ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Созидательный подход в достижении целей


путь наименьшего сопротивления

Пойми, как устроена вселенная, и действуй по ее правилам. Роберт Фритц, который занимается изучением структурной динамики в области творчества и в сфере его применения в бизнес-среде, говорит о том, что творчество является окном во вселенную. Вместо того чтобы плыть по течению, можно действовать и творить. Из этой статьи вы узнаете, как претворять в жизнь важные для вас идеи с помощью созидания.

Созидательный подход

Цель созидательного подхода — преодолеть автоматизм мышления и выработать альтернативные решения. Между творчеством и решением проблем есть одно существенное отличие. Решать проблемы означает уничтожать их, а творить — означает привносить в мир нечто новое. Когда вы получаете на руки большую и аппетитную проблему, вам больше не надо мыслить — у вас есть навязчивая идея. А если бы у вас вдруг не стало проблем? О чем бы вы тогда думали? Чем занимались? Созидатель всегда сосредоточен на том, что хотел бы принести в мир.

Первобытные племена, живущие в джунглях, считают пролетевший самолет чудесным знамением. Самолеты для них — если не боги, то колесницы богов. Неизвестное часто кажется непостижимым. Из-за нехватки информации творчество воспринимается как дело мистическое — точно так же обитателям джунглей не хватает познаний в области современной авиации. В действительности созидание — это навык, который можно приобрести и развить, как любой другой: упорными тренировками. Чтобы стать творцом, надо регулярно творить.

Алгоритм достижения целей в режиме созидателя

2

Ниже описаны основные шаги любого созидателя. Возможно, некоторые навыки у вас есть, а другие могут даваться нелегко.

1

Представьте себе итог, которого хотите добиться

Вначале у созидателей возникает замысел. Иногда это просто абрис, а иногда — нечто конкретное. Понять, что тебе нужно, — настоящее искусство. Система образования не учит разбираться, чего мы хотим от жизни. Нас натаскивают на выбор «правильного варианта» из ограниченных возможностей, которые предлагает жизнь. Этот скудный ассортимент имеет мало общего с нашими подлинными стремлениями, и многие начинают сомневаться в своих желаниях. До изобретения аэроплана, парового двигателя и телефона ученые полагали, что это невозможно.

Ответьте на вопрос: чего я хочу? Попробуйте задать себе этот вопрос в разных ситуациях. Если вы привыкнете размышлять над ним, у вас выработается инстинкт и вы сможете не задумываясь определять, чего хотите. Каждый раз, когда почувствуете себя сбитыми с толку, задайте себе этот вопрос и ответьте на него. Многое прояснится.

2

Сформируйте видение

У китайцев есть поговорка «одна картина стоит тысячи слов». Творческая личность умеет нарисовать в уме то, что хочет создать. Форма, структура творения, впечатления и ощущения, из которых состоит видение — все это сразу проступает, даже в самой простенькой картинке. Пусть каждое новое творение будет возникать у вас в уме как бы из ничего. Не берите в расчет все, что было в прошлом, сфокусируйтесь на том, что хотите увидеть воплощенным в жизнь. Начните с нуля, с пустого поля. Вообразите результат. Попробуйте добавить элементы. Рискните удалить часть старых. Осмотрите воображаемое создание изнутри, снаружи, вблизи, издалека. Так, меняя угол зрения, вы будете накапливать все больше знаний о том, что хотите создать. Задача в том, чтобы нарисовать в голове несколько картинок желаемого. Затем попытайтесь описать их словами.

«Это невероятный человеческий дар — видеть дальше настоящего и прошлого и из того далекого, неведомого, извлекать нечто, что до сей поры не существовало». Роберт Фритц

3

Не думайте о процессе реализации

Если пытаться решить, чего хочешь, исходя из того, как будешь этого достигать, то ограничишь способность к определению желаемого результата. Так вы сводите все к тому, что умеете делать или знаете, как оно делается. Но творческий процесс полон открытий того, чего вы не знаете — пока что. Поэтому пока сосредоточьтесь только на цели.

4

Сделайте выбор

Сначала вы осматриваете идеи и пробуете их на зуб. Так вы накапливаете знания о том, что вам нравится, а что нет. После этого вам нужно сделать свой выбор, отсеить варианты, чтобы в итоге остановиться на чем-то одном. Великие творцы знают, от чего стоит избавляться и чего избегать.

Чем больше практиковаться в принятии решений, тем больше вырабатывается инстинкт правильного выбора, ведущий к реализации творческих планов. Как вы думаете: у кого больше шансов на успех — у того, кто остерегается принимать решения, или у того, кто смог развить в себе чутье на правильный выбор? Придайте выбору официальную форму, произнося слова: «Я выбираю…». Не обязательно говорить слова громко, скажите их про себя. Облекая видение в вербальную форму вы придадите ему конкретность и мобилизуете энергию. Выбор результата — мощная сила.

