Разумеется, рассмотренная нами в прошлой статье техника «Прыжок в море» является весьма стрессовой, хоть и для многих эффективной. Её можно применять на свой риск, когда водоем знаком и дно известно: иными словами, в случае Очень Важных Выступлений, к которым есть возможность подготовиться заранее. То есть когда у нас есть время, чтобы подойти к вопросу комплексно.
Но давайте обратимся к причине: почему люди боятся публичных выступлений?
Вот вы лично отчего боитесь выступать? Из-за чего у вас дрожат коленки и пересыхает в горле, забываются слова и возникает ступор?
Давайте обсудим самые распространенные причины.
— Вы боитесь незнакомой публики.
Да, многие люди неуютно себя чувствуют под взглядами посторонних. Вообще контакты с незнакомыми людьми легко даются лишь редким везунчикам. В детстве фразы вроде «Вечером идем в гости, там будет много ребят твоего возраста» или «Смотри, сколько на площадке детей — пойди, познакомься» были для меня чем-то кошмарным. Думаю, многие меня поймут. Со временем я сам стал решать, с кем знакомиться, потом знакомства стали важным элементом бизнеса. И знаете, что? Это решительно поменяло мое отношение ко всему процессу. Знакомства для меня это стали частью любимой профессии.
Если вы боитесь выступать перед незнакомой публикой, то, скорее всего, страх связан с предубеждением, что вас примут не так, как вам бы хотелось. Что будут слишком критичны по отношению к вам. Но почему вы так в этом уверены?
Задайте себе вопрос: «Кто эти люди? Что они для меня значат?» Вероятно, вы друг друга видите в первый и в последний раз. Большинство корпоративных выступлений довольно незатейливы, если мы не рассматриваем театр и большую политику, где есть искушенный зритель и зоркий глаз СМИ. Выступающие не сильно заботятся о качестве речи, а слушатели только и ждут, когда можно будет уйти. Вы и сами это знаете по своим «летучкам», «собраниям» и «совещаниям». Поэтому здесь бояться совсем нечего: скорее всего, качество вашего выступления никак не отложится в памяти слушателей. Но если вы внесете в свою речь нечто незаурядное, новое, несвойственное другим ораторам вашего круга, то и слушать вас будут с интересом, и воспримут лучше.
…А теперь закройте глаза и представьте на минуту: вам говорят, что нужно коротко выступить перед старыми друзьями. Согласитесь, это было бы гораздо легче пережить: вы друг друга знаете, у вас хорошие отношения, и никому ничего не нужно доказывать. Как вас могут принять друзья? Только позитивно и по-доброму.
Перед тем, как начать говорить, представьте, что все присутствующие – ваши добрые знакомые. С самого начала общайтесь с ними спокойно, тепло и дружелюбно, как будто давно знаете друг друга и очень рады встрече. Это снимет лишнюю нервозность с вас и удивительным образом скажется на дальнейшем контакте с аудиторией. Люди почувствуют ваш позитивный посыл, и диалог получится хорошим.
Бояться нечего хотя бы потому, что большинство слушающих вас искренне рады, что не находятся на вашем месте. А то бы сами умерли от страха.
— Вы боитесь забыть что-то существенное.
Действительно, надо донести до людей несколько архиважных тезисов. Вдруг забудете? Так обеспечьте себе шпаргалку на маленькой бумажной карточке, как это делали ораторы в далеком XX веке. Либо, если у вас развито ассоциативное мышление, заранее свяжите «важную мысль» с каким-то объектом, посмотрев на который, сразу вспомните, о чем хотели сказать. Это школьный принцип «пометки на руке». Многие ставили точки, рисовали палочки, чтобы что-то не забыть. Мне это никогда не помогало, поэтому все важное я записывал и записываю до сих пор. Или строю выступление так, чтобы все элементы были взаимосвязаны, и упустить что-то было бы практически невозможно. Это как если говорить «А», потом «Б», и мне очевидно, что дальше никак не «М».
