ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Самые интересные франшизы


Открытие собственной компании — сложный и дорогостоящий процесс. Нужно строить бизнес-модель с нуля, учитывать сотни мелочей и постоянно дорабатывать ее в процессе использования. Учитывая сильную конкуренцию, многие молодые компании терпят крах уже в первый год жизни, а спустя три года их остается по разным оценкам от 5 до 10%. Поэтому зачастую бизнесмены хотят обезопасить себя от рисков и приобрести готовую модель вместе с товарным знаком, чтобы избежать начальных проблем, опуская порог вхождения в мир бизнеса. Помогает в этом франчайзинг. Что это такое и какие есть самые интересные франшизы?

Понятие и история

Франчайзинг — это вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за определенную плату (роялти) право на свой бизнес, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Попросту говоря, франчайзинг — это аренда товарного знака.

Профессор международного маркетинга Филип Котлер выделяет такие признаки франчайзинга:

  • Франчайзи выплачивает начальный взнос за право на получение аренды товарного знака и схемы ведения бизнеса.
  • Франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака.
  • Франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.

Несмотря на то, что система франчайзинга многим кажется видом современного бизнеса, начало было положено еще в 1851 году компанией Singer Sewing Machine Company, которая занималась продажей и обслуживанием швейных машинок Зингера. Эта фирма заключала письменный договор на передачу франшизы, в котором говорилось о том, что франчайзи получает право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории США.

Плюсы и минусы приобретения франшизы

Несмотря на то, что покупка франшизы имеет большое количество достоинств, есть в ней и недостатки. С них и начнем.

Минусы приобретения франшизы:

  • Часто франчайзи вынуждены покупать сырье и продукцию у навязанных им поставщиков. Это может привести к покупке подобной продукции по завышенным ценам.
  • Франчайзи вынуждены следовать ограничениям и правилам франчайзера, даже если это в каких-то моментах может не приносить максимальной выгоды.
  • Иногда франчайзи обязуются оплачивать централизованные рекламные и маркетинговые компании и при этом почти не имеют возможности оказывать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы.
  • Для франчайзи могут быть установлены достаточно жесткие ограничения на выход из бизнеса.

Впрочем, вышеперечисленные пункты не всегда являются необходимыми условиями. Как правило, это зависит от самой компании. Например, если она достаточно новая, то вполне может поступиться некоторыми принципами. Часто такие компании и создаются с конкретной целью продавать свою франшизу.

Плюсы приобретения франшизы:

  • Использование проверенной бизнес-модели. Такая модель уже доказала свою эффективность на рынке некоторых стран и является жизнеспособной в любых условиях. Не нужно тратить дополнительные средства на разработку своей системы.
  • Возможность снизить риски. Франчайзи становится частью семьи, потому что франчайзер не оставляет партнеров один на один со своими проблемами и рисками.
  • Удачный выход на рынок. Если франчайзер достаточно давно на рынке, значит его товары и услуги востребованы во многих странах. Многое делает сам бренд, о котором будущие клиенты давно наслышаны из СМИ или фильмов, но не имели пока что возможности им воспользоваться. То есть франчайзи уже к моменту запуска своего бизнеса имеет лояльных потребителей.
  • Минимальные расходы на рекламу и маркетинг. Конечно, деньги на местную рекламу потребуются, однако опять же сам бренд является хорошей рекламой.
  • Получение доступа к базе знаний франчайзера. Франчайзи получает инструкцию по эффективному использованию бизнес-модели.

Чтобы приобрести франшизу, вам потребуется внести одноразовый паушальный взнос, иметь определенную сумму капитала для открытия бизнеса и отчислять часть доходов франчайзеру.

Ниже собраны некоторые известный франшизы. Денежные суммы приведены приблизительно, потому что меняются со временем, а также отличаются для разных стран.

Самые интересные франшизы

1

Subway

Это сеть ресторанов быстрого питания, которая работает по принципу франчайзинга. Фирма была основана в 1965 году Фредом Делюкой.

Паушальный взнос колеблется для разных стран и составляет 7,5-15 тысяч долларов. Причем при открытии второго и третьего ресторана предлагаются существенные скидки в полтора-два раза.

