитие истории. Им хочется поскорее попасть в саму гущу событий. Техника «В омут с головой» как раз и предназначена для таких случаев.
Вы начинаете с жаркой середины истории, опуская ее завязку. Это позволяет быстро увлечь внимание читателя. Ему захочется узнать, что привело к кульминации и чем же все-таки закончится история. Важно не раскрывать все карты до самого конца, чтобы удерживать внимание.
В каких случаях лучше использовать этот вариант:
- Вам нужно четко сосредоточить внимание аудитории на определенном моменте, с которого и начинается история.
- Вам нужно быстро захватить внимание незнакомой аудитории.
Шоковый сценарий
История начинается, как классическая, с легкой завязки, и ведёт к довольно предсказуемой концовке. Но тут случается что-то из ряда вон выходящее, переворачивающее весь сюжет. Такой прием часто используют в сериалах. К примеру, убивают любимого всеми героя, находящегося во вполне безопасном месте. Это позволяет шокировать читателя/слушателя/зрителя и тем самым увлечь его. Разбивая ожидания человека, вы создаете очень сильную эмоциональную привязку к истории.
В каких случаях лучше использовать этот вариант:
- Вам нужно рассказать об инновационном способе решения проблем.
- Вам нужно рассказать о необычной трудности, с которой успешно справилась ваша компания.
- Вам нужно разнообразить классический формат и удержать ускользающее внимание аудитории.
Две сюжетные линии
Эта техника чем-то напоминает «Альтернативную историю» – у нее тоже есть две сюжетных линии. Однако в этом случае они поначалу никак не связаны, и уж тем более не противопоставляются друг другу. Наоборот, в кульминационной точке эти сюжетные линии сходятся, знаменуя собой появление чего-то нового.
В каких случаях лучше использовать этот вариант:
- Показать историю создания некоего продукта.
- Рассказать о формировании партнерства с кем-либо.
- Рассказать о том, как создавалась ваша компания и как в нее приходили люди.
Sad End
Данный формат по структуре полностью копирует классический, однако заканчивается далеко не так радужно. Напряжение в процессе повествования нарастает, и в кульминации случается некое драматическое событие. Тем не менее, концовка истории должна давать надежду или показывать определенные выводы, которые помогут избежать печального исхода.
В каких случаях лучше использовать этот вариант:
- Вам нужно рассказать о негативном опыте, из которого вы извлекли определенные уроки.
- Вам нужно вызвать сочувствие у людей.
- Вам нужно повлиять на людей при помощи финала.
Все дороги ведут в Рим
Этот формат предполагает объединение нескольких историй вокруг какой-то центральной концепции. Истории могут быть полностью независимыми или как-то пересекаться друг с другом, но они в любом случае объединены одним посылом. Вы как бы приводите множество доказательств в пользу главной идеи, в результате чего история выглядит очень убедительно. (Кстати, эта статья, несмотря на то, что она не является историей, построена по похожему принципу: мы описываем разные подходы к реализации одной и той же идеи.)
В каких случаях лучше использовать этот вариант:
- Вам нужно продемонстрировать, как связаны различные явления с вашим главным месседжем.
- С помощью такого формата вы можете предложить человеку стать частью сообщества, которое разделяет определенную ценность.
- Множество объединенных историй повышают убедительность рассказа.
Сторителлинг – это не просто взять придумать историю и красиво ее рассказать или написать. Это ещё и понять цель истории, изучить аудиторию, которой она сообщается, и на основании этих данных выбрать правильный формат рассказа. Только тогда вы получите максимальный эффект.
Ну а если вы хотите погрузиться в сторителлинг по-настоящему и освоить все его премудрости, предлагаем вам пройти наш курс сторителлинга. На этой онлайн-программе за 5 недель вы научитесь увлекательно, аргументированно, оригинально и остроумно излагать свои мысли, чтобы вас было интересно читать и слушать, и чтобы после вашего рассказа люди делали то, что вы от них хотите.
Желаем удачи и ждем на нашем курсе!