Выберите удобный для себя вариант и ничего из вашей памяти не ускользнет.
— Неуверенность в себе
Обычно это чувство посещает нас перед публичным выступлением по той причине, что мы ставим себе слишком высокую планку. «Мы должны выступить лучше всех. Мы не имеем права на ошибку», — примерно такой монолог происходит в вашей голове. Нас тут же посещают мысли, что и опыта у нас маловато, и в горле пересохло, да и вообще — вдруг глупость сморозите, и вас на смех поднимут… Прежде всего, признайтесь себе: все мы люди. Мы несовершенны, а значит можем и ошибиться, совершить какую-то простительную нелепость — всякий человек способен на это! Так не отказывайте себе в праве на ошибку. Вы можете допускать оговорки, можете закашляться — вы живой, настоящий. И слушают вас такие же люди. Так что прекратите применять к себе завышенные требования. Будьте человеком — это располагает. Думаете, что горло пересохнет – запаситесь водой. Пить воду во время выступления — это нормально. Вы же не бургер едите на трибуне, в конце концов. Нет воды – слегка откашляйтесь в сторону от микрофона. Все поправимо.
И старайтесь не придавать большого значения ситуациям, в которых вам нужно выступать. Скорее всего, вы по умолчанию будете излишне завышать важность момента, который для многих ваших слушателей вообще окажется мимолетным. Правильно же народ говорит: «у страха глаза велики».
(«Велики» — в смысле большие, а не в смысле велосипеды).
Иногда я люблю шутки ради сказать, впервые выходя к аудитории: «Как вас много! Я даже волнуюсь!» Всегда говорю это с легким ужасом, и всегда в ответ слышу смех. Кто-то улыбается снисходительно, кто-то смеется, понимая, что если я преподаю ораторское искусство, то здесь явно дурачусь. В любом случае, у всех поднимается настроение, и дальнейший диалог идет в легком и позитивном ключе.
Используйте этот прием, он работает. И вам станет легче.
Мы обсудили основные и наиболее распространенные причины страха перед публичными выступлениями. Разумеется, каждый может добавить что-то свое. Но тогда это будет книга, а не заметка.
Ну хорошо. Я сижу на скамейке. В метре от меня — девушка. Хотите, спрошу ее, боится ли она выступать и почему? Спрашиваю.
— Девушка, вы не могли бы мне помочь?
— Что случилось?
— Скажите, вы боитесь публичных выступлений?
— Да, есть такое.
— А что именно вас пугает?
— Когда я готовилась к защите диплома, то знала, что буду волноваться, и из-за этого волновалась.
— Вы волновались из-за того, что знали, что будете волноваться?
— Да.
— Спасибо, девушка.
Друзья! Настоящее мастерство оратора — это не когда вы способны зазубрить свою речь дословно, со всеми знаками препинания. Продумать или спланировать абсолютно все — невозможно. А вот если вы, забыв что-то или допустив ошибку, обыграли ситуацию так, что либо допущенный промах остался незамеченным, либо ваш выход из «ловушки» оказался настолько изящным и артистичным, что вызвал восторг, то это уровень.
Да, ораторское мастерство во многом связано с мастерством актера. И чтобы самостоятельно развить в себе актерские навыки, необходимые для ораторской практики, нужно постоянно учиться, искать свой стиль и образ, пытаясь для начала увидеть и в чем-то перенять удачные находки известных театральных актеров. И, конечно, как можно чаще выступайте. Сперва – перед знакомой публикой, потом — расширяйте и меняйте аудиторию. Появившийся опыт не означает, что вы совсем перестанете волноваться. Но вы либо прекратите обращать на это внимание, либо научитесь обращать волнение в кураж. Играйте. И когда вы выходите к аудитории, никто не должен догадываться, что у вас что-то не так. Вы говорите – вас слушают. Вы прекрасны. И все у вас получится.
Автор: Леонид Смехов. Бизнес-тренер, автор книги «Популярная риторика».