Ты едешь ранним погожим утром по шоссе и тебе никак не обогнать новичка с буквой «У» в левом верхнем углу, который едет настолько медленно, что можно выйти из машины, не останавливаясь, и так же не спеша её догнать. Ты начинаешь злиться, настроение портится, мозг занят не любованием красотами загородной природы и не предвкушением встречи с семьей, а подбором нелестных эпитетов по поводу раздражителя впереди.
Или подруга в очередной раз пришла в гости жаловаться на начальство, которое не ценит, не повышает заработную плату и заставляет задерживаться после окончания рабочего времени. Ты, негодуя, советуешь бросить эту работу и искать себе новую, уверяя подругу, что та – высококлассный специалист. (Хотя в действительности понятия не имеешь, что именно она представляет из себя на работе.)
Как связаны эти две ситуации?
В обоих случаях человек ставит во главу угла себя и свои интересы и не задаётся вопросом: что может думать о сложившейся ситуации другая сторона – в первом случае начинающий водитель, во втором начальство подруги. Чтобы найти выход из неприятных ситуаций, иногда достаточно просто включить воображение и представить себя на месте другого участника конфликта. Начать думать в подобном ключе для человека, к этому не привыкшего, может быть довольно сложно. Но стоит начать, и многие жизненные ситуации не дорастают до конфликта. Если водитель из ситуации №1 вспомнил бы, что его дочь полгода назад села за руль и периодически переживает из-за несдержанности других более опытных водителей на дороге, которые сигналят и подрезают её, то с большой вероятностью он бы просто завернул в магазин по дороге или терпеливо ждал прерывистой линии, чтобы совершить безопасный манёвр.
Именно умение взглянуть на ситуацию с другой стороны называется эмпатией. Автор подмечает, что одно из важных принципов парадигмы верхнего и нижнего этажа (обеих сторон конфликта) – изменить свой угол зрения, не отказываясь от собственного видения. Эбенштейн называет это «перемещение перспективы». Анализируя опыт, который он приобрел, возглавляя свою компанию, которая занималась поддержкой в проведении переговоров, достижении соглашений и разрешении конфликтов, автор призывает нас помнить несколько постулатов:
- Мы все иногда заходим в тупик.
- То, в какие именно застойные ситуации вы попадёте, обусловлено вашей личностью.
- Возможно, вы не сразу поймёте, в чём, собственно дело.
- У проблемы не всегда существует чёткое и объективно правильное решение.
- Гибкое мышление позволяет нам найти несколько вариантов.
- Если вы принимаете на время чужую точку зрения, это не означает, что вы должны отказаться от собственной.
- Решение должно соответствовать вашим личным особенностям.
- Какой-то выход есть всегда.
- Умение приходит с опытом.
Купить и прочитать книгу «Сила эмпатии» можно на сайте издательства.