Блог о саморазвитии

Эвристика репрезентативности

эвристика репрезентативности

Эвристика – совокупность правил и методов для быстрого принятия сложного решения, основываясь на схожем предыдущем опыте. Эвристика репрезентативности – это заключение о принадлежности человека к группе на основе выявления у него типичных черт представителей этой группы.

Мы постоянно прибегаем к этому типу эвристики. Например, вам указывают на человека, одетого в кожаную крутку, с ирокезом и татуировкой на шее. Потом у вас спрашивают: «Как вы думаете, перед вами учитель или рок-музыкант?». Вы, скорее всего, выберете второй вариант. Но почему?

Ответ прост: да потому что этот мужчина похож на рок-музыканта! Иными словами, у него есть те черты, которые присущи типичному рок-музыканту. Об учителях у вас совсем другое представление.

И мы делаем это постоянно: на основе наших наблюдений мы относим людей к тем или иным группам, делаем предположения об их личностных качествах, прогнозируем их поведение. Но можно ли доверять эвристике репрезентативности? Не является ли она когнитивным искажением?

И да, и нет. Эвристику репрезентативности нельзя в полной мере назвать когнитивным искажением по одной простой причине: часто вы оказываетесь правы. Но, конечно же, не всегда. Иногда встречаются представители, которые не являются типичными для своей категории.

Вернёмся к примеру в начале статьи: допустим, что тот мужчина оказался учителем. Это, конечно, удивляет, но это так. Вы ошиблись на его счёт. Эвристика репрезентативности привела вас к неверному суждению, но это не означает, что она является чем-то плохим. Ведь в большинстве случаев вы всё-таки оказываетесь правы.

Но стоит сказать ещё вот о чём: мы делаем далеко не одно и не два предположения. Наблюдая за человеком, мы можем выдвигать предположения о его профессии, уровне эмоциональности, уровне интеллекта и т.д. Иногда мы делаем подобные предположения невольно, иногда специально, но мы их делаем.

И вот в чём загвоздка: многие предположения могут оказаться верными, но какие-то из них – ошибочными. Тогда мы, по общему счёту, выиграем, но победой это можно назвать только условно.

Поэтому необходимо осознавать, как мы выдвигаем предположения с помощью эвристики репрезентативности. Отслеживая процесс, мы можем найти ошибки. И, конечно, не стоит считать свои предположения истиной, пока они не получили подтверждения.

Ошибка уровня представленности

Следует упомянуть ещё один важный момент: взаимодействие эвристики репрезентативности и уровня распространённости.

Уровень распространённости – это частота, с которой определённые события происходят в обществе или частота встречаемости каких-либо примеров.

Канеман и Тверски  в 1973 году провели исследование, в котором из сотни мужчин был выбран воображаемый Джек. Участникам необходимо было предположить, является ли Джек инженером. Одной группе сказали, что инженеров 30 из 100, а другой, что их 70 из 100.

Здесь никакой неожиданности в результатах не было. Первая группа редко предполагала, что Джек инженер, вторая – часто.

Но затем эксперимент изменили: участникам стали давать ещё и описание Джека. Для одной группы подобрали качества типичные для инженеров, а для другой – нетипичные.

Тут-то и произошло самое интересное: участники стали игнорировать уровень распространённости. В своих суждениях они опирались только на то, похож ли Джек на инженера или нет. Тридцать инженеров из ста или семьдесят – это уже не играло роли. Такой эффект и был назван ошибкой уровня представленности.

Краткий итог: не нужно пытаться блокировать природные механизмы мышления, но необходимо узнавать о них и учиться их контролировать. Автоматические действия не всегда вредны – но нужно уметь осознавать, что вы делаете, как и почему.

Желаю успехов!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова: