ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Стратегия Минцберга 5 Ps для стратегии в бизнесе


При разработке стратегии для своего бизнеса многие используют технику мозгового штурма, после чего думают над тем, как извлечь выгоду из преимуществ и ресурсов. Несмотря на то, что этот подход необходим, для достижения серьезного успеха нам нужна системность. Эксперт по менеджменту Генри Минцберг утверждал, что разработка стратегии — очень сложный и многослойный процесс, поэтому предложил систему 5 Ps.

О системе 5 Ps

Минцберг разработал методику в 1987 году и она остается популярной по сей день. Каждый из пяти элементов представляет собой разный подход к стратегии.

Вот эти элементы:

  1. Стратегия как план.
  2. Стратегия как маневр.
  3. Стратегия как паттерн действий.
  4. Стратегия как позиция.
  5. Стратегия как перспектива.

Изучив каждый подход, вы можете разработать эффективную стратегию, которая поможет вашей компании извлекать выгоду и преимущества из своих сильных сторон и возможностей.

Рассмотрим каждый подход отдельно.

Стратегия как план

Планирование — это то, без чего не обойтись ни одному лидеру. По сути, это автоматический подход, который мы моментально применяем, когда речь идет о чем-то существенном. Мы используем технику мозгового штурма, придумываем массу вариантов, выбираем лучший и начинаем расписывать каждый шаг.

Отличными методиками для разработки плана являются PEST и SWOT. Они помогут вам выявить сильные и слабые стороны вашей организации.

В самом планировании ничего плохого нет, за исключением того, что он является бесполезным, если используется в одиночку. Вам нужно быть гибкими и научиться другим стратегиям.

Стратегия как маневр

Минцберг утверждает, что конкурентная борьба тоже является частью стратегии. Вот один из самых главных вопросов: «Как перехитрить своего противника?». Например, вы можете распространить информацию о разработке строительства нового завода с тем, чтобы ваш конкурент принял решение не вкладывать инвестиции и сосредоточился на сиюминутных прибылях. Или же вы перекупаете у него технологию, при помощи которой он мог бы наращивать свое производство. Таким образом вы оказываете давление на своего соперника. Жестокие законы бизнеса здесь работают на полную силу, потому что это «всего лишь игра». Тем более она законна.

Стратегия как паттерн действий

Одного плана недостаточно, потому что по своей сути это всего лишь теория. Вам нужно применить результативное поведение: «Когда Пикассо использовал для написания картин голубую краску, а Генри Форд предложил рынку «модель Т» только черного цвета — это была стратегия».

Стратегия должна быть как заранее продуманной, так и выстраивающейся по ходу развития событий, и представляет некоторую последовательность поведения. Компании разрабатывают планы на будущее и выводят принципы поведения из своего прошлого опыта. Таким образом стратегию как план можно назвать намечаемой (заранее планируемой), а стратегию как способ поведения — осуществляемой. Очевидно, что первая не всегда превращается во вторую. Есть и третий случай, когда появляется новая стратегия: в этом случае реализуется незапланированная модель поведения. Предпринимаемые шаги, один за другим, постепенно выстраиваются в некую последовательность — паттерн действий.

Стратегия как позиция

Это взаимоотношение компании и внешней среды. Если вы грамотно выстроите эту стратегию, то сумеете найти свою нишу на рынке, закрепиться в ней и получить конкурентное преимущество.

Вы можете создать и продавать достаточно специфический продукт, что позволит избежать конкуренции. Или занять позицию среди множества конкурентов, но тогда вам придется значительно увеличить ассортимент товаров и услуг, после чего пересмотреть свою ценовую политику.

Стратегия как перспектива

Такая стратегия позволяет посмотреть на компанию изнутри для того, чтобы увидеть общую картину. В этом смысле у компании как бы появляется душа и характер со своей манерой восприятия мира.

Компании, использующие эту стратегию, имеют четкую идеологию, корпоративную культуру и девиз. Потребитель начинает относиться к ним как к людям или даже божествам, потому что у них есть индивидуальные особенности.

Использование 5 Ps

Думайте о стратегиях как о разных точках зрения на бизнес, которые можно использовать. Существует три элемента планирования стратегического процесса, которые нужно рассмотреть для внедрения системы 5 Ps.

  1. Сбор информации, необходимой для разработки стратегии, а также способ, при помощи которого отбирается самая релевантная.
  2. Появление новой идеи тестируется и определяется ее реализуемость, практичность и жизнеспособность.
  3. Выявление всех возможных несоответствий и полное их устранение.

При помощи этих элементов вы уже сейчас сможете выявить все подводные камни своей стратегии, а не тратить несколько лет и массу ресурсов для того, чтобы в итоге понять, что она недееспособна.

Желаем вам удачи!