Нет дыма без огня, как нет теории без практики. Это не всегда прописная истина, но в случае с актерским мастерством она абсолютна. Нельзя прочитать сборник Станиславского и стать актером. Даже плохим. За стенами театральных вузов скрываются не только лекции, но и часы сценических упражнений, технических этюдов, репетиций. Но и это не отображает всю суть театрального ремесла, в котором, чтобы добиться успеха, нужно смотреть на мир по-особенному, искать возможности развития своих талантов и навыков повсюду.
4brain.ru уже публиковал подборку игр и упражнений в помощь всем желающим научиться актерскому мастерству. Кроме того, практикум прилагается и к каждой статье, посвящённой отдельному навыку. Здесь мы собрали ещё большее количество сценических упражнений, поделив материал на соответствующие рубрики. Многие из них пригодятся не только начинающим актерам, но и поспособствуют развитию таких важных для всех людей навыков как память, внимание, дикция, артикуляция и другие.
Упражнения для развития сценического внимания
Сценическое внимание – сосредоточенность на человеке или предмете в рамках сценической среды. Внимание неразрывно связано с концентрацией. Вот несколько простых упражнений для её развития:
1. Не отвлекаясь, сосчитайте в уме до 10. Суть упражнения в том, что каждую цифру вы должны «рисовать» в своем воображении. Образ нужно создавать устойчивый, обращая внимания на детали – цифра может быть написана мелом на доске или в форме восковой свечи для торта (здесь уж как ваша фантазия подскажет). После того как удастся сосредоточиться, переходите к следующей цифре. Она должна сменять предыдущую, стирая ее, или выталкивая за рамки нарисованной картинки.
2. Упражнение, которое можно выполнять где угодно: на работе, дома, в кафе. Найдите глазами в непосредственной близости от вас какой-нибудь предмет (чашка, компьютерная мышка, горшок с кактусом) и полностью сконцентрируйте на нём своё внимание. Внимательно рассмотрите его, отметьте все детали. Переключитесь на среднее расстояние (цветы на столе коллеги, подставка для канцелярских принадлежностей, книга на полке), потом на дальнюю часть помещения (картина на стене, вешалка возле входа, дверная ручка). Повторите задание, концентрируясь на предметах в обратном порядке.
3. Возьмите чистый лист и поставьте в его центре точку – это «привязка» для внимания. В течение 10 минут смотрите на точку и ни на что не отвлекайтесь. Это сложнее, чем кажется. Когда выполнение упражнения станет лёгким, усложните его – поставьте точку на окне и сосредоточьтесь на ней, не обращая внимания на звуки и события за окном.
Развитие разных видов сенсорного внимания
- Включите любимую передачу, фильм, выступление. Внимательно следите за движениями героя и повторяйте их. Но делать это нужно в зеркальном отражении: когда у актера поднята правая рука, вы поднимаете левую, когда он склоняет голову налево, вы повторяете направо.
- Придя в парк или кафе, наблюдайте за случайными прохожими или другими посетителями. Бросьте быстрый взгляд на любого из них и закройте глаза. У вас в памяти остался образ, первое впечатление. Постарайтесь его «оживить». Куда идет этот человек? Кого он ждет? Какая музыка играет в его наушниках? Он пишет сообщение или читает новости со своего телефона?
- Включите любимую музыку. При прослушивании старайтесь определять партии различных инструментов, особенности их звучания, смены.
- Сидя в помещении, откройте окно и по доносящимся звукам составьте в воображении картину происходящего. Если вы на работе, не отвлекайтесь на шум офиса. Закройте окно. Прислушиваясь к звукам, которыми наполнен кабинет, или которые доносятся из соседнего офиса, коридора, также представьте происходящее.
- Как альтернативный вариант можно включить фильм, который вы раньше не видели, а самому уйти в другую комнату или сесть так, чтоб не видеть экран, а только слышать. На основе этого воссоздать происходящие события.
- Для тренировки осязательного внимания можно попробовать отделить 1 волосок от пряди волос, используя при этом пальцы одной руки.
- Попросите кого-нибудь спрятать под скатерть стола различные небольшие предметы – ключ, мелочь, исписавшийся карандаш и т. д. Ваша задача: на ощупь определить, что именно находится под скатертью.
