Блог о саморазвитии

Риторические тропы для убеждения и творчества

 

Риторические тропы для убеждения и творчества

Фигуры речи (риторические тропы) — это способы использования слов, которые могут казаться необычными, но имеют конкретный и желаемый эффект. Прочитанные как «нормальные слова», они часто нарушают правила грамматики, но все же могут быть поняты. Распространены в поэзии и красноречии.

Греки, особенно афиняне, превратили использование риторических троп в науку. Римляне подхватили эстафету и продолжили «игру». Уже тогда язык стал формой искусства.

Риторические тропы можно использовать в разных сферах: в рекламе, политике, юморе, психологии. Но цель одна — убеждение. В конце концов, риторика предназначена именно для этого. Дальше в статье мы покажем, каким образом тропы можно применять, чтобы переубедить собеседника и повлиять на его мнение. Не обойдем вниманием и художественную сторону (писательское мастерство) — их использования в диалогах или для яркого выражения мыслей автора.

Мы условно разделим риторические тропы на 3 группы — эмоции, усиление, искажение. Теперь о каждой более подробно.

1

Эмоции

Астеизм: вежливое выражение отрицательных эмоций.

Пример:

Уважаемый господин!

Вы оскорбили мою жену и настоящим я призываю вас к дуэли.

Ваш самый послушный слуга,

Чарльз Хоутри.

Из-за эмоций мы можем угодить в ментальную ловушку. Когда мы поддаемся им, особенно если они негативны, трудно убедить человека чем-либо. Чтобы избежать этого, выражайтесь мягче.

Апостроф: разговаривать с воображаемым человеком или абстрактной идеей.

Пример:

Небеса спрашивают меня, почему он так со мной разговаривает?

Апостроф выходит за рамки нормальной речи, позволяя оратору выражать мысль или чувство, которое не вписывается в нормальный разговор. Это, как правило, вопрос, объяснение или выражение разочарования. Его часто применяют для того, чтобы ярче выразить свои эмоции.

Паранетик: выражение эмоций через призыв действовать каким-то образом.

Пример:

Вы чувствуете вибрации? Думаю, теперь вы можете быть творческими. Получить тот сок, текущий…

Стоп! Не говори этого! Я не могу это слышать!

Паранетик  — это способ командовать толпой или человеком. Его нужно озвучивать в виде неконтролируемой вспышки (особенно гнева). Это также важный сигнал о силе эмоций, которые испытывает человек и, следовательно, он подразумевает важность ситуации.

2

Усиление

Адинатон: декларация о невозможности, часто в явно преувеличенном сравнении.

Пример:

Скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем грешник попадет в Царство Небесное.

Когда происходит нечто, что мы считаем маловероятным, мы потрясены и хотим выразить эту чрезвычайную эмоцию. Легкий способ сделать это — использовать контрастное сравнение.

Амплификация: троп, используемый для общего усиления, улучшения или преувеличения аргументации, чтобы привлечь к ней внимание и заставить казаться больше, чем есть на самом деле.

Пример:

Я ждал дни, шел сквозь ветер, дождь и град, чтобы быть первым из тех, кто увидит такого прекрасного, великого человека!

Когда мы преувеличиваем, то заставляем обращать внимание других людей на эти слова. Это может быть важной тактикой в ситуациях, где требуется быть убедительным.

Анабасис: поэтапное повышение смысла или акцента в каждой фразе или предложении.

Пример:

Мы должны ответить. Мы должны сражаться! Мы должны победить вражескую армию!!!

Анабасис использует принцип новизны, где мы лучше всего запоминаем то, что сказано последним или недавно. Вы можете получить власть над своей речью, если будете постепенно наращивать силу речи, ее мощь. Анабасис можно также использовать, чтобы показать растущую уверенность.

3

Искажение

Паралогия: использование двусмысленного или неоднозначного языка.

Пример:

Похоже, результаты эксперимента имеют ценность (какую ценность? для кого?).

Счастливые мужчины и женщины гуляют в парке (женщины тоже счастливые?).

Поскольку мы все время сталкиваемся с двусмысленностью и добиваемся определенности, мы склонны делать предположения, чтобы «заполнить пробелы» (закрыть гештальт). Паралогия позволяет подразумевать что-то, не указывая на это напрямую.

Дисфемизм: это вставка одного слова в середину другого слова.

Пример:

Это было леген-подожди-подожди-дарно!

Дисфемизм подразумевает, что оратора так переполняют эмоции, что он потерял контроль над языком и не может найти слова, которые точно передадут то, что он чувствует. Следовательно, он просто должен изобрести новое слово. Слова-вставки часто являются ругательными словами и добавляют сильную эмоцию, которая часто связана с ними.

Гипертрофия: преувеличение важности.

Пример:

Если вы останетесь до утра, то будете героем!

Когда мы что-то преувеличиваем, все остальное на фоне кажется мелким. Для других это может иметь малую важность, но вы подчеркиваете, что ничего величественнее этого события не было со времен падения Римской империи.

Изучайте риторические фигуры, они придадут вашей речи образность и яркость. А ваши герои, если вы пишете роман, получат свой уникальный язык, который запомнится читателям.

Желаем вам удачи!

Ключевые слова: