ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Пузырь доткомов: как это было


Пузырь доткомов: как это было

Появление и развитие интернета привело к неоправданно завышенным ожиданиям в сфере бизнеса. Многие бизнесмены и инвесторы увидели массу возможностей, которые несет с собой интернет и начали вкладывать просто невероятные деньги. Цены на акции IT-компаний взлетали до небес, сами руководители таких организаций купались в деньгах и тратили огромные средства на привлечение все новых и новых инвесторов. Никто не думал о развитии бизнеса как такового.

Мировая экономика не терпит финансовые пузыри. Проблема состоит в том, что отличить пузырь от роста экономики чрезвычайно тяжело. Внешне все выглядит прекрасно, деньги льются рекой, все счастливы, высказываются самые оптимистичные прогнозы. И если это пузырь, то в итоге он лопается. И как правило лопается сразу. В этой статье мы поговорим об одном из самых известных пузырей — кризисе доткомов.

Что такое дотком

Дотком — это термин, который применялся и применяется поныне по отношению к компаниям, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в интернете. Он произошел от английского dot-com («точка ком») — домена верхнего уровня .com, на котором зарегистрированы как правило сайты коммерческих организаций. После краха доткомов этот термин стал нести негативную коннотацию, которая обозначает сейчас непродуманную, неэффективную и незрелую модель бизнеса.

Кульминация и крах доткомов произошел 10 марта 2000 года. На данный момент интернет-бизнес переживает свой второй подъем и никто не знает, пузырь это или новая эра.

Как это было

В конце 90-х взлетели акции интернет-компаний. Само слово «интернет» магическим образом взвинчивало цены на акции. Аналитики советовали вкладывать инвесторам еще больше денег в высокотехнологичные компании.

10 марта 2000 года произошло обвальное падение индекса высокотехнологичных компаний NASDAQ Composite. Всего за год индекс упал с отметки в 5132 пункта на 1100, то есть почти в пять раз. Подавляющее большинство компаний-доткомов лопнули вместе с американской биржей акций. Некоторые руководители доткомов были осуждены за растрату денег акционеров и мошенничество.

Деньги доткомов вкладывались преимущественно в рекламу и на маркетинговые акции, саму бизнес-модель мало кто развивал. В результате краха пузыря доткомов большинство компаний были ликвидированы или проданы.

Сейчас на подъеме оказываются социальные сети (Facebook, Vkontake, Twitter) и аналитики ищут новую опасность именно там. Аудитория подобных сайтов просто огромна, что очень привлекает инвесторов со всего мира. Предполагается, что если это и правда пузырь и он лопнет, то по своей разрушающей силе он может быть в десятки раз более разрушительным.

Причины краха доткомов

  • Невозможность объективно оценить цену акций. При размещении на бирже акций интернет-компаний у аналитиков возникал логичный вопрос: а как их оценивать? Эти компании в то время ничем не владели — у них была пара компьютеров, известное доменное имя и несколько сотрудников. Во сколько оценить акцию компании, ценность которой есть и существует, то только в головах руководителей, которые смогут или не смогут воплотить свои идеи в жизнь. Было принято простое решение: оценивать доткомы по числу аудитории и времени, которое проводит средний пользователь на этом сайте.
  • Отсутствие вменяемой бизнес-модели. Доткомами руководили как правило программисты и IT-гении, которые ничего не понимали ни в бизнесе, ни в искусстве продавать свои товары, ни в монетизации.
  • Чрезмерная трата денег на рекламу. Владельцы компаний все правильно поняли — ни один инвестор не понимает, что находится в голове у создателей таких компаний, поэтому бизнесменам приходилось просто верить на слово. И чем больше денег вкладывалось в рекламные компании, тем большее количество средств привлекалось за счет инвесторов. Проще говоря, рекламная компания устраивалась не для потенциальных потребителей товаров и услуг, а исключительно для привлечения все новых и новых средств.
  • Подмена понятий. Ведение бизнеса при помощи интернета является только инструментом для осуществления бизнес-процесса, но не самостоятельным бизнес-процессом.
  • Непонимание интернета. Создание интернета предсказывали многие фантасты, однако никто не понимал, чего от него ждать. Перенос бизнеса в интернет нес за собой огромные риски хотя бы по причине того, что у него были свои правила, которых на тот момент никто не знал. Люди пытались устанавливать свои правила, но они не работали, интернет существовал по своим собственным законам.
  • Недобросовестность и искусственная накрутка цен на акции. Многие нечистые на руку махинаторы распознали возможности для обмана клиентов и инвесторов. В любой новой сфере риск быть обманутым возрастает в несколько раз.
  • Неразвитость интернета. Сам интернет в то время был достаточно сырым и непонятным для многих участников. Эффективно монетизировать трафик в 90-е годы еще не научились.

Последствия

Последовала волна увольнений. Мало того, что многие специалисты были выброшены на улицу, так еще в это время в США начал развиваться международный аутсорсинг.

Было утрачено доверие к IT-сфере. Неконтролируемые спекуляции на ожиданиях многократно усилили падение доверия к ним.

Были признаны банкротами и ликвидированы тысячи компаний по всему миру (преимущественно в США). Начались судебные разбирательства.

При этом три компании выжили в таком состоянии и в данный момент процветают — Amazon, eBay и Google.

Станут ли стартапы и социальные сети причиной катастрофы?

С 2004 интернет-проекты начали снова набирать свою силу. На данный момент рынок стартапов совершил сильный прорыв и является достаточно серьезной силой. Тем не менее многие инвесторы поумнели и вкладывают деньги в поздние этапы развития стартапов. Они хотят удостовериться, что у их создателей есть бизнес-стратегия и они уже уверенно ее воплощают. Хотя при этом много стартапов проваливается, инвесторы идут на эти риски, потому что достаточно прорыва хотя бы одной компании, чтобы покрыть все издержки и хорошо заработать на этом.

Социальные сети вообще превратились в могущественные организации и процветают уже несколько последних лет. Они пришли к гениальному решению — социальная сеть должна быть бесплатной, а делать деньги можно почти невидимыми способами. Обычный человек может заработать в социальной сети и вполне неплохо себя обеспечивать. Так что по крайней мере монетизация работает. Вопрос только в том, как она будет меняться со временем и к чему это приведет.

Многое поменялось за 15 лет. Если пузырь и существует, то это совершенно другой пузырь.