- Всегда и везде старайтесь чувствовать разные запахи. Не только духи прохожих или горячую выпечку в магазине, но и «особенные» запахи: весны, приближающейся грозы и дождя, сырости подвала, лиственного леса, скошенной травы.
- Уделяйте окружающим вас запахам чуть более внимания, чем всегда. Анализируйте их, представляйте, как и откуда они распространяются, что служит их источником. Сосредоточьтесь на всех ощущениях, которые они у вас вызывают: аппетит, раздражение, отвращение.
- Зрительное внимание и память хорошо развивают специальные игры. Вот одна из них.
Развитие многоплоскостного внимания
1. Возьмите два многозначных числа (например, 937 и 16 или 525 и 43) и постарайтесь устно их умножить. Но это не главная сложность. Считая в уме, вы должны параллельно на листе бумаги записывать выученный когда-то стих. Вариацией может быть счёт на бумаге и одновременное прочтение стиха вслух.
2. Более сложное упражнение. Производя вычисления в уме или на бумаге, переписывайте или читайте сложный текст, например, из медицинского справочника. Утруднить задачу можно, если использовать для переписывания текст на абсолютно незнакомом языке. В случае и с первым, и со вторым упражнением дополнительно разнообразить и усложнить выполнение поможет включенное радио или музыкальный канал.
Упражнения для развития сценического движения
Сценическое движение – реакция, координация движений, способность передать внутренний мир и переживания героя через язык тела. Умение двигаться на сцене – комплексный навык, для освоения которого требуется тренировка нескольких способностей.
Релаксация. Часто причиной «физических зажимов» и неубедительных, «ненастоящих» сценических движений артиста становится стресс, скованность, неспособность расслабиться. О том, как этого избежать, можно прочитать в статье «Упражнения для релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения» на страницах нашего блога.
В статье о сценическом движении мы писали о важности тренировки всех групп мышц и пластики тела, которая позволяет актеру оттачивать свои двигательные навыки. Вот некоторые упражнения:
- Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль тела. Упражнение поделено на 8 этапов, которые сменяются через прыжок. «Раз»: ноги из положения вместе в положение на ширине плеч, правая рука на пояс. «Два»: ноги в исходную позицию, левая рука на поясе. «Три»: правая нога вперед, левая назад, правая рука на плече. «Четыре»: ноги вместе, руки поменялись, теперь левая на плече. «Пять»: ноги на ширине плеч, правая рука на затылке. «Шесть»: ноги вместе, левая рука на затылке. «Семь»: левая нога вперед, правая назад, правая рука поднята вверх. «Восемь»: ноги вместе, левая рука поднята вверх.
- Сценическое падение. Исходная позиция: ноги на ширине плеч. Сделать шаг правой ногой назад и потянуться руками и всем корпусом к прямой левой ноге. Мягко сесть на пол. Повторить упражнение с шагом назад левой ногой.
- Больше различных упражнений с иллюстрациями к ним ищите здесь.
Координация и баланс:
- Исходное положение: стоя на правой ноге, левая нога согнута в колене так, что бедро и стопа параллельны полу, руки разведены в стороны. На выдохе медленно наклоняемся вперед насколько это возможно. Левая нога отводится назад, но не разгибается. На вдохе так же не спеша выпрямляемся и возвращаемся в исходное положение. Повторяем упражнение 10-12 раз, меняем ногу и проделываем то же самое.
- Исходное положение: стоя на правой ноге, руки в стороны. Левой ногой начинайте описывать в воздухе восьмерки. Повторите 6-8 раз. Затем смените ногу. Чтобы усложнить выполнение – закройте глаза.
- Посмотрите видео о тренировке баланса и координации:
Упражнения для развития сценической речи
Сценическая речь является средством театрального воплощения драматургического произведения, посредством которой актер передает зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Тренировать сценическую речь нужно комплексно, работая над дыханием, дикцией, артикуляцией.
Дыхательные упражнения
Исходное положение: стоя в естественной позе. Делаем вдох, поднимаем руки и голову вверх. На выдохе – наклон, руки ладонями упираются в пол. Вдох – левую ногу ставим назад, голову поднимаем вверх. Выдох – нога возвращается назад, голову склоняем вниз. Следующий вдох-выдох повторяем предыдущий цикл только для правой ноги. Вдох – вытягиваемся, расправляем позвоночник, смотрим перед собой. На выдохе складываем ладони домиком на уровне груди. Скорость выполнения следует постепенно наращивать до максимальной.