Также нужно иметь около 70-100 тысяч долларов капитала, куда включены такие расходы предпринимателя:

  • на маркетинг и рекламу
  • на страхование
  • на регистрацию договора франшизы
  • на оборудования систем пожарной сигнализации и охраны
  • на закупку продуктов и расходных материалов
  • на покупку и аренду недвижимости
  • прочие расходы

В свою очередь, компания Subway обеспечивает систему поддержки. Она консультирует предпринимателя на всех этапах, тренирует персонал, предоставляет поставщиков и так далее.

2

Starbucks

Starbucks – это американская компания по продаже кофе, а также одноименная сеть кофеен. По состоянию на декабрь 2015 года сеть охватывала 22,5 тысяч кофеен в 67 странах.

По сути, эта компания не являлась франшизой, потому что хотела иметь полный контроль над своим брендом. Однако в последние годы ее создатели стали задумываться о франчайзинге с жестким контролем каждой кофейни. Заявки рассматриваются индивидуально.

Ориентировочная стоимость франшизы составляет 2-2,5 тысячи долларов для обустройства одного квадратного метра заведения. В среднем сумма составляет порядка 150-170 тысяч долларов. Стоимость покрывает покупку оборудования, строительные работы, закупку необходимых товаров. Средний период окупаемости составляет более двух лет.

Как было сказано, владельцы сети кофеен ставят очень жесткие условия для инвесторов и предпринимателей. Например, важным условием является то, чтобы входные двери смотрели на юг или восток, но не на север — чтобы солнце не светило посетителям в лицо.

3

Zara

Это сеть магазинов одежды. Компания основана в 1975 году, главный офис находится в городе Ла-Корунья в Испании.

Для франчайзи существуют выгодные условия сотрудничества:

  • Бесплатные консультации по реализации товара
  • Наценки на товары от 100 до 600 процентов
  • Помощь в выборе и поставке торгового оборудования
  • Использование популярного бренда

Стоимость франшизы магазина около 30 тысяч долларов, интернет-магазина — 8-10 тысяч долларов. Существенным плюсом является то, что франчайзи не должен платить роялти, то есть постоянные платежи владельцу. К тому же бизнесмен может открывать представительства магазинов по всей своей стране.

4

Pizza Hut

Pizza Hut – это сеть ресторанов, состоящая более чем из 15 тысяч точек в более чем 90 странах мира. Основана в 1958 году братьями Карни в штате Канзас.

Условия могут отличаться для разных стран и рассматриваются в индивидуальном порядке. Например, паушальный взнос в определенных обстоятельствах не стоит ни копейки (а может достигать 40 тысяч долларов). При этом вы должны иметь около 100 тысяч долларов на открытие бизнеса. Большим плюсом является отсутствие ежемесячных взносов (роялти).

Важными условиями являются знакомство с владельцами, заполнение анкеты, собеседование и презентация бизнес-плана. Затем предоставляется обучение в течение 3-6 месяцев, после чего происходит открытие ресторана.

5

Baskin-Robbins

Это сеть магазинов по продаже мороженного, основанная в 1945 году в Массачусетсе. В мире существует около 7,5 тысяч проданных франшиз этой компании.

Паушальный взнос около 15 тысяч долларов и маркетинговый взнос 4%. Также требуется около 20 тысяч долларов капитала.

Средний срок окупаемости — от 9 месяцев до 1,5 лет.

Эта франшиза является очень выгодной по причине низкого порога входа в бизнес в виде инвестиций. К тому же вы можете открыть свою точку в торговом центре, если вам удалось получить площадь от пяти квадратных метров. В штат обычно входит от 10 до 20 человек.

 

Деловой мир представляет огромное количество интересных франшиз. Все зависит от вашего стартового капитала, умения договариваться, а также от того, сумеете ли вы найти себе подходящих партнеров. Перед покупкой франшизы обязательно взвесьте все за и против, потому что иногда все может казаться слишком гладким, а на деле выясняются многие неприятные моменты. В идеале ищите бренды, которые уже зарекомендовали себя в вашей стране — смотрите и интересуйтесь периодом окупаемости и проблемами, которые могут вас поджидать. Желаем вам удачи!