5

Почувствуйте зарождение идеи

Зарождение — особый этап творческого процесса. Главное, что отличает его, — невероятная энергетика, которой характеризуется новое начало. Вы ведь переживали прилив энергии, когда приступали к новому проекту, начинали новое исследование или когда встретили свою вторую половинку? Композитор Роджер Сешенс описывает зарождение как «импульс, который приводит механизм творчества в движение». Для кинорежиссера Альфреда Хичкока этап зарождения фильма представлял самую «сладкую» часть кинопроцесса.

6

Определите, что уже сделано

Рисуя картину, художник должен понимать, сколько он уже сделал и на какой стадии его работа. Это очень важно. Если он не отдает себе отчета в том, что успел создать, то не может добавлять новые мазки или менять нарисованное. Сознавать, на какой ты стадии, — тоже искусство. Это не так просто, ведь мы воспринимаем действительность субъективно. Поэтому важен следующий этап.

7

Осознайте реальность

Многим приходится привыкать к реальности. Можно лгать себе, придумывать объяснения. Но по мере того как учишься созиданию, приобретаешь способность говорить себе правду. Хороша она, плоха или тебе безразлична — ты хочешь ее знать. Правда делает нас свободными и помогает творить. Только осознав и приняв факты реальности, мы сможем воспользоваться силой структурного напряжения.

8

Цените структурное напряжение

Расхождение между тем, чего вы хотите, и тем, что у вас есть в текущий момент, формирует самый важный элемент в творческом процессе: структурное напряжение. Созидатели не просто терпят расхождения — они ценят их и стимулируют. Расхождение содержит энергию, помогающую творить. Вы как творец можете научиться создавать напряжение даже в нежелательных ситуациях и удерживать его до тех пор, пока оно не разрядится естественным для себя образом.

9

Направьте энергию напряжения в нужное русло

Напряжение стремится к разряжению. Вы как созидатель создаете напряжение, используете его, управляете им и высвобождаете его, посылая в выбранном вами направлении. Движение вызывает еще более активное движение. Даже если вы двигаетесь в неверном направлении, вам будет проще изменить курс и развернуться в сторону результата, чем если вы не будете двигаться вовсе. Удаляясь от своего видения, вы усиливаете структурное напряжение. Оно начинает вырабатывать все больше энергии, все сильнее тянущей вас в ту сторону, в которую вы на самом деле хотели отправиться. Когда же вы двигаетесь в направлении желаемого, то накапливаете инерцию, и приближаться к цели становится все легче и легче.

Воплощая в себе свой творческий процесс, вы накапливаете инерцию. Освоить новый иностранный язык легче, если вы один язык уже знаете. Изучая язык, вы не только ассимилируете его, но также ассимилируете способность к обучению языкам. Если вы уже говорите на двух иностранных языках, то третий дастся вам еще легче.

10

Действуйте по своим правилам

Система образования учит нас играть по чужим правилам, и мало кто умеет придумывать собственные. Изобретать что-то свое — важный навык творческой личности. Главная сила творца в том, что он умеет экспериментировать и оценивать эксперименты.

11

Не останавливайтесь на достигнутом

Профессиональные творцы верят не в удачу, а в эволюцию. Творческий процесс не просто приносит желаемые результаты — он содержит в себе потенциал роста. Как вы думаете, у кого больше шансов создать то, что он замыслил, — у мастера или у новичка? Даже Моцарт — возможно, самый одаренный композитор всех времен — развивался и рос в своем творчестве. Музыка, которую он сочинял в 30 лет, совершеннее той, что он создал в 20. Опыт придал ему «ускорение», характерное для творческого процесса.

Каждая завершенная работа — основа для следующего творения. Природа творческой энергии такова, что она не изнашивается, а лишь накапливается и умножает себя. После того как вы создадите один кулинарный шедевр, вам будет легче создать еще один. Если вы разобьете красивейший сад, в следующем году у вас это получится еще лучше. Завершение подталкивает вас двигаться вперед.

Если коротко:

  • Шаг 1. Опишите, где вы находитесь.
  • Шаг 2. Опишите, где вы хотите оказаться.
  • Шаг 3. Сделайте официальный выбор желаемого результата.
  • Шаг 4. Двигайтесь.

Решающий фактор

Многие чувствуют себя заложниками прошлого, считая, что события детства предопределили то, как сложится их жизнь в будущем. Некоторые убеждены, что стали жертвами неправильного воспитания или отношения со стороны родителей. Другие считают, что стиль их поведения предначертан генами. Другие слепо верят в астрологию. И все они верят в то, что будущее в значительной степени предопределено, а изменить можно лишь немногое.

Созидательный подход, напротив, говорит о том, что главный решающий фактор в вашей жизни — это вы сами. Создавая свои симфонии, Бетховен, возможно, испытывал на себе влияние воспитания, образования и социального положения, но нужен был

человек Бетховен, чтобы написать эту музыку. Своим присутствием на планете вы делаете возможным появление творений, которые мир иначе не увидел бы.

Экспериментируйте с описанными здесь принципами, начните работать с творческим процессом в самых разных областях. Каждый человек может стать главной творческой силой в своей жизни. И когда вы откроете для себя эту идею, пути назад не будет. Ваша жизнь изменится навсегда.

По материалам книги «Путь наименьшего сопротивления».