В психологии есть масса понятий, которые у всех на слуху, но при этом мало кто понимает, что они действительно означают. Например, когнитивный диссонанс многими людьми понимается неправильно. То же самое с понятием пассивно-агрессивного поведения.
Пассивно-агрессивное поведение — манера поведения, при которой подавляются проявления гнева. Люди с пассивно-агрессивным стилем общения не будут открыто выступать против того, что им не по душе. Данная манера поведения проявляет агрессивность за счет того, что «нет» выражается пассивным образом и может даже выглядеть как согласие. Но неумение распознавать ее чревато конфликтами. Поэтому необходимо уметь выявлять пассивно-агрессивного человека. Чаще всего он пользуется следующими фразами.
«Я не злюсь»
Отрицание своей злости является классическим поведением пассивно-агрессивного человека. Вместо того чтобы быть честными с вами (и прежде всего с самим собой) относительно негативных эмоций, он будет все отрицать.
«Все равно»
Как себя поведет в дискуссии, споре или даже обычном разговоре человек, которому нечего сказать, когда совершенно нет аргументов? Пассивно-агрессивный сделает вид, что это все не очень-то ему и нужно было: «Мне все равно» или «Как скажешь».
Безусловно, никакой откровенной и дружеской беседы с человеком, исповедующим данную манеру поведения, не получится.
«Да-да, сейчас!»
Пассивно-агрессивные люди ведут себя так, будто готовы выполнить поручение или помочь другому. Но на деле они не приняли никакого решения и хотят лишь отсрочить выполнение задания.
Если всякий раз, когда ваш ребенок или родственник на вашу просьбу помочь весело говорит «Да-да, сейчас!», а затем никуда не торопится, значит, есть шанс, что у него развивается пассивно-агрессивная модель поведения.
«Я не знал, что ты имел в виду сегодня»
Такие люди являются мастерами прокрастинации, что есть прямым следствием тактики из пункта 3. Тогда как один человек время от времени будет выполнять неприятные ему дела, пассивно-агрессивный будет задействовать все известные методы, чтобы отложить задачу или переложить ее на другого.
«Ты просто хочешь, чтобы все было идеально»
Когда прокрастинация не может быть выходом, появляется более изощренная тактика, при которой человек заканчивает задачу пусть и вовремя, но делает это крайне посредственно:
- Студент, неряшливо написавший курсовую, списавший ее.
- Муж, приготовивший жареную картошку для жены, прекрасно зная, что она ее не любит (лишь потому что он умеет это делать).
- Подрядчик или фрилансер, взявший оплату, но выполнивший работу посредственно или сделавший не то.
Словом, человек делает задание, но выполняет его нарочито плохо.
«Я думал ты знал»
Пассивно-агрессивный человек может вести себя совершенно отвратительно и после уличения в этом прикрыться фразой «Я думал ты знал» или «Да, я такой». То же самое происходит и с бездействием.
«Конечно, я сделаю все возможное»
Вы наверняка становились участником ситуации, при которой работник службы поддержки или продавец-консультант обещал исправить ошибку или проблему, но дальше этого дело не шло, даже если было в его силах. Такие люди встречаются повсеместно, особенно в сферах обслуживания.
«Ты поработал на пятерку. Учитывая твой уровень образования»
Подобный двусмысленный комплимент (и подобные ему), конечно же, означает оскорбление. Часто такая ситуация происходит между мужчиной и женщиной, где в роли жертвы выступает последняя.
«Я шучу»
Сколько оскорблений и выпадов можно позволить себе в адрес другого человека, прикрываясь этой фразой! Да, иногда люди и правда случайно неудачно шутят, но если ситуация повторяется раз за разом, то это прямой указатель на пассивную агрессию.
«Почему ты так расстраиваешься?»
Пассивно-агрессивные люди — мастера в поддержании невозмутимости и спокойствия (по крайней мере, внешне), особенно когда оскорбляют других. На самом деле им очень приятно видеть, что он доставляет собеседнику неудобство.
Не забывайте, что самое главное при общении с подобным человеком — уличить его в этом. Вы можете сказать ему об этом прямо или промолчать, решив более никогда не иметь с ним дел.
Узнайте как общаться с разными людьми и эффективно выстраивать коммуникацию в разных ситуациях — пройдите курс «Лучшие техники коммуникации». Присоединяйтесь!
Желаем вам удачи!