Термин «коммуникация» размыт. Он может значить все, что угодно и принимает любые формы. Даже граффити на стене можно считать способом коммуникации. По сути, главное — передать свою мысль таким образом, чтобы другой человек понял, что конкретно имеется в виду. Это основа, но помимо этого есть еще несколько задач: понять собеседника, научиться влиять на него, разрешать конфликты и недопонимания.
Чтобы научиться правильно общаться с людьми, нужно принимать во внимание тот факт, что практически все имеет значение:
- То, что говорите;
- То, как говорите;
- То, какие эмоции испытываете;
- То, какие эмоции испытывает собеседник;
- То, понимаете ли вы, какие эмоции испытывает собеседник;
- То, как используете язык тела.
Именно поэтому общение и называют искусством — слишком много нужно учесть, чтобы стать хорошим собеседником. Представляем вам несколько коммуникационных техник, которые помогут наладить взаимоотношения с людьми разных характеров.
Используйте силу тишины
Тишина является сильнейшим оружием, которым люди обычно забывают пользоваться. Зачастую она может сказать больше, чем сотни слов.
При помощи тишины можно погасить гнев собеседника, удивить, даже вызвать улыбку. Есть также разновидность тишины — пауза. Ее тоже можно и нужно использовать. Например, чувствуете, что собеседник что-то недоговаривает. Взяв небольшую паузу, вы даете ему понять, что догадываетесь об этом. Поэтому скорее всего он скажет правду. Или по его поведению будет видно, что он лжет, а это также полезная для вас информация.
Отзеркаливайте своего собеседника
Знаменитая техника из НЛП будет актуальной всегда. Люди, не знающие об этом методе, используют его бессознательно. Влюбленные пары в кафе дышат в унисон, складывают одинаково руки и ноги, склоняют похоже голову. Пары, переживающие неприятные моменты, принимают совершенно разные позы, даже выражение лиц у них отличается.
Поэтому технику отзеркаливания можно применять в ситуациях, когда существует недопонимание и даже враждебность. Начните с языка тела и манеры речи — это пусть и не сразу, но расположит собеседника.
Будьте гибким слушателем
Умение слушать всегда будет цениться по одной причине: большинство людей страстно желают говорить о себе и своих проблемах. Слушать можно и таким образом, что вы сможете направлять ход беседы при помощи наводящих вопросов. Согласитесь, намного проще заставить человека поверить в то, что он сам ведет беседу, чем убеждать его прямым текстом в этом.
Умение слушать предполагает:
- Внимательно слушать;
- Задавать вопросы;
- Выражать заинтересованность;
- Отсутствие критики;
- Осознавать мотивы собеседника.
Этот навык на первых порах требует терпения. Со временем интерес станет настолько искренним, что вы начнете излучать неподдельную радость от общения с другими людьми.
Получайте обратную связь
Обратная связь важна, потому что в процессе пересказа увлекательной истории мы мало внимания обращаем на реакцию собеседника. А ведь именно реакция является мерилом того, интересно ли ему.
Важно знать две вещи: донесено ли сообщение ясно и четко и было ли это увлекательно. Можно спросить напрямую, но так как «все люди врут», обращайте внимание на язык тела и микровыражения. Люди часто отводят глаза, когда им неприятно или испытывают трудности в речи, когда лгут (хотя иногда это может ничего не значить).
Наводящие вопросы — тоже прекрасный способ получить обратную связь. Только старайтесь так их задавать, чтобы человек высказал свое мнение, а не ваше.
Культивируйте любопытство к общению и людям
Без этого никуда, многие замечают лицемерие и наигранность. И если вам и правда неинтересно общаться, придется первое время притворяться и искать способы полюбить людей.
Вы наверняка замечали, что сегодня хочется вести диалог с человеком и он вам интересен, а вчера было все совершенно иначе. Изменился не он, а ваше отношение, хотя быть может никаких внешних предпосылок не было. Любопытство имеет свойство временно исчезать и если его осознанно не культивировать, то вы так и будете зависеть от собственного настроения. Возможно, вам нужно будет сначала узнать себя, чтобы затем захотеть узнавать других.
Постарайтесь забыть о себе
Шаблон диалога часто одинаков: оба собеседника хотят говорить исключительно о себе. Такое отношение к общению бессмысленно, ведь по сути вы ничего не узнаете, а только в очередной раз продублируете информацию о своей жизни. Поэтому прежде всего проявите интерес к человеку и говорите только о нем. Через какое-то время собеседник, поняв, что его наконец искренне слушают, ответит взаимностью.
Это основные правила, которых стоит придерживаться, когда речь идет об общении. Читайте соответствующую литературу, смотрите обучающие ролики и никогда не допускайте мысль «Я общаться умею, у меня это от природы». В этом искусстве невозможно достичь совершенства, а стремиться к нему можно. Вы можете пройти курс по техникам коммуникации, чтобы узнать больше и научиться находить самые разные подходы к людям.
Желаем вам удачи!