Принимал ли ваш коллега по работе или босс решение, которое вы считали неэтичным? Вполне вероятно вы ответите «да». Компании часто начинают свой путь с правильных и этичных решений, однако через какое-то время понятие морали размывается и становится тяжело понять, что такое хорошо и что такое плохо. Мир бизнеса и финансов нестабилен, а достижение цели ставится во главу угла, поэтому порой некоторые лидеры под давлением начинают переходить рамки, даже не замечая этого. Стоит пересечь эту черту, как подобная манера поведения становится допустимой, ведь ее «считывают» члены команды и поддаются соблазну действовать так же. Если вы руководите компанией, то должны следить как за собой, так и за своими сотрудниками, чтобы все не вышло из-под контроля и не привело к печальным последствиям.
О теории этического коллапса
В 2006 году Мэрианн Дженнингс опубликовала книгу под названием «The Seven Things of Ethical Collapse». В ней она описывает признаки, выявив которые, вы сможете определить потенциальные слабости своей компании и существование угрозы этического коллапса. Автор также предлагает набор действий для каждого отдельного случая.
Вот эти признаки:
- Одержимость числами.
- Страх и тишина.
- Опытные и неопытные менеджеры.
- Слабое руководство.
- Конфликты интересов.
- Инновации и быстрый рост компании.
- Улучшения в одной сфере компенсируются ухудшениями в другой.
Рассмотрим каждый признак отдельно.
Семь признаков
Одержимость числами
Любая организация хочет поддерживать определенный уровень производительности, но когда она становится одержимой лишь количественными целями, это может привести к пересечению черты и переходом «на сторону зла».
Как правило, речь идет о финансовой составляющей, однако это могут быть любые измерения производительности. Например, фармацевтическая компания может решить выпускать десять новых лекарств каждый год, даже если особых идей и разработок у нее не будет. Это может привести к появлению старого лекарства в новой упаковке.
Действия: убедитесь в том, что каждый член вашей команды знает ключевые ценности вашей компании и не нарушает их. Встретьтесь с ними и объясните, какую черту переходить нельзя и какие последствия их ждут, если они ее переступят.
Страх и тишина
Атмосфера страха и тишины может маскировать наличие этических проблем. Например, некоторые работники вашей компании могут бояться говорить вслух о своих переживаниях, потому что их за это уволят. Они также не будут просить о помощи, потому что это скажет об их некомпетентности. Когда человеку страшно и он молчит, это может привести к очень серьезным последствиям.
Действия: создайте такую культуру в своей компании, в которой люди будут свободно общаться между собой. Поощряйте обратную связь и убедитесь в том, что конструктивная критика не должна восприниматься как личное оскорбление. Общайтесь с членами своей команды наедине, если чувствуете, что им неловко высказывать свое мнение публично.
Когда ваша команда молчит, это значит что люди боятся конфликта. Сам по себе конфликт, который развивается конструктивно, может помочь обнаружить многие скрытые проблемы, поэтому развивайте свои навыки управления и будьте хорошим примером для остальных.
Опытные и неопытные менеджеры
Наличие молодых и неопытных менеджеров отнюдь не означает, что они будут принимать неверные решения. Однако при сотрудничестве с более опытными коллегами они могут уступать им или просто подчиняться, несмотря на свое несогласие.
Когда лидер выбирает деспотичную форму правления, это может привести к групповому мышлению, где каждый член команды слепо подчиняется руководству даже в случае принятия неэтичного решения.
Действия: изменить культуру на рабочем месте, где люди находятся в страхе или под обаянием влиятельного лидера, бывает очень нелегко. Дженнингс указывает на то, что этот признак является наиболее сложным для управления. Если вы отвечаете за выбор нового лидера, подумайте дважды перед тем, как нанять «менеджера с именем».
Слабое руководство
Руководство может быть слабым по разным причинам:
- Члены руководства могут быть неопытными;
- Они могут отвлекаться на внутреннюю борьбу;
- Они могут иметь конфликты интересов.
Действия: поддерживайте линии связи с тем, чтобы руководство могло свободно общаться с членами команды и наоборот. Это предотвратит ситуации, в которых младшие менеджеры начнут фильтровать информацию на свое усмотрение, избегать огласки плохих новостей и преувеличивать хорошие.
Изучите размеры заработных плат и дополнительных льгот, которые получают ваши работники. Больше они или меньше, чем у конкурентов? Если выяснится, что ваши работники получают намного меньше, это может привести к неэтичным поступкам внутри компании.
Конфликты интересов
Конфликт интересов возникает, когда человек, который принимает решение, руководствуется своими собственными интересами, а не интересами компании. Например, ваш менеджер может назначить своего друга или родственника на высокооплачиваемую должность в вашей компании. Когда члены команды узнают об этом, то начинают думать, что тоже имеют право вести себя аморально как по отношению к компании, так и к клиентам.
Действия: подумайте о людях в вашей организации, которые принимают важные решения. Установите четкие правила, которые нельзя нарушать.
Инновации и быстрый рост компании
Конечно, инновации сами по себе — двигатель прогресса, однако проблемы могут возникнуть, когда организация их вводит, не задумываясь об этике и законе.
Чем быстрее развивается компания, тем больше у нее возникает соблазнов и желания обойти закон. Такая звездная болезнь также может привести к плохим решениям.
Действия: если ваша компания успешна, подумайте над тем, все ли так хорошо, как кажется на первый взгляд. В мире бизнеса достаточно примеров того, как организации рушились, казалось бы, на ровном месте. Может быть вы где-то что-то упустили?
Улучшения в одной сфере компенсируются ухудшениями в другой
В прошлом компании, страдавшие от этического коллапса, компенсировали свое поведение благотворительностью. Сейчас все может происходить наоборот: когда компания жертвует деньги, ее руководители могут подумать, что теперь имеют право принимать неэтичные решения (ведь часть денег все равно будет пожертвована на хорошие дела).
Действия: ответьте на вопрос «Что движет вашей компанией, когда она отдает деньги на благотворительность?». Если это исключительно желание замолить прошлые и будущие грехи, тогда вам нужно разобраться с аморальным поведением компании или отдельных ее представителей.
Желаем вам удачи!