Исходное положение: стоя, руки от плеча до локтя в горизонтальном положении (параллельно полу). От локтя вниз (предплечья и кисти) – висят вертикально. Вдох через живот, на выдохе выговариваем звук «п» и делаем круговое движение предплечьями и кистями, плечо остается зафиксированным. На следующий выдох делаем 2 круговых оборота, потом 3 и так до 6. Затем уменьшаем скорость с 6 до 1.
Упражнения для дикции
Произнесите сложные звукосочетания: тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ. Теперь принимайтесь за слова с трудными сочетаниями согласных: бодрствовать,брандспойт, взбадривать, взбудоражить, витийствовать, контрпрорыв, мудрствовать, постскриптум, протестантство, сверхзвуковой, философствовать, центр взрыва. Дальше – предложения со слогами под ударением: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь. В каждом случае темп следует наращивать, скорость доводить до максимально возможной, при этом четко выговаривать все звуки.
Используйте звукоподражание – это отлично тренирует сочетание звуков. Постарайтесь воспроизвести звук забивания гвоздя в стену, лошадиного топота по асфальту, спуска тетивы лука. У вас должен получится не банальный «цок», а что-то по образцу «свсы», «тзцу», «взси», другими словами – расчленяйте действие на звуки, которые слышите.
Упражнения для артикуляции
1. Опустите челюсть, подвигайте ею влево-вправо, вверх-вниз. Откройте широко рот, высуньте язык, кончик должен стремиться к верхней губе, не совершайте движений челюстью. Затем, не закрывая рот, улыбнитесь, и совершайте движения языком между уголками рта. Кроме языка ничего не должно двигаться, также старайтесь им не прикасаться к губам. Надуйте щёки насколько сможете, затем резко выдохните, сложив губы трубочкой. Повторите несколько раз. Потом смените тактику, надув щеки, не выпускайте воздух, а втяните их, сделав губами «рыбку».
2. Представьте, что вы очень устали и хотите спать. Зевайте с продолжительными звуками «ааааааааааах», «ыыыыыыыыых».
3. Вообразите, что у вас болит горло и вы полощете его лекарственным раствором. Запрокиньте голову назад и сымитируйте гортанные звуки «ггггрррр».
Упражнения для развития эмоциональной памяти
Эмоциональная память – память на чувства, связанная с запоминанием, сохранением и воспроизведением эмоционально окрашенных явлений. Актеру важно уметь вспоминать пережитые чувства, волнения, мысли, основываясь на прошлом опыте, применять их на благо образа. Помогут в этом такие упражнения.
- Медитация. Чем чаще человек переживает какое-то впечатление или эмоцию, тем ближе и понятнее она для него становится. Поэтому во время сеансов медитации рекомендуют мысленно переносится в небезразличные места и стараться вызывать не только чёткие их образы, но и заполнять приятными эмоциями, ощущениями, волнениями.
- Природа эмоции для многих людей неясна. Актер же должен стремиться её познать. Простой и верный способ – анализировать свои чувства. Это не так сложно как кажется. Начинать стоит с приятных мелочей. Например, наполняя себе чашку кофе или какао с утра, который вы так любите, сконцентрируйтесь на своих чувствах. Горячий напиток делает ваше утро бодрее? Что вы чувствуете, наливая его, делая первый глоток, допивая? Вы любите только кофе или и чашку, которая напоминает о каком-то событии? Пенка на напитке вызывает ощущение мягкости, нежности? Выделяйте все ощущения. По аналогии нужно расщепить остальные бытовые занятия, имеющие эмоциональный фон – прием горячей ванны, просмотр любимого фильма. Таких вопросов вы должны задавать себе очень много.
- Возьмите стул, присядьте, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что в руках вы держите спелый, крупный персик. Вы начинаете его медленно есть, откусывая небольшие кусочки, стараетесь, чтоб сок не попал на лицо и одежду. Это упражнение не только на простое физическое действие, где нужно максимально точно имитировать процесс. Сложность в том, что во время импровизированного съедания персика вы должны представлять его форму после каждого укуса, чувствовать вкус мякоти и кожицы, обонять его запах.
Удачи вам!
Отзывы и комментарии
Обсудить перечисленные упражнения и поделиться другими можно оставив комментарий ниже.