ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Сценарный анализ в бизнесе


Представьте, что вы столкнулись с серьезной проблемой, которая может повлиять на вашу личную жизнь или будущее в плане работы. Например, вы думаете о покупке дома или разработке нового продукта. Вы уже приняли решение, почти все обдумали, но сомневаетесь и боитесь, что что-нибудь пойдет не так. В конце концов вы тоже человек и можете ошибаться.

Здесь на помощь приходит сценарный анализ. Он поможет собрать все опасения воедино и даст вам возможность использовать рациональную и профессиональную структуру для их изучения. Сам акт создания сценариев способен успокоить, а также проверить ваши предположения насчет будущего.

Как использовать инструмент

Он состоит из пяти стадий.

1

Определите проблему

Решите, чего именно хотите достичь и подумайте над тем, через какой временной промежуток это произойдет. Это будет зависеть от масштаба планов и сценариев, которые вы хотите проверить.

Пример: вы хотите открыть бизнес, который направлен на помощь корпоративным клиентам во внедрении популярного программного пакета финансового управления. Временные рамки — 5 лет. Имея эти мысли и планы в голове, вы решаете использовать сценарный анализ.

2

Соберите информацию

Определите ключевые факторы, тренды, тенденции и потенциальные угрозы, которые могут повлиять на ваши планы совершить задуманное. Вам может пригодиться PEST анализ – с его помощью определяются политические, экономические, социокультурные и технологические факторы, которые влияют на бизнес и рынок.

Далее определите ключевые допущения. Например:

  • Состояние экономики (люди не делают дорогих покупок во время рецессии).
  • Важность и роль нового программного обеспечения в повышении производительности работы корпоративных клиентов.
  • Сохранит ли свои позиции на рынке пакет программного обеспечения.
  • Сможете ли вы нанять достаточное количество профессионалов, которые могут внедрять программное обеспечение.
3

Отделите факты от домыслов

Вы можете быть абсолютно уверены в некоторых своих допущениях, а также в предположениях о тенденциях на рынке и в бизнесе. Однако не спешите с выводами, одной уверенности будет недостаточно. Соберите всю информацию по теме, проанализируйте ее и только потом сделайте выводы. Затем отнесите свои предположения в графу неоспоримых фактов.

Отделите их от неопределенностей и домыслов. Последние поместите в отдельный список и назначьте им приоритетный порядок — A, B, C.

Пример: вы тщательно все продумали и выяснили, что можете нанять высококлассных работников и клиентов для продажи своего программного обеспечения. Это было для вас неоспоримым фактом до тех пор, пока на рынок не вышла компания-гигант в сфере IT. Вы не рассмотрели все возможные угрозы и поэтому поставили свою организацию под удар.

4

Разработайте сценарии

Следуйте этим советам:

  • Начните с самой большой неопределенности, которой вы присвоили рейтинг А.
  • Примите умеренно хороший результат.
  • Примите умеренно плохой результат.
  • Разработайте сценарий будущего, в котором оба результата проявляют себя.
  • Сделайте то же самое для следующей неопределенности.
  • Не концентрируйтесь на слишком большом количестве неопределенностей.

Например, вы разработали три сценария:

  • «Все идет хорошо»: экономика будет на подъеме на протяжении следующих пяти лет и вы «поставили на правильную лошадь». У вас отличные бизнес-партнеры и поставщики.
  • «Экономический спад»: где-то через два-три года экономика начинает переживать рецессию. В то время, как некоторые ваши планы воплощаются в жизнь, основная масса клиентов решают временно прекратить пользоваться вашими услугами.
  • «Ужесточение конкуренции»: мировой гигант все же выходит на ваш рынок. В первый год ему требуется время, чтобы установить цену и занять позицию, но затем положение гиганта становится угрожающим.
5

Используйте сценарии при планировании

Теперь вы можете создать план действий для любого сценария. Например:

  • Нанимать профессионалов как на постоянную основу, так и временную.
  • В зависимости от обстоятельств вы можете либо развернуть бурную деятельность, либо готовиться к сворачиванию бизнеса.
  • Изучать планы конкурентов, а особенно — мирового гиганта в сфере программного обеспечения. Такие компании, как правило, медленно двигаются и можно предпринимать эффективные действия, если вовремя заметить приближающуюся угрозу.

Помните, что ни одна революция не случается мгновенно. В воздухе определенно должен витать запах перемен. Так что отслеживайте тенденции и вы сможете быть готовым ко многим неприятностям.

Желаем вам